Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспертный метод оценки объектов 1 глава




Экспертный метод решения задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов экспертов. Число экспертов, входящих в группу, зависит от требуемой точности средних оценок и должно составлять от 7 до 20 человек. При заочном опросе верхний предел количества опрашиваемых экспертов не ограничивается.

Экспертные методы сравнения используют методы, основанные на шкалировании.

При сравнении применяют одну из трех шкал:

- шкалу уровней (с принятой величиной уровня Q сравниваются все остальные величины Qj:(Q1-Q= Q);

- шкалу порядка (результатом оценки качества является ранжированный ряд сравниваемых величин (Q1<Q2<…<Qn);

- шкалу отношений (сравнение величины с эталоном по принципу Qi/Qэталон=q).

Экспертный метод предполагает проверку согласованности мнений экспертов, предполагаемых для включения в состав экспертной комиссии. Для этого каждому эксперту предлагается дать оценку определенному свойству объекта (Qi). Если мнение аттестуемого эксперта не оказывается крайним (наибольшим или наименьшим) в полученном ряду оценок, то квалификационный уровень его можно считать соответствующим уровню комиссии.

В противном же случае данную им оценку считают «противоречивой» групповому мнению при доверительной вероятности 0,95 (или =0,05), если ,где - среднее арифметическое значение оценки; S – среднее квадратическое отклонение индивидуальных оценок в группе.

Значение коэффициента для =0,05 принимают из табл. 1 в зависимости от количества членов группы.

 

Таблица 1.

Число экспертов в группе                
Коэффициент 1,15 1,46 1,67 1,82 1,94 2,03 2,11 2,18

 

Более глубокой является оценка согласованности мнений группы по коэффициенту конкордации W, представляющего собой общий коэффициент ранговой корреляции для группы.

Такая оценка производится по количественным оценкам некоторых свойств (факторов), оказывающих влияние на один конечный результат (качество).

Коэффициент конкордации рассчитывается по формуле:

, (76)

где: m – число экспертов в группе; n – число оцениваемых факторов.

В зависимости от степени согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации может принимать значения от нуля (при отсутствии согласованности) до единицы (при полном единодушии). Для оценки значимости коэффициента конкордации необходимо и достаточно, чтобы . Значение принимают по таблице в зависимости от числа степеней свободы и принятой доверительной вероятности.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Раздел «Метрология»

1. Дать общую характеристику метрологии как науки.

2. Показать место метрологии в обеспечении качества объектов (продукции, работ, услуг).

3. Дать характеристику документационной базы метрологии (законодательной, нормативной).

4. Раскрыть сущность понятий: свойство, величина. Приведите примеры свойств и величин.

5. Краткая история развития метрологии.

6. Предмет метрологии, ее роль в теории познания.

7. История развития метрологии в России.

8. Назовите основные разделы метрологии и дайте их краткую характеристику.

9. Цели и задачи метрологии.

10. Дайте определение величины. Какие виды величин Вам известны? Приведите примеры.

11. Что понимается под физической величиной? Приведите примеры величин и физических величин.

12. Дайте определение единицы физической величины. Приведите примеры системных и внесистемных единиц линейных величин.

13. Дайте краткую характеристику основных типов шкал измерений.

14. Приведите понятие размера и размерности. Что представляет собой основное уравнение измерений?

15. Опишите действующую в настоящее время систему единиц измерения.

16. Сформулируйте основные принципы построения систем единиц физических величин.

17. Что понимается под единством измерений? Какова значимость деятельности по обеспечению единства измерений?

18. Приведите классификацию видов измерений.

19. Перечислите и дайте характеристику основных этапов измерительного эксперимента?

20. Охарактеризуйте деятельность по метрологическому обеспечению (МО) в РФ: дать понятие МО, показать основы МО и их содержание.

21. Дайте краткое описание ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

22. Краткое описание Государственной системы обеспечения единства измерений.

23. Дайте характеристику Государственной метрологической службы.

24. Приведите краткие сведения о международных метрологических организациях.

25. Метрологическая служба предприятий (организаций): понятие метрологической службы и ее основные функции.

26. Дайте понятие эталона единицы физической величины. Какие виды эталонов существуют?

27. В чем заключается сущность поверки средства измерения?

28. Понятие погрешности. Классификация погрешностей.

