Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Миграционная ситуация в России.




Население России продолжает убывать. Целью государственной демографической политики до 2020 является поддержание текущей численности населения и увеличения продолжительности жизни до 75 лет. К сожалению, в поисках лучшей жизни из страны уезжают многие россияне. На сегодняшний день в эмиграции 11 млн наших соотечественников. В последние годы численность эмигрантов из России сократилась. Эмиграционные настроения сегодня посещают каждого второго представителя среднего класса. Среди западных экспертов бытует мнение, что в ближайшее время Россия должна потерять до 80% ученых, которые занимались такой деятельностью до 1991. В 2010 по переписи насчитывалось по переписи 12 млн мигрантов.

Международные последствия глобальной миграции.

1. Экономические последствия наиболее значимы и лежат на поверхности. Хотя трудовая миграция даже при разумных масштабах и регулировании имеет разные эффекты:

· способствует экономическому процветанию страны рецепиенты

· с другой стороны вымываются деньги в страны доноры

Модернизация тормозится, когда дешевле нанять рабсилу, чем покупать дорогое оборудование.

2. Политические последствия.

3. Социальные последствия. Часто мигранты поживают замкнутыми сообществами. Около 18% населения США не говорят дома на английском, а 4% вообще его не знают. По прогнозам к середине 21 века не белое население составит 50% населения США. В Лондоне доля белого населения к середине 21 века сократится до 45%.

Стратегии управления глобальными миграциями.

Надо сказать, что реализуемая в развитых странах миграционная политика очень противоречивая. Она направлена на ограничение миграционных потоков, но с другой стороны пытаются привести многообразные культур к общему знаменателю(плавильный котел). Сейчас хотят мультикультурализм. Он успешно проявил себя в Канаде. Потом в Австралии приняли. В конце 1990-х ее приняли в Британии и Германии. Однако социально-экономические, политические и культурные реалии в странах где приняли политику мультикультурализма стали наталкивать на сомнения в ее эффективности.

Вывод о миграциях: это своего рода плата за ту огромную дистанцию, которая возникла в результате огромного экономического разрыва развитых и развивающихся стран.

Есть международные институты, занимающиеся миграцией. Например, генеральная комиссия по международным миграциям, международная организация по миграции. Однако эти организации не находят поддержки у развитых стран реципиентов. Усиление миграционных потоков является естественным результатом процессов глобализации, но до сих пор остаются объектом национального управления.

 

ЛЕКЦИЯ 12. Тема: «Проблема отсталости развивающихся стран».

 

В процессе освоения материала данной главы студент должен овладеть знаниями о содержании проблемы отсталости, причинах отсталости, особенностях и общих чертах «догоняющего развития» отдельных групп стран, международных усилиях в области решения проблем развивающихся стран.

 

Содержание проблемы отсталости.

Вопреки представлению, которое может сформироваться у современного человека начала XXI века, проблема отсталости развивающихся стран существовала не всегда и, более того, в контексте исторического времени возникла относительно недавно. При этом надо подчеркнуть, что речь идет именно о проблеме мирового развития, а не о разнице потенциалов развития Севера и Юга как таковой, которая существует практически уже много веков.

Если рассматривать проблему отсталости с историко-хронологической точки зрения, то можно говорить о следующих этапах: а) 1960-е гг. – возникает понятие «развивающиеся страны». Появление понятия связано с началом массового процесса деколонизации и появлением новых независимых государств, социально-экономические показатели которых качественно отличались от «развитых стран»; б) 1970-е гг. – возникновение проблемы отсталости. Для правильного понимания данной проблемы следует иметь в виду, что отличие качественных характеристик развития периферийных (колониальных) регионов от стран Центра существовало длительное время и возникло задолго до 70-х гг. XX века. Однако в проблему мировой политики как явления, связанного с дезинтеграцией мирополитического пространства, оно превратилось только в указанное десятилетие; в) с конца 1970-х гг. по настоящее время проблема «Север – Юг» (как сейчас часто называют рассматриваемую проблему отсталости) усугубляется. Другими словами, социально-экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами возрастает. В этой связи возникла точка зрения, что имевшее место в период холодной войны противостояние «Запад-Восток» сменилось на противостояние «Север-Юг».

