Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из рассказа внучки 14-летней Дарьи Бачиной

С. Кушерека Архангельской губернии – 15.08.2003,

Г. Санкт-Петербург

Капитан рыбопромысловых и поисковых судов.

Родился в многодетной семье, вместе с отцом выходил на промысел в море. В 1929 году отца раскулачили, вместе со старшими сыновьями сослали в лагеря.

С 1930 года в Мурманске – юнга, матрос, боцман на рыбопромысловых судах.

В годы Великой Отечественной войны служил командиром отделения на сторожевом корабле «Бриз» под командованием капитана В. А. Киреева, который таранил фашистскую подлодку.

Окончил ШУКС (школу усовершенствования командного состава) в 1952 году. В 1950-х руководил экипажем поискового траулера «Джугба», обеспечивая промысловикам стабильную сырьевую обстановку. В частности, в конце 1950-х годов обследовал районы северо-западного побережья Норвегии, изучил условия и доказал возможность работы флота на промысле сайды.

С 1960 года капитан РТ-318 «Макеевка», на котором в середине 1960-х обследовал перспективные районы промысла у берегов Исландии. Возглавляя экипаж траулера «Махачкала», который значительно перекрывал задания по выработке клипфиска, так называемого «русского пласта» – обескровленной, специально разделанной крепкосоленой трески, идущей на экспорт.

С 1972 по 1979 годы флагманский капитан Мурманского тралового флота, капитан-наставник Севрыбпромразведки. Рыбацкая газета писала: «Создавалось впечатление, что капитан-наставник Бачин был нужен всем рыбакам, работавшим в Баренцевом море… Михаил Ильич часами не выходит из радиорубки, проводит капитанские советы, руководит промыслом».

Награжден орденами Ленина (1966), Трудового Красного Знамени (1974), Красной Звезды. Дважды избирался депутатом городского Совета Мурманска.

 

РАПОРТУЮТ ПОИСКОВИКИ

Из статьи журналиста Б. Червова

На Норвежском жёлобе стояла штормовая погода. Капитан поискового траулера «Джугба» Михаил Ильич Бачин то и дело включал эхолот, проверяя глубины, а также все время контролировал показания рыбоискателя. Спустили трал. Через час-полтора зарокотала лебедка. Точно струны, туго натянутые ваера поползли из воды на барабаны траловой лебедки. Недалеко от борта запузырилась и поголубела вода. А затем из разбушевавшейся морской пучины появились сети, наполненные серебристой треской. Косяк для промысловиков найден.

Ставить буй были невозможно. Корабль находился недалеко от берегов, да и штормовая погода мешала этому. Капитан тов. Бачин. определив точное нахождение судна по двум углам с помощью локатора и пеленга, дал указание своим помощникам точно проверить плотность и глубину залегания рыбной концентрации, скорость и направление ее движения, измерить придонную температуру воды.

Об обнаружении косяка было срочно сообщено руководителю промыслом. А на радиосовещании Михаил Ильич уже подробно рассказывал капитанам кораблей, которые спешили к траулеру «Джугба», обо всех особенностях облова найденной концентрации, давал нужные советы и предложения. И в первые же дни коллективы судов, подошедших к разведчикам, стали поднимать на борт до 15-20 тонн трески за сутки.

Экипаж поискового траулера «Джугба» сделал в этом году четыре рейса. И все они закончены успешно. В каждом плавании команда корабля обнаружила по одному косяку, обеспечила промысловикам.хорошую сырьевую базу.

Опытный капитан-разведчик тов. Бачин, с помощью партийной и профсоюзной организаций, сумел создать на судне дружный, дисциплинированный, работоспособный коллектив. Особенно отличаются в труде старший мастер по добыче тов. Денисов, матросы тт. Алексеев, Кошелев, Шерстенников, Леушин, засольщики тт. Фрейберг и Крутиков.

С похвалой отзываются на корабле о работе машинной команды, которую возглавляет старший механик тов. Лебедев. Любовно ухаживая за механизмами, правильно их эксплуатируя, механики и кочегары с начала этого года уже сделали две безремонтных стоянки в порту, при обязательстве сделать 5 таких стоянок. Здесь передовиками социалистического соревнования зарекомендовали себя третий механик тов. Артемьев, кочегары тт. Василе- нок, Павлюченко, Пачков.

Коллектив траулера «Джугба» принял повышенное обязательство на первый год семилетки. Он дал слово обнаружить в течение года 9 концентрации рыбы, обеспечивать промысловый флот прочной сырьевой базой.

Слово разведчиков крепкое.

Газета «Рыбный Мурман» (№ 46 от 16 апреля 1959 года).

МОЙ ДЕДУШКА

Из рассказа внучки 14-летней Дарьи Бачиной

Часто слышала от родителей о том, что историю делают люди, но никогда не задумывалась над смыслом этой фразы. Однажды, рассматривая семейный альбом, увидела себя на коленях у высокого строгого старика. Я знала, что это отец папы, мой дед. Но он умер, когда мне было всего два года, поэтому я его совсем не помнила.

«Расскажи про дедушку Мишу», – попросила я папу, удобно устроившись рядом с ним на диване. «Так это длинная история», – ответил отец, обнимая меня. «Которую делают люди?» – нетерпеливо перебила я. «Да, да, – закивал он, – слушай!»

– У твоего дедушки было пять сестёр и тринадцать братьев – большая, дружная, работящая семь, – рассказал папа. – Мой же, доченька, дедушка, Илья Прокопьевич, поморский крестьянин, занимавшийся рыбным промыслом, имел небольшое парусное судно. Когда мальчики подросли, он брал их с собой в море – такой семейный экипаж. Жила семья не бедствуя, как и многие поморские семьи, потому что работала с утра до вечера не покладая рук, так как был ещё большой огород.

Но в 1929 году всё изменилось: главу семьи, как зажиточного крестьянина, раскулачили и вместе со старшими сыновьями сослали в лагеря. Младшего, твоего дедушку Мишу, не тронули, и он, едва закончив 6 классов и заготовив матери и сёстрам дров на зиму, подался в Мурманск. Здесь ему повезло: взяли юнгой на корабль, и он стал моряком, начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Но вскоре началась война. Дедушка тогда уже ходил боцманом на рыболовном траулере, который не только ловил рыбу, но и должен был охранять себя от вражеских самолётов и подводных лодок. На судне появились совсем не мирные предметы: пулемёты и глубинные бомбы. Маленький РТ «Бриз» выполнял очень большую работу. Однажды осенью 1941 года, в самом начале войны, «Бриз» нёс свою вахту в Баренцевом море. Вдруг на мостике заметили немецкую подводную лодку: она всплыла – немцы, очевидно, предполагали, что это практически беззащитное судёнышко будет лёгкой добычей. Но отважный экипаж пошёл на таран... За этот подвиг экипаж «Бриза» был награждён орденами и медалями. Твой дед получил орден Красной Звезды. В музее Северного флота хранится уникальная фотография: старшина минёров Михаил Бачин звёздочкой отмечает на рубке «Бриза» потопленную вражескую подлодку.

После войны дедушка ходил в море, учился, стал штурманом, потом капитаном. Работал он не хуже, чем воевал…

«Ты как книгу рассказывал, – сказала я папе, – как выдуманную историю». «Порой жизнь сложнее и интереснее самой фантастической истории», -–вздохнул отец. Я задумалась, а потом снова заговорила: «Так по дедушкиной жизни можно про историю нашего города рассказывать. И страны: работал, воевал, снова работал…»

«Да, – довольно улыбнулся папа. – Историю ведь делают люди!»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...