29. Дайте понятие абсолютной погрешности результата измерений, приведите формулу ее расчета. Формирование абсолютной погрешности.

30. Дайте понятие относительной погрешности результата измерений, метод ее расчета, обоснование ее расчета.

31. Дайте понятие систематической погрешности (СП) измерений. Назовите причины появления СП и каково ее влияние на результат измерений?

32. Способ обнаружения и устранения систематических погрешностей. Прогрессирующая погрешность.

33. Дайте понятие случайной погрешности измерений. Назовите причины появления и каково ее влияние на результат измерений?

34. Что такое грубая погрешность? Покажите известные способы ее устранения.

35. Дайте определение точности средства измерения (СИ). Приведите классификацию СИ по точности.

36. Что понимается под качеством измерений? Приведите критерии качества измерений.

37. Что понимается под метрологическими характеристиками средств измерений?

38. Дайте понятие СИ. Приведите классификацию СИ, действующую в России.

39. Дайте понятие многократных измерений. Приведите алгоритм обработки многократных измерений.

40. Размах результатов измерений. Доверительные границы: понятие и физический смысл.

41. Каковы цели метрологического контроля (надзора)?

42. Что понимается под истинным, действительным (опорным) и измеренным значением физической величины?

43. Что понимается под результатом измерения? Какова закономерность формирования результата измерения?

44. Дайте понятие погрешности средства измерения. Приведите классификацию погрешностей СИ.

45. Что понимается под основной погрешностью СИ? Способы нормирования основной погрешности СИ.

46. Покажите применение критерия Романовского при выявлении грубых погрешностей.

47. Приведите метод установления зависимости между случайными величинами, используемый при обработке результатов многократных измерений.

48. Внесение поправок в результаты измерений.

49. Оценка неисключенной составляющей погрешности измерений.

50. Метрологическая аттестация СИ и испытательного оборудования.

Раздел «Стандартизация»

51. Организация работ по стандартизации в РФ.

52. Показать сущность стандартизации на основе определения термина «стандартизация».

53. Показать механизм осуществления деятельности по стандартизации.

54. Представить документационную базу стандартизации в РФ.

55. Аргументировать необходимость применение международных стандартов при разработке национальных стандартов.

56. Показать правила разработки национальных стандартов.

57. Описать функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в области стандартизации.

58. Привести перечень документов в области стандартизации. Показать характер их применения с соответствующими пояснениями.

59. Стандарты: понятия, категории, виды.

60. Место стандартизации в современном мире.

61. ИСО – международная организация по стандартизации.

62. МЭК - международная организация по стандартизации.

63. МСЭ - международная организация по стандартизации.

64. Региональные организации по стандартизации.

65. Задачи стандартизации.

66. Принципы стандартизации.

67. Цели стандартизации.

68. Органы и службы стандартизации в РФ.

69. Основные экономические цели стандартизации в РФ.

70. Основные этапы реформирования в РФ.

71. Краткая история развития стандартизации в России.

72. Характеристика стандартов организации.

73. Стандартизация как механизм технического регулирования.

74. Межгосударственная система стандартизации (МГСС).

75. Задачи международного сотрудничества в области стандартизации.

76. Стандартизация услуг.

77. Соглашения по техническим барьерам в торговле.

78. Стандартизация в области пожарной безопасности.

79. Европейские организации по стандартизации.

80. Техническое регулирование: понятие, цели, принципы.

81. Технические регламенты как механизм технического регулирования.

82. Структура технического регламента.

83. Порядок разработки технического регламента.

84. Государственный контроль и надзор за соблюдением технических регламентов.

85. Краткая характеристика технического регламента «О требованиях пожарной безопасности».

86. Методы стандартизации: понятие метода стандартизации; виды методов стандартизации.

87. Унификация как метод стандартизации.

88. Параметрическая стандартизация как метод стандартизации.

89. Система предпочтительных чисел. Требования, предъявляемые к рядам предпочтительных чисел

90. Краткая характеристика метода стандартизации - упорядочение.

91. Систематизация и ее результаты.

92. Типизация объектов стандартизации.

93. Оптимизация объектов стандартизации.

94. Комплексная стандартизация.

95. Выбор номенклатуры главных и основных параметров изделий.

96. Международная организация мер и весов (МОМВ).

97. Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ).

 

Раздел «Сертификация»

98. Краткая история развития процедур подтверждения соответствия в России.