Проблема отсталости – состояние мирополитической дезинтеграции, связанной со значительно более низким уровнем социально-экономического развития стран Периферии и отчасти Полупериферии по сравнению со странами Центра. Этот разрыв порождает целый ряд проблем мирового развития – международный терроризм, глобальную миграцию, грязные технологии и проч.

Попробуем классифицировать государства мира по уровню социально-экономического развития, чтобы вычленить те из них, к которым имеет отношение проблема отсталости. Развитые страны, или государства Центра, могут быть определены как члены Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). В настоящее время в Организацию входит 34 страны – преимущественно из Северного полушария (Россия наряду с некоторыми другими постсоветскими странами не принята в ОЭСР). На их долю приходится 60% мирового ВВП.

Развивающиеся страны, или государства Периферии и отчасти Полупериферии, образуют самую большую и очень разнородную группу стран. В этой многочисленной группе можно выделить следующие подгруппы: а) новые индустриальные страны Азии (за исключением Южной Корее, которая входит в ОЭСР) плюс Китай, б) нефтедобывающие ближневосточные страны, в) страны среднего уровня развития (Бразилия, Индия, Пакистан, ЮАР, Египет и др.), г) самая многочисленная группа беднейших стран мира, расположенных преимущественно в Африке южнее Сахары и в южной Азии (например, Лаос, Мьянма, Мали и др.). Эта группа насчитывает около 50 стран.

Третья группа – страны с переходной экономикой, к которым относятся постсоветские государства, включая Россию, и большинство бывших социалистических восточноевропейских стран.

В рамках предложенной классификации государства второй и третьей групп (развивающиеся страны и страны с переходной экономикой) в отличие от государств первой группы (развитые страны) в большей или меньшей степени содержат в своей социально-экономической структуре элементы отсталости. Беднейшие страны мира в полной мере соответствуют статусу «отсталые».

Перейдем от классификации к конкретным количественным и качественным показателям отсталости.

Существует несколько количественных подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них – разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода на душу населения. Такой подход используется в МВФ и МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем дохода на душу населения.

В 1990-е гг. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения (среднедушевой ВВП): низкий уровень доходов – не более 765 долларов в год, средний уровень доходов – от 766 до 9385 долларов, высокий уровень доходов – 9386 долларов и выше.

Следует признать, что это грубая градация даже в тех категориях, в которых она осуществляется. Дело в том, что на самом деле разброс среднедушевого ВВП стран мира составляет приблизительно от 380 до 36.000 долларов в год. По некоторым данным, уровень доходов в Швейцарии и Мозамбике соотносится как 400:1.

Другой аспект проблемы состоит в том, что кроме дохода на душу населения существуют качественные параметры уровня жизни, которые не учитываются в упрощенных классификациях стран мира, используемых МВФ и МБРР. Комбинированный подход к оценке уровня жизни используется ООН с 1993 г. в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала. Оценка получила название индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). При подсчете ИРЧП учитываются три вида показателей:

• средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении – оценивает долголетие;

• уровень грамотности взрослого населения и совокупная доля учащихся;

• уровень жизни, оцененный через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (свыше 0,900), высокий (0,800…0,899), средний (0,500…0,799) и низкий (менее 0,500) уровень.

Лидерами по уровню ИРЧП по показателям 2009 г. являются (по убывающей) - Норвегия (0,943), Австралия (0,929), Нидерланды (0,910), США (0,910), Новая Зеландия (0,908).

Пять стран с наихудшим ИРЧП в мире следующие: Нигер – 0,366; Буркина Фасо – 0,372; Мозамбик – 0,366; ЦАР – 0,352; Сьерра-Леоне - 0,329.

Россия занимает 66 место в списке из 187 стран с индексом ИРЧП – 0,755. Это средний показатель индекса. При этом индекс России за 2009 год ухудшился по сравнению с 2008 годом (0,806). В 2009 г. на постсоветском пространстве Россия отстает от стран Балтии и Белоруссии. Индекс сильно варьируется по регионам России. По последним данным наивысший среди российских регионов ИРЧП у города Москвы – 0,964 (что сопоставимо с такими странами как Норвегия, Австралия и выше, чем в 2008 году), в то время как наименьший индекс у Республики Тува – 0,732 (сопоставим с Киргизией, Таджикистаном).

