Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Успешные лидеры и руководители-неудачники




Прежде всего психологов интересовал вопрос, кто
именно становится лидером, руководителем группы. Пер-
воначально исследования проводились путем выявления
лидеров в дискуссионных группах. Таковыми станови-
лись социабельные, доминантные, экстравертированные,
амбициозные, ответственные, заслуживающие доверия,
самодостаточные, эмоционально стабильные, коопера-
тивные и тактичные (Sfogdill, 1974). В терминах совре-
менной пятифакторной модели личности FFM (см. гла-
ву 9), люди, становящиеся лидерами групп, характери-
зуются высокими показателями по факторам экстравер-

 


 

профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ...


 


сии, доброжелательности, добросовестности и эмоцио-
нальной стабильности {Hogan et al., 1994). Личностные
переменные, как показывают многие авторы, оказыва-
ются более надежными предикторами эффективного
руководства, чем, например, показатели когнитивных
способностей, установок или демографические харак-
теристики (Кеппу & Zaccaro, 1983).

Разумеется, можно выделить некоторые личностные
качества, отличающие наиболее эффективных руководи-
телей. Проведенное в двух больших американских компа-
ниях (Sears и AT&T) обследование (на основе использова-
ния FFM) руководителей показало, что наиболее быстро
продвигались лидеры с высокими показателями артику-
лированности и активности (фактор I), упорно работаю-
щие и ответственные (фактор III), независимые и самодо-
статочные (фактор IV). Личностными чертами, позволяю-
щими сделать прогноз о продвижении вверх по служебной
лестнице, оказались ориентация на успех и готовность
принимать решения (I фактор), внутренние нормативы (III
фактор), устойчивость к стрессу и толерантность к нео-
пределенности (IV фактор), широта интересов (V фактор)
(Bentz, 1990; Howard & Bray, 1990).

He менее интересны данные о неуспешных руководи-
телях, демонстрирующих низкую эффективность работа-
ющих под их началом команд. Личность неуспешных лиде-
ров также имеет отличительные признаки, среди которых
выделяются высокомерие, мстительность, несамостоятель-
ность, неумение держать дистанцию и стремление досаж-
дать (Lombardo et al., 1988). Команды, которыми руководят
лидеры, обладающие этими нежелательными чертами, хуже
справляются с заданиями, чем группы, возглавляемые
лидерами с иными личностными свойствами. Вполне воз-
можно, что подчиненные всегда осознают "теневые сто-
роны" личности руководителя, которые, кстати говоря, с
трудом поддаются выявлению у потенциальных руководи-
телей, проявляясь только в реальной ситуации взаимодей-
ствия (Harris & Hogan, 1992).


 

человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ


 


20.4. стратегии жизненного успеха и

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ

В дифференциально-психологическом исследовании
проблемы жизненной успешности важное место занимает
анализ взаимосвязи индивидуальных поведенческих стра-
тегий, многие из которых обнаруживают себя уже в дет-
стве, с параметрами жизненного успеха. Рассмотрим не-
которые компоненты поведенческих стратегий, которые
связаны с устойчивыми личностными особенностями,
влияющими на достижение успеха.

Понятие о справедливости. Дж.Адамс (Adams, 1965)
сформулировал теорию справедливости, объединяющую
в себе параметры индивидуальных различий, ситуацион-
ных и феноменологических переменных. Несмотря на то,
что любой работник больше мотивирован при условии
справедливо заключенного договора, существуют межлич-
ностные различия в поведении, обусловленные тем, как
люди воспринимают справедливость и несправедливость.
"Благосклонные" удовлетворены, даже когда их недооце-
нивают, и чувствуют вину, если их переоценивают или же
оценивают по справедливости. "Сензитивные" (к справед-
ливости) убеждены, что все, включая их самих, должны
быть оценены достойно, по справедливости. Наконец, "пре-
тендующие" считают, что они должны получить все, что
только возможно. Вполне понятно, что они испытывают
дистресс в любом случае — когда их недооценивают или
даже оценивают по справедливости. (Переоценить же "пре-
тендующих", согласно их установке, невозможно).

Соревнователыюсть. Обнаружено, что мальчики, про-
являющие чрезмерную пассивность в период детства, не
склонны к соревновательности, став взрослыми. В то же
время зависимые мальчики становятся заботливыми и бла-
гожелательными мужчинами, часто имеющими счастли-
вые браки (Caspi et al., 1988).

Ориентация на успех vs избегание неудачи. Эта харак-
теристика описывает представления, тесно связанные с
мотивацией и выбором способов поведения. Индивиду-
альные различия в интенсивности реакций на успех и


 

профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ..