99. Цели подтверждения соответствия.

100. Принципы подтверждения соответствия.

101. Краткая характеристика видов оценки соответствия.

102. Соответствие: понятие; виды оценок соответствия.

103. Значение процедур оценки соответствия для обеспечения безопасности в различных областях и в отношении различных объектов.

104. Подтверждение соответствия как один из механизмов технического регулирования.

105. Краткая характеристика обязательного подтверждения соответствия продукции, осуществляемого в России.

106. Краткая характеристика добровольного подтверждения соответствия продукции, осуществляемого в России.

107. Система сертификации ГОСТ Р: понятие; краткая история развития; описание деятельности.

108. Система сертификации в области пожарной безопасности: понятие; цели; принципы.

109. Система сертификации в области пожарной безопасности: правила работы.

110. Система сертификации в области пожарной безопасности: порядок проведения подтверждения соответствия.

111. Система сертификации в области пожарной безопасности: применяемые схемы подтверждения соответствия.

112. Система сертификации в области пожарной безопасности: проведение инспекционного контроля за сертифицированными объектами.

113. Система сертификации в области пожарной безопасности: описание этапа подачи и рассмотрения заявки с комплектом документов на проведение процедуры подтверждения соответствия.

114. Система сертификации в области пожарной безопасности: описание этапа принятия решения о выдаче / об отказе в выдаче сертификата соответствия: оформление сертификата соответствия – оформление бланка сертификата и его содержание.

115. Знак соответствия, знак обращения на рынке: привести изображение, условия применения.

116. Анализ состояния производства.

117. Сертификация производства.

118. Сертификация системы качества.

119. Сертификация персонала.

120. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией: понятие; виды; правила проведения.

121. Этапы проведения процедуры подтверждения соответствия; документы, сопровождающие процедуру.

122. Декларирование соответствия как форма подтверждения соответствия.

123. Правила оформления и регистрации сертификатов соответствия и декларации о соответствии.

124. Сравнительная характеристика процедур сертификации и декларирования соответствия.

125. Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия.

126. Условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

127. Сертификация на международном уровне.

128. Сертификационные испытания: понятие; условия проведения; объекты испытаний; способы проведения; организация работ.

129. Основные понятия качества: понятие качества, продукции, услуги, свойства продукции, показатели качества продукции.

130. Показатели качества продукции: понятие; виды и их краткая характеристика.

131. Аккредитация органов по сертификации.

132. Аккредитация испытательных лабораторий.

133. Аккредитация: понятие; участники процедуры и их основные функции.

134. Аккредитация: порядок проведения процедуры.

135. Способы подтверждения соответствия.

136. Организация и порядок проведения сертификационных испытаний.

137. Схемы подтверждения соответствия: понятие; виды; выбор схемы для подтверждения соответствия продукции или услуги.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задача №1

Работа определяется по уравнению A=F* l, где сила, m – масса, a – ускорение, l-длина перемещения. Укажите размерность работы А.

Задача №2

Как выражается единица электрической емкости (фарад, Ф) через основные единицы системы СИ?

 

Задача №3

Как выражается единица электрической проводимости (сименс, См) через основные единицы системы СИ?

 

Задача №4

Как выражается единица измерения удельного электрического сопротивления () через основные единицы системы СИ?

 

Задача №5

Как выражается единица измерения электрической индуктивности (генри, Гн) через основные единицы системы СИ?

 

Задача №6

Как выражается единица магнитной индукции (тесла, Тл) через основные единицы системы СИ?

 

Задача №7

Для измерения ЭДС Е = 2,5 В источника с внутренним сопротивлением R 0 = 10 Ом использован вольтметр с внутренним сопротивлением R v = 1000 Ом. Определите абсолютную и относительную погрешности метода измерения.

 

Задача №8

При косвенном измерении сопротивления постоянному току Rx (рис. 3.3) показания амперметра и вольтметра соответственно равны IА = 345 мА, Uv = 5,45 В. Определите абсолютную и относительную погрешности метода, если амперметр имеет сопротивление RA = 0,35 Ом.

 

Задача №9

При косвенном измерении мощности P x, потребляемой нагрузкой R x на постоянном токе, используется схема рис. 3.2. Показания приборов, полученные при измерении: U V = 34,5 В, I A = 210 мА. Определите абсолютную и относительную погрешности метода, если сопротивления приборов соответственно равны: вольтметра R V= 4000 Ом, амперметра R A = 2,5 Ом.