В чем конкретно проявляется отсталость стран с низкими показателями ИРЧП? Во-первых, доход на душу населения часто не соответствует физическому минимуму проживания человека. С этим связаны голод и болезни. В 50 беднейших странах мира, в которых проживает около половины человечества, средний доход на душу населения составляет менее 500 долл. в год, а часто и вовсе равен 1 долл. в день. Половина мирового населения, проживающего в развивающихся странах, владеет едва ли 1% глобального богатства. Такие доходы не дают возможности для накопления средств с последующим их вложением в национальное производство. Правда, имеет место общемировая динамика сокращения нищеты в отстающих странах в абсолютном ее выражении. К сожалению, эта тенденция нивелируется высоким уровнем имущественного расслоения и коррупции в этих странах.

Во-вторых, в мире сегодня насчитывается около 1 млрд. неграмотных людей. Более двух третей общего мирового количества неграмотных взрослых (785 млн. человек) находятся в восьми странах (Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия, Эфиопия, Индонезия, Египет); из всех неграмотных взрослых в мире две трети составляют женщины; крайне низкий уровень грамотности сосредоточен в трех регионах: Южной и Западной Азии, в Африке южнее Сахары и в арабских государствах, где около одной трети мужчин и половина женщин неграмотны. Особо надо обратить внимание на неграмотность женщин. Неграмотная мать не может заложить основы образования своим детям, которое необходимо им в современном обществе.

В-третьих, в отсталых странах высокая детская смертность и низкая продолжительность жизни. Правда, там, как правило, высокая рождаемость (в среднем в 2 раза выше, чем в развитых странах), но она имеет свой негативный эффект – безработное население съедает тот незначительный прирост ВВП, который имеется в этих странах.

Показатели отсталости связаны не только с ИРЧП, но и с макроэкономическими тенденциями развития стран Периферии. Среди них выделим инвестиционный кризис, долговой кризис, технологический разрыв с развитыми странами, зависимость от импорта продовольствия.

Развивающимся странам катастрофически не хватает собственных инвестиций для развития экономики. 90% всех валютных поступлений осуществляется не за счет экспорта, а благодаря коммерческим займам. Это явилось одной из причин возникновения в 1980-х гг. долгового кризиса развивающихся стран. Норма обслуживания долга – показатель способности государства успешно справляться со своими внешними долгами, складывающийся из отношения текущих платежей по долгам к экспортной выручке и в идеале не превышающий 25% - составлял в те годы 100 и более процентов, что свидетельствовало о полном банкротстве целого ряда ведущих стран Периферии (Мексики, Бразилии, Чили и др.). К настоящему времени благодаря усилиям международного сообщества наиболее острые его проявления сглажены, однако долговой кризис перешел в хроническую стадию и даже усугубляется. Общая задолженность развивающихся стран в 1982 г. – 805 млрд. долл., в 1996 г. – 2095 млрд. долл. Внешний долг развивающихся стран и стран с переходной экономикой в 2005 г., по оценкам МВФ, равнялся 3047 млрд. дол., что составило 83,1 % от их экспорта товаров и услуг и 31,6 % к ВВП.

Технологический разрыв Периферии со странами Центра существовал всегда. Но с 1970-х гг., когда на Западе начали активно внедряться ресурсо- и энергосберегающие технологии, использование искусственных материалов, автоматизация и роботизация производства, этот разрыв начал возрастать. Ситуация складывается таким образом, что научно-технический прогресс, локомотивом которого являются страны Запада, оборачивается для развивающихся стран обесцениванием их конкурентных преимуществ – дешевой рабочей силы и натурального сырья.

Еще одной бедой стран Периферии стала проблема с продовольствием. До 1960-х гг. Африка сама себя кормила. В последующем многие страны этого континента - и не только они – стали вынуждены импортировать продовольствие. Особенно обострилась ситуация в 2000-е гг., грозя перерасти в мировой продовольственный кризис. Причин несколько, среди которых одна из важнейших – возрастающее производство биотоплива из зерновых и масличных культур, которое обусловило сокращение предложения продуктов питания.

