Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип невмешательства прямо связан с принципом суверенного равенства государств.




Оба принципа - две стороны одной медали: равенство государств не допускает правовой гегемонии, давления и вмешательства в дела друг друга и наоборот – вмешательство сводит на нет их равенство и независимость.

Вмешательство может быть прямым или косвенным.

Прямое - это явное и неприкрытое принуждение (экономическими, военными, финансовыми, политическими и другими средствами) одним государством (государствами) другого к совершению определенных действий, входящих в его внутреннюю компетенцию.

Косвенное - это применение вышеназванных средств не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под его контролем.

Решение проблемы о делах, относящихся к внутренней компетенции, на практике часто вызывает споры, что связано с развитием международного сотрудничества и увеличением числа вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию.

Это, однако, не означает изъятия автоматически этих вопросов из внутренней компетенции государств.

Понятие внутренней компетенции меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств.

«Внутренние дела» уже не являются чисто территориальной, внутригосударственной категорией.

Например, некоторые события, хотя они и происходят на территории государства, могут рассматриваться как выходящие за пределы его внутренней компетенции.

Так, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события на территории государства угрожают миру, они перестают быть его внутренним делом, и действия ООН в отношении этих событий уже не будут вмешательством в его внутренние дела.

Но это - исключение, оно связано с применением ООН принудительных мер для обеспечения мира.


Основное содержание принципа невмешательства состоит в следующем.

Ни одно государство или группа государств не имеют права:

- вмешиваться прямо или косвенно во внутренние и внешние дела друг друга;

- ни поощрять и ни применять экономические, политические и иные меры для подчинения себе другого государства и получения от этого каких-либо преимуществ;

- организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывные, террористические и вооруженные действия в другом государстве, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу с целью силового свержение существующего в нем строя;

- применять силу, имеющую целью лишать народы их национальной самобытности, ведущую к нарушению их неотъемлемых национальных прав;

- препятствовать реализации каждым государством его неотъемлемого права самому выбирать политическую, экономическую, социальную, культурную и правовую системы без вмешательства в любой форме другого государства.

За явное и грубое вмешательство к виновному государтсву возможно применение санкций.


Принцип территориальной неприкосновенности и целостности государств

Территория - важнейший элемент государства, она - материальная основа его существования, географическая среда обитания его населения и пространственный предел осуществления верховенства его публичной власти

Поэтому её неприкосновенность и целостность - главнейшие свойства государства, непременные условия самого его существования.

Защита и обеспечение целостности и неприкосновенности территории - одна из важнейших функций любого государства.

Назначение принципа - защита территории государства.

В международных договорах и литературе в названии принципа называют два элемента – либо неприкосновенность, либо целостность.

Эти элемента близки по смыслу, однако их правовое содержание различно.

Территориальная неприкосновенность – это предохранение территории государства от внешнего посягательства с целью полного или частичного её занятия или оккупации, от проникновения в его наземное, морское или воздушное пространство против воли властей данного государства.

Территориальная целостность – это состояние единства и неразделимости территории государства; недопущение незаконного нарушения её единства, расчленения, отделения, отторжения, передачи или присоединения всей или её части к другому государству.

Т. о., понятие «неприкосновенность» шире понятия «целостность»: так, вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением территориальной неприкосновенности, но его территориальная целостность не будет нарушена.

Анализируемый принцип - один из новейших принципов.

Начало его формирования - середина ХХ в.

До ХХ в. это было невозможно: в условиях существовавшего тогда абсолютного господства права силы территория государств постоянно была объектом нападений, захватов, оккупации, разделов, обменов, продаж и аннексий. Классическое международное право юридически признавая право на войну, тем самым легализовало и захваты иностранных территорий и их аннексию. Веками каждое государство само обеспечивало свою территориальную безопасность.

Наиболее значимые этапы формирования принципа:

Устав ООН, в п. 4 ст. 2 впервые запретивший применение силы против территориальной неприкосновенности любого государства

Декларация 1970 г. при раскрытии содержания п. 4 ст. 2 Устава ООН отразила многие элементы рассматриваемого принципа, хотя сам он еще отдельно не упоминался.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. - принцип уже выделен как самостоятельный принцип с конкретным содержанием.

Согласно принципу, государства обязались:

- уважать территориальную целостность и неприкосновенность друг друга;

- воздерживаться от любых действий против территориальной целостности и единства друг друга, в том числе с применением силы или её угрозы;

- воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение МП или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления;

- не признавать законной никакую оккупацию или иные приобретения такого рода.

Таким образом, речь идет о любых действиях против целостности или неприкосновенности территории.

Так, транзит любых транспортных средств через территорию государства без разрешения его властей есть нарушение неприкосновенности не только границ, но и территории, поскольку именно она используется для транзита.

Все природные ресурсы - составные компоненты территории государства, поэтому территория в целом и ее компоненты неприкосновенны.

Их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения властей данного государства также противоправна.


Принцип неприкосновенности и нерушимости государственных границ.

Каждое государство имеет территорию, ограниченную сухопутными, воздушными, а часто и водными границами.

Граница – линия, обозначающая на картах и на местности внешние рубежи территории государства, т.е. пространственный предел действия суверенитета государства над его сухопутной и водной территориями, воздушным пространством и недрами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...