 

 

Задача №10

Определите относительную погрешность метода измерения ЭДС датчика рН-метра электронным вольтметром постоянного тока с входным сопротивлением R V = 10 Мом. Датчик представляет собой генератор ЭДС с внутренним сопротивлением R 0= 2 МОм.

 

Задача №11

Электрическая цепь состоит из последовательного включенных источника ЭДС Е = 100 мВ и резистора с сопротивлением R = 100 Ом. Для измерения тока в цепь включены миллиамперметр с внутренним сопротивлением R A = 7,5 Ом. Определите относительную и абсолютную погрешности метода измерения, вызванную включением миллиамперметра. Нарисуйте схему измерения.

 

Задача №12

При косвенном измерении сопротивления Rx постоянному току (рис. 3.2) получены показания амперметра I А = 130,4 мА и вольтметра U V = 52,3 В. Определите относительную и абсолютную погрешности метода, если вольтметр имеет входное сопротивление R V = 10 кОм.

 

Задача №13

Погрешность результата измерения напряжения распределена равномерно в интервале от В до В (см. рис.).

Найдите систематическую погрешность результата измерения, среднюю квадратическую погрешность и вероятность того, что погрешность результата измерения лежит в пределах от В до В.

 

Задача №14

Погрешности результатов измерений, произведенных с помощью амперметра, распределены по нормальному закону с мА; систематическая погрешность отсутствует. Сколько n независимых измерений нужно сделать, чтобы хотя бы для одного из них погрешность не превосходила мА с вероятностью Р = 0,95?

 

Задача №15

Измерительный преобразователь имеет чисто мультипликативную погрешность и рабочий диапазон измеряемых перемещений 5…30 мм. При измерении перемещения Х = 20 мм он имеет абсолютную погрешность мм. К какому классу точности он относится?

Задача №16

Класс точности вольтметров V 1 и V 2 К1 = К2 = 0,5, прибор V 1 имеет верхний предел измерения U В1 = 100 В, V 2 имеет верхний предел измерения U В2 = 50 В. В каком соотношении будет находиться предельные значения абсолютных погрешностей этих приборов?

 

Задача №17

Вольтметр в верхним пределом измерения U В = 100 В, класса точности К= 1,0 показывает U = 50 В. Определите границы, в которых может находиться действительное значение измеряемой величины.

 

Задача №18

На шкале вольтметра магнитоэлектрической системы класса точности К = 0,2, с верхним пределом измерения U В = 30 В получен отсчет измеряемого напряжения U = 21,45 В. Определите предельные значения абсолютной и относительной погрешностей.

 

Задача №19

Определите наибольшие возможные относительные погрешности измерения напряжения сети U = 220 В с помощью двух вольтметров, имеющих верхние пределы измерения и классы точности соответственно: U В1 = 300 В, К1 = 1,5; U В2 = 250 В, К2 = 2,5. Сделайте заключение о целесообразности применения того или иного вольтметра.

 

Задача №20

Каким из двух вольтметров напряжение U = 20 В будет измерено точнее, если первый вольтметр класса точности К1 = 1,5 с верхним пределом измерения U В1 = 20 В, второй вольтметр класса точности К2 = 0,5 с верхним пределом измерения U В2 = 75 В?

 

Задача №21

Каким из двух миллиамперметров ток I = 10 мА будет измерен точнее, если параметры миллиамперметров следующие: К1 = 1,0, I В1 = 20 мА; К2 = 0,5, I В2 = 30 мА?

 

Задача №22

Определить класс точности вольтметра для измерения напряжений в пределах U = 10…20 В так, чтобы относительная погрешность измерения не превышала . Верхний предел измерения вольтметра U В = 30 В.

 

Задача №23

Определите класс точности магнитоэлектрического милливольтметра с пределом измерения U В = 5 мВ для измерения напряжения в диапазоне U = 1…5 мВ так, чтобы относительная погрешность [4].

 

Задача №24

При многократном измерении емкости конденсаторов получены отклонения от номинального размера С в мкФ: 0,+1,+2,+3,+1,-1. При вероятности Р=0,982 коэффициент Стъюдента tр=3,465. Записать результат измерения.