Попытаемся выделить суть из всего сказанного о содержании глобальной проблемы отсталости. Думается, что можно говорить о двух важнейших ее аспектах. Первое. Имеет место не просто разрыв между уровнями развития Центра и Периферии, а увеличение этого разрыва, или, говоря образно, ножницы между уровнями развития. Для наглядности приведем еще несколько цифр. Вот как менялось соотношение между уровнями дохода 20% наиболее бедной и 20% наиболее богатой частей населения Земли: 1960 г. – 1:13; 1991 г. – 1:60; 1999 г. – 1:74; 2008 г. – 1: 100. Второе. Бедственная ситуация в развивающихся странах негативно влияет на внутреннюю ситуацию в странах Центра, придавая проблеме поистине всемирный характер. Среди отрицательных импульсов, идущих от стран Периферии, назовем 1)долговой кризис, заложниками которого стали многие коммерческие и государственные структуры развитых стран; 2) международный терроризм; 3) промышленность на «грязных» технологиях и принцип «сначала развитие, потом экология», что влечет за собой усугубление глобальной экологической ситуации; 4) миграцию, которая только за период с 1970-х по 1990-е гг. возросла с 8 до 23 млн. человек, а в 2010 г. общее число мигрантов на планете составило 214 млн.человек. Касаясь последней проблемы, отметим, что в Великобритании на 60 млн. британцев приходится 1.6 млн. мусульман. Казалось бы это совсем немного – если не принимать во внимание тот факт, что 40% из них хотели бы уже сегодня жить по законам шариата. Во Франции около 25% всех школьников придерживаются исламской веры, а всего к этой религии себя причисляют 5.6 млн. человек из 59-милионного населения. Схожая ситуация наблюдается и в других европейских странах – Швеции, Голландии, Норвегии, Швейцарии.

 

Причины отсталости.

Сторонники разных теоретических подходов называют разные причины разрыва в уровнях развития между Центром и Периферией. Все они так или иначе влияют на рассматриваемую проблему. Мы классифицируем причины отсталости на внутренние и внешние, отталкиваясь от исторического процесса в том виде, в котором он протекал и протекает в развивающихся странах.

Начнем с внешних факторов, отдавая должное распространенному представлению о том, что колониализм – причина номер один нынешнего неблагополучного положения в странах Периферии. Факт остается фактом, что во многих бывших колониях колонизаторы создали аграрно-сырьевую монокультурную экономику, позволявшую им вывозить из бывших колоний необходимые для их промышленного развития сырье, сельскохозяйственные товары и рабочую силу.

Впрочем, фактор колониализма далеко не единственная причина отсталости и его не следует излишне демонизировать. Не будет преувеличением сказать, что сплошь и рядом в современных странах, некогда бывших колониями, проблем и острых противоречий намного больше, чем было при колонизаторах, которые были заинтересованы сглаживать конфликты и урегулировать противоречия в подконтрольных им территориях. Нередко бывшие колонии обзаводились производством, которое и сейчас их кормит (например, чайные плантации Шри-Ланки). В других случаях были и вовсе заложены основы будущего развития (например, в Индии).

Вторая внешняя причина проблем развивающихся стран возникла в 1973 г., когда произошел первый энергетический кризис в мире и цены на нефть подскочили в 4 раза. Парадокс в том, что инициаторами кризиса явились сами развивающиеся страны, точнее некоторые из них – ближневосточные члены ОПЕК, которые объявили эмбарго на поставки нефти западным странам, поддерживающим Израиль в очередной текущей арабо-израильской войне. Развитые страны мира нашли выход из ситуации роста цен на энергоносители (заметим, что рост в абсолютном выражении составил с 3 долл. до 12 долл. за баррель!) в применении научных технологий, в то время как подавляющее большинство стран мира испытало финансовый шок. Это событие и последующие мировые энергетические кризисы вносили свой вклад в рост внешнего долга развивающихся стран, который рос одновременно с внешними займами, необходимыми для покрытия издержек на энергоносители.

Третья внешняя причина отсталости состоит в особенностях современной экономической глобализации. В рамках стратегии «Вашингтонского консенсуса» страны Большой семерки и глобальные экономические организации (МВФ, МБРР, ВТО) – главные современные «глобализаторы» - навязывают развивающимся странам неоправданное с позиций их интересов снижение роли государства в экономике, защиты и без того слабого национального рынка. Это делается в целях облегчения доступа западного капитала на рынки развивающихся стран. Обоснованием является тезис о развитии рыночной экономики. Однако, как известно, рынок всегда работает в пользу сильного. Это хорошо помнят сами развитые страны, которые на заре становления собственных рынков проводили протекционистскую политику. Результатом является то, что давно получило название неоколониализма – экономическая зависимость стран Периферии от стран Центра.