 


неудачу отмечаются уже у четырех—шестилетних детей
(Хекхаузен, 1986). Изучение факторов, влияющих на фор-
мирование предпочтения успеха или избегания неуда-
чи, выявило ряд образующих эти стратегии компонен-
тов. Было проанализировано поведение матерей, чьи дети
за время учебы в первом классе стали сильнее бояться
неудачи (то есть привлекательность избегания неудач
оказалась для этих детей весомее силы привлекательно-
сти успеха), по сравнению с матерями детей, ставших
за это же время обучения более уверенными в успехе
(Trade-wind & Husarek, 1979). Следующие факторы оказа-
лись наиболее влиятельными:

* ориентация на социальные, а не предметные и инди-
видуальные нормы, желание видеть соответствие более
высоким стандартам качества, недовольство достигнутым;

* более сильная регламентация и контроль ситуации (в
данном случае — выполнения домашнего задания); мате-
ри детей, избегающих неудачи, реже считаются с желани-
ями ребенка и реже поощряют его к самостоятельной ра-
боте; помощь оказывается в виде прямого вмешательства в
работу;

* в беседе успешное выполнение заданий редко объяс-
нялось высокой одаренностью ребенка, зато неудача час-
то объяснялась малой одаренностью;

* на высокие достижения чаще проявлялась нейтраль-
ная реакция; детей реже хвалят и ласкают.

Уровень притязаний. Уже в возрасте 3,5—4,5 лет у детей
проявляется предпочтение наступательной или оборони-
тельной стратегии (Wagner, 1969) по отношению к зада-
чам и ситуациям разного типа как наиболее ранний при-
знак различий в индивидуальных (личностных) стандар-
тах или уровне притязаний. Портреты взрослых испытуе-
мых, составленные на основе критерия величины целево-
го отклонения (Robaye, 1957), выглядят следующим обра-
зом (см. также Бороздина, 1993):

* высокий реалистичный уровень притязаний сочета-
ется с уверенностью в ценности собственных действий,
стремлением к самоутверждению, ответственностью, кор-


428 человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ

рекцией неудач за счет собственных усилий; наличием ус-
тойчивых жизненных планов с элементом ригидности;

* высокий нереалистичный уровень притязаний сопро-
вождается фрустрированностью, требовательностью к дру-
гим и обвинением окружающих; такие субъекты тревож-
ны, не выносят подчинения, но ничего не делают для ре-
ализации собственных планов; малообщительны и инфан-
тильно аффективны;

* умеренный уровень притязаний свойственен прини-
мающим себя в целом субъектам; они не ищут самоутвер-
ждения, уверены в себе, настроены на успех, соразмеряя
усилия с ценностью достигаемого;

* низкий уровень притязаний сочетается со средними
возможностями субъекта, как правило, осознаваемыми им
самим; установка на подчинение и очевидная беспомощ-
ность; скромные цели и слабость перед неудачей часто
отражают стремление стать более опекаемым; планы на
будущее неясны, временная перспектива структурирована
слабо.

Как видно из этого небольшого перечня некоторых ос-
новных компонентов—слагаемых успеха, есть большие ос-
нования предполагать связь этого конструкта скорее с лич-
ностными предпосылками, чем с ситуативными детерми-
нантами, имея в виду возникающие в жизни каждого из
нас обстоятельства, затрудняющие или облегчающие дос-
тижение намеченных целей.

Понятие успеха как такового имеет ключевое значе-
ние для любого человека. Однако далеко не всегда раз-
личаются уровни этого важнейшего конструкта, пред-
ставленные организованными в иерархическую структу-
ру ортогональными факторами: степень самосовершен-
ствования, профессиональные достижения и жизненный
успех (см. рисунок 28).

Личностный успех выражается в достигнутом челове-
ком уровне личностной зрелости, связанном с ощущени-
ем субъективного и семейного благополучия. Успех про-
фессиональный отражается в степени творческого своеоб-
разия конечного результата или продукта деятельности.


W

профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ... 429

Рис. 28. Факторы успеха

Наконец, жизненный успех может быть достигнут как за
счет одного из этих двух факторов (и в этом случае он
неизбежно строится на основе гиперкомпенсации), так и
за счет наиболее оптимального сочетания личностного и
профессионального компонентов.

Связующим звеном системы факторов успеха оказыва-
ется своеобразие таких личностных переменных, как пред-
почтение ценностей и мотивация достижения. Наиболее
существенное различие выражается в преобладании у
субъекта так называемой "внутренней" или "внешней"
мотивации. Первая связана с удовлетворением от самого
процесса работы, вторая — с ориентацией на вознаграж-
дение как единственный ценный результат.

Огромное количество исследований на эту тему вы-
полнено с целью изучения влияния ситуационных фак-
торов на мотивацию, хотя и они показывают, что внеш-
не мотивированные субъекты обнаруживают гораздо
большее количество побочных негативных эффектов —
меньшую креативность, большую нетерпеливость и мень-
шую обучаемость (Amabile, Goldfarb & Brackfield, 1990).
Изучение типов мотивации как проявления личностных
черт привело к созданию конструкта "каузальная ори-
ентация", для измерения которого предлагается специ-
альный опросник, выявляющий три компонента каузаль-
ной (причинной) ориентации — автономность, конт-
роль и нейтральность (Deci & Ryan, 1985). Каузальная
ориентация связана с общими предпочтениями субъек-
та в способах вознаграждения, структурирующих его
жизнь. Обнаружено, что автономно-ориентированные


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...