Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ломоносов - основатель мозаичного искусства в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………… 3

Ломоносов - основатель мозаичного искусства в России.

1.1. Работы М.В.Ломоносова в области производства стекла.……………………… 4

1.2. Мозаики М.В.Ломоносова. ………………………………………………………...5

 

 

2. Заключение…………………………………………………………………………….. 7

Список литературы……………………………………………………………………….8

Приложение

 

Введение

 

«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни

 

всегда приукрашена чьей- либо яркой жизнью,

 

деяниями особо славными. Многие звезды

 

украшали русское небо XVIII столетия. Звездою

 

первой величины явилась слава Михаила Ломоносова».

 

Борис Шергин

 

Ломоносов был человеком универсальных знаний, подлинным ученым- энциклопедистом. Его работы в области физики, химии, техники, истории, экономики, геологии, географии и литературы на длительный период предопределили пути развития этих наук. Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много в разных областях знания, в литературе и искусстве.

 

Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с тем, большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью. Как художник он был на высоте требований времени, а во многом и превзошел уровень творческих поисков своих современников.

Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России.

 

Большинство моих ровесников не знают о вкладе Ломоносова в мозаичное искусство, поэтому я пришла к выводу, что необходимо донести всем о значимости вклада русского ученого в возрождение и развитие древнего мозаичного искусства в России.

 

Гипотеза: если мозаичные картины, выполненные в мастерской М.В.Ломоносова, стали яркой страницей в истории русского искусства, то они имели большое значение и в развитии русской промышленности.

 

Основной целью моей работы является исследование работы М.В.Ломоносова в области художественного мозаичного творчества

 

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

Познакомиться с историей создания мозаичных смальт.

Выяснить вклад М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства в России

Познакомиться с основными мозаичными работами М.В.Ломоносова.

 

 

.

 

Ломоносов - основатель мозаичного искусства в России.

1.1. Работы М.В.Ломоносова в области производства стекла.

 

Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.

В середине 40-х годов внимание ученого привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. В 1745 г. канцлер М.И. Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных картин. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт.

Ломоносов знал, что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство.

Постройка в 1748г. химической лаборатории позволил Ломоносову начать большие исследования по химии и технологии силикатов, а также по теории цветов. Михаил Васильевич был выдающимся теоретиком в науке о цвете и называл три основных цвета в природе - красный, желтый и синий. «Живописцы, -писал он, -употребляют цветы главные, прочие через смешение составляют».

С 1749 года он систематически проводил опыты по производству красителей.

В конце концов он создал рецептуру, которая позволяла производить смальту - цветное стекло, из мельчайших кубиков которого создается мозаика. Одержимость ученого была бесподобной и дала свои великолепные плоды.

Четыре тысячи сложнейших опытов привели к тому, что была получена смальта самых разнообразных оттенков - пурпурных, зеленых, коричневых, бирюзовых, черных, синих.

В январе 1750г. он продемонстрировал изготовленные им цветные стёкла в Академическом собрании.

В начале 50-х годов Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальты, из которой предстояло набирать мозаичные картины, а также нашёл состав мастики, с помощью которой смальта скреплялась с медным подносом.

Уже в сентябре 1752г. Ломоносов закончил первую художественную мозаичную работу - образ Богоматери, сравнительно небольшая по размерам мозаика оказалась чрезвычайно трудоёмкой в изготовлении. "Всех составленных кусков, - писал Ломоносов, - поставлено больше четырёх тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи".

Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора. В отличие от западноевропейских мастеров, набиравших мозаики преимущественно тонкими пластинами смальты, Ломоносов разработал методику набора мозаичных картин четырехгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска. Это обеспечивало прочность набора.

Ломоносов много раз обращался к правительству с предложениями организовать производство смальт и мозаик, художественных и бытовых вещей из цветного стекла. Но правители оставались глухи к призывам учёного. И тогда Ломоносов решил сам наладить это производство. С этой целью он попросил выделить ему участок недалеко от Петербурга, где «есть глина, песок и дрова». Просьба Ломоносова была удовлетворена. 6 мая 1753 г. близ деревни Усть-Рудицы состоялась закладка фабрики.

 

2. Мозаики М.В.Ломоносова.

 

Первая, пробная мозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас"( Фото1 ), которая довольно проста по исполнению. Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче. Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление.

Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5). и др. Помимо больших мозаичных картин Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению не дошедшие до наших дней. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. " Все материалы,- писал Ломоносов, - имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне". Время подтвердило правоту слов Ломоносова.

 

В начале 1758г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе. Ломоносов хотел отразить "знатнейшие дела историческим образом", подразумевая под ними начало правления Петра, "избавление от стрельцов", историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, "Полтавскую баталию" и т.д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. В нем по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I.

 

В июне 1761г. после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И.И. Шувалов и М.И. Воронцов. Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией". В декабре 1764 г. мозаика была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму.

 

"Полтавская баталия"( Фото 7) - последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Замысел ученого изготовить другую картину этой же серии - "Азовское взятие" остался неосуществимым.

 

В апреле 1764г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М.И. Воронцов. Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Но напряженная работа над "Полтавской баталией" наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Так заглохло замечательное творческое начинание великого русского ученого, которому он отдал многие годы жизни.

 

Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.

До нашего времени сохранились следующие мозаики Ломоносова:

Нерукотворный Спас 1753г. (Исторический Музей, Москва)

Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж)

Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва)

Александр Невский 1757-1758гг. (Музей Ломоносова)

Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей)

Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж)

Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей)

Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург)

 

Заключение.

 

 

Проделав исследование по данной теме, я делаю следующие выводы:

-Ломоносов разработал рецептуру многочисленных цветных стёкол

-Разработал богатейшую палитру мозаичных смальт.

-Построил стекольную фабрику, предназначенную для производства различных художественных изделий из цветного стекла.

Таким образом, можно считать доказанной гипотезу исследования о том, что художественное наследие М. В. Ломоносова в области изобразительного искусства имеет большое значение для истории как русского искусства, так и русской промышленности. Открытия Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности. Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики. Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости - «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла…»1752).

Сейчас мозаика М. В. Ломоносова является первоисточником творчества мозаичных художников. Только в наше время в Советском Союзе осуществилась мечта Ломоносова о декоративном убранстве мозаиками «огромных публичных строений». Стены многих общественных зданий — дворцов и домов культуры, метрополитенов и т. д. — Москвы, Ленинграда, Киева и многих других городов страны украшают монументальные мозаики, изготовленные советскими художниками, которые продолжают славные ломоносовские традиции.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Анискович Л.И. «Ломоносов», М.: издательство «Вече», 2001г.

 

2.Кто есть кто: Новейший справочник школьника. –М.: Фил. о-во СЛОВО. Изд. Эксмо, 2006.

 

3. Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765).-М.:Наука, 1988.-465с.

 

4. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

 

5. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000

 

6.Читаем, учимся, играем. №4, 2001

 

7. Что такое. Кто такой: Т.2.-3-е изд. перераб. и доп.-М.: Педагогика-Пресс,1992

 

8. Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986

 

9.Энциклопедия для детей. Том 17. Химия./гл.ред. В.А.Володин.-М.: Аванта+, 2000.-640с.

 

10. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Культура/Авт. сост. Н.В.Чудакова. Под общей редакцией О.Г.Хинн.-М.: АСТ,1996

 

11.http: muzey.miht.ru\library\lomonosov_i_iskusstvo.thml

 

12. http://ru.wikipedia.org/.

 

 

Приложение

 

Фото 1

 

Фото 2

 

Фото 3

 

Фото 4

 

Фото 5

Фото 6

Фото 7


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...