Четвертая внешняя причина проблем развивающихся стран носит, в отличие от предыдущих, объективный характер и состоит в том, что научно-технический прогресс работает не в их пользу. Как отмечалось выше, он лишает отсталые страны их конкурентных преимуществ, консервируя отсталость. В лучшем случае в этих странах создаются отдельные анклавы, где применяются передовые технологии, основанные на иностранном капитале, но экономические отрасли, необходимые развитию страны, находятся в упадочном состоянии или вообще отсутствуют.

Пятая внешняя причина бедственного положения стран Периферии также носит объективный характер и связана с ограниченностью природных ресурсов на планете Земля, в результате чего просто физически невозможно обеспечить потребление для всех на уровне промышленно развитых стран. Кто-то должен быть беднее. Об этом писал еще Мальтус в XVIII в., но потом его учение сильно критиковалась с марксистских позиций. Сегодня даже христианская церковь признает правомерность положений, которые отстаивал Мальтус. В своем выступлении в январе 2004 г. кардинал Йозеф Ратцингер, будущий Папа Римский Бенедикт XVI, говорил о необходимости самоограничения.

Наконец, шестая внешняя причина отсталости связана с сельскохозяйственной политикой стран Запада, прежде всего ЕС. Речь идет об огромных субсидиях, выделяемых на сельское хозяйство, с целью поддержания его конкурентоспособности. Это препятствует проникновению сельскохозяйственной продукции развивающихся стран на рынки западных стран.

Перейдем к внутренним причинам проблемы отсталости. Первая причина связана с ошибками в социально-экономической политике сразу после обретения политической независимости бывшими колониями в 1960-х – 1970-х гг. Тогда курс был взят на политику «опоры на собственные силы». Примером был Советский Союз, который собственными силами вышел на уровень индустриальной державы. Молодым, образованным лидерам новых независимых государств очень хотелось быстрее вывести свои страны из состояния стагнации и отсталости. На деле в большинстве случаев все получилось наоборот. Для строительства промышленных объектов приходилось брать кредиты, но прибыли эти объекты не приносили. Скорее, приносили убытки, так как для их эксплуатации не было ни квалифицированной рабочей силы, ни сырья, ни рынков сбыта продукции. Деформировалась местная социальная инфраструктура, росла преступность в городах и коррупция в государственных структурах. В настоящее время от политики «опоры на собственные силы» отказались все страны мира, кроме Северной Кореи. Тем не менее, ее последствия дают о себе знать. Самое главное, что она явилась еще одной причиной роста внешней задолженности стран Периферии.

Следующая группа внутренних причин проблем развития стран Периферии связана с особенностями их местных условий. Прежде всего, надо указать на специфику социальной инфраструктуры традиционных обществ. Для нее характерны все еще сохранившиеся трайбалистско-общинные черты, которые, в частности, препятствуют частным накоплениям отдельных граждан. Если кто-то из членов племени сумел добиться финансового успеха, он должен поделиться доходами с другими членами рода. Такие традиции препятствуют первоначальному накоплению капитала и, следовательно, развитию национального бизнеса. В мусульманских странах есть свои, специфические причины отсталости. В истории ислама не было реформизма, как в христианстве, которое адаптировало последнее к новому времени. Ислам исторически основан на общинности и тотальных запретах на проявление индивидуализма. В христианстве и идудаизме запреты тоже были, но со временем смягчились и отпали. Сами мусульмане говорят: к отставанию привело то, что в средние века в результате жестких и острых богословских дискуссий человек потерял право на субъективное личное мнение.

Не менее отрицательно действует на стимулы к развитию и такой фактор, как климат. Не случайно подавляющее большинство индустриально развитых стран находится в средних и холодных широтах. В исторической перспективе для населения стран субтропических и тропических стран климат играл развращающую роль, снижая стимулы к поиску интенсивных форм хозяйствования.

Обобщая размышления о причинах отсталости развивающихся стран, следует сделать вывод, что они носят множественный характер – среди них как внешние, так и внутренние, как субъективные, так и объективные факторы. Заслуживает внимания мнение известного отечественного обществоведа В.Г.Хороса о политических последствиях ситуации отсталости в развивающихся странах: «…продолжает накапливаться потенциал локальной конфликтности в странах Юга и Востока как результат накопившихся социальных дисбалансов и неравномерности развития. Это вынуждает предполагать, что мировое развитие в ближайших десятилетиях будет нестабильным и трудноуправляемым».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...