Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические основы внеклассной работы по информатике

Миндетбаева А.А.-старший преподаватель, Абуова Г.О. – студент

МКТУ имени Х.А.Ясави, г.Туркестан, Казахстан

Дидактические основы внеклассной работы по информатике

Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная работа – различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время. Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия.

Сегодня личностно-ориентированное образование никем не оспаривается, и именно внеклассная работа позволяет подойти к каждому ученику как к единственному и неповторимому, как к зарождающейся индивидуальности. Современный учитель должен быть прежде всего специалистом в области общения со школьниками различного возраста, их личностного развития

Внеклассная работа формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему. Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности. Система внеклассной работы имеет сложную структуру.

Основные цели проведения внеклассной работы по информатике:

· Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе по информатике.

· Определить степень совпадения интересов педагога и учеников.

· Определить место внеклассной работы по информатике средних и старших классов в школьной жизни.

· Определить направленность этой внеклассной работы.

Внеклассная работа направлена на решение следующих задач:

· Формирование у ребенка положительной концепции, характеризующейся следующими факторами:

а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости.

· Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества.

· Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков.

· Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения.

· Развитие познавательного интереса.

· Организация свободного времени учащихся.

Функции внеклассной работы.

Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции – обучающую, воспитательную и развивающую.

Принципы внеклассной работы.

Внеклассная работа проводится на основе общих принципов, которые составляют исходные начала при определении ее направления, содержания, форм и методов.

· Принцип целевой установки требует четкого планирования учебно-воспитательных задач, оценки достигнутых результатов, всестороннего анализа проведенной работы.

· Принцип единства и целостности учебно-воспитательного процесса означает прежде всего органическое соединение учебной и внеклассной работы.

· Принцип воспитания в коллективе и через коллектив вытекает непосредственно из целей обучения и воспитания, так как только в коллективе личность получает возможность всестороннего развития своих задатков.

· Внеклассная работа по своей природе требует активности учащихся и создает простор для проявления их самостоятельности. Здесь они могут добровольно выбирать себе занятие, участвовать в его планировании, определении путей и средств осуществления намеченного. Поэтому эта деятельность открывает большие возможности для реализации принципа развития активности и самодеятельности в процессе воспитания.

· Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей во внеклассной работе означает, что она должна строиться с опорой на силы и возможности, присущие данному возрасту, и содействовать дальнейшему развитию каждого учащегося.

· Принцип единства требовательности и уважения к личности определяет взаимоотношения учителей и учащихся в процессе внеклассной работы, позволяет выявить те увлечения и интересы школьников, в которых наиболее полно проявляются их положительные качества.

Содержание внеклассной работы.

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни.

· Познавательная деятельность во внеклассной работе предназначена для формирования познавательного интереса, положительной мотивации учения, совершенствования учебных навыков.

· Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха учащихся, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения.

· Трудовая деятельность во внеклассной работе отражает содержание различных видов труда.

· Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов учащихся, раскрытие их творческого потенциала.

Формы и средства внеклассной работы.

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Существуют классификации по объекту воздействия и по направлениям, задачам обучения и воспитания.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 271 стр.

2. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-95.

3. Кудинова В.И. Внеклассная работа по информатике. М., 2001 N 1. Информатика и образование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...