 

Задача №25

При многократном измерении температуры Т в производственном помещении получены значения в градусах Цельсия: 20,4; 20,2; 20,0; 20,5; 19,7; 20,3; 20,4; 20,1. Укажите доверительные границы истинного значения температуры с вероятностью Р=0,95 (tр=2,365).

 

Задача №26

Вольтметр показывает 230 В. Среднее квадратическое отклонения показаний U =2 В. Погрешность от подключения вольтметра в цепь (изменение напряжения) равна -1 В. Чему равно истинное значение напряжения с вероятностью Р=0,9544(tр=2).

 

Задача №27

Определить максимальную абсолютную, относительную, приведенную погрешности и сделать запись результата измерения напряжения аналоговым вольтметром с классом точности 1,5 с пределом измерений 1В для показаний 0,87 В.

 

Задача №28

Определить степень согласованности мнения экспертов. Результаты распределения мнений экспертов представлены следующим образом:

Эксперт № 1 – Q2> Q3> Q1> Q5> Q4> Q6

Эксперт № 2 – Q2> Q1> Q3> Q4> Q5> Q6

Эксперт № 3 – Q3> Q2> Q1> Q4> Q6> Q5

Эксперт № 4 – Q2> Q3> Q1> Q4> Q5> Q6

Эксперт № 5 – Q3> Q2> Q1> Q4> Q5> Q6

№ объекта экспертизы Оценка эксперта сумма рангов   Qср. Отклонение от среднего Квадрат отклонения Сумма квадратов отклонений (S) 12S m2 n3 n3-n W
         
                               
                 
                 
                 
                 
                 

 

Задача №29

В процессе измерения диаметра вала были получены следующие результаты: 39,92; 39,76; 39,82; 39,88; 39,75; 39,98; 39,82; 39,91; 39,80; 39,70; 39,93; 39,87; 39,99; 39,94; 39,88; 39,92; 39,85; 39,96; 39,83; 39,90; 39,81. Можно ли отнести результат измерения 39,70 к грубой погрешности, используя критерий 3S.

 

Задача №30

Сколько измерений диаметра резьбы нужно выполнить, чтобы случайная погрешность с вероятностью 90% не превысила 0,25% (средний диаметр резьбы =6,985 мм; при используемом методе измерения стандартное отклонение результата измерения стандартное отклонение результата измерения =0,013 мм).

 

Задача №31

Определить степень согласованности мнения экспертов. Результаты распределения мнений экспертов представлены следующим образом:

Эксперт № 1 – Q4> Q1> Q3> Q6> Q5> Q7> Q2

Эксперт № 2 – Q3> Q1> Q4> Q7> Q6> Q5> Q2

Эксперт № 3 – Q4> Q1> Q3> Q6> Q5> Q2> Q4

Эксперт № 4 – Q4> Q3> Q1> Q6> Q7> Q2> Q5

Эксперт № 5 – Q5> Q4> Q3> Q1> Q6> Q7> Q2

Эксперт № 6 – Q4> Q1> Q3> Q6> Q5> Q7> Q2

Эксперт № 7 – Q3> Q1> Q4> Q6> Q5> Q7> Q2

 

Задача №32

При измерении некоторой физической величины получили следующие результаты (см. свой вариант). По данным измерений постройте гистограмму и по внешнему виду гистограммы сделайте вывод о принадлежности распределения результатов наблюдений нормальному закону распределения. Используйте критерий согласия Пирсона для проверки высказанного теоретического предположения.

 

Вариант № 1          
               
11,70 10,72 12,24 13,28 13,20 13,73 9,82 11,77
10,91 11,31 10,31 10,15 11,02 11,23 9,88 11,43
12,13 11,63 11,67 11,63 13,34 11,91 11,81 11,49
12,87 14,38 11,35 13,66 10,39 12,54 12,90 13,92
11,48 12,68 11,62 12,76 10,56 11,15 10,48 11,64
12,03 11,68 14,19 10,26 11,26 9,42 13,45 10,72
12,76 12,47 12,87 12,60 10,63 10,88 12,69 12,32
11,76 12,13 12,56 12,14 11,09 13,88 12,49 12,07
12,86 11,36 11,08 13,11 10,80 10,44 12,71 12,64
13,44 13,30 12,11 12,00 12,45 11,97 10,95 10,23

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...