Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 12. Социальная профилактика: особенности и методы проведения

 

Социальная профилактика является одной из основных процедур процесса технологизации социальной работы. Ее применение позволяет минимизировать усилия и затраты специалистов различных социальных служб, направленные на изменение к лучшему ситуации в сфере социальной защиты. Объектом социально-профилактического воздействия может выступать не только лицо, например, склонное к конфликтности или заниженной самооценке, но и определенное социальное явление (рост безработицы, увеличение правонарушений в подростковой среде и др.). Существующая система методов социальной профилактики призвана снизить риск возникновения девиаций, уменьшить масштабы семейного неблагопо­лучия и других негативных процессов в социальном функционировании личности и общества.

Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия, сохранения функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности на основе принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом.

В определенной мере в социальной профилактике нуждается все население. Однако есть и приоритетные направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней в большей мере. К таким социальным группам можно отнести детей, подростков, инвалидов, пожилых, лиц, отличающихся асоциальным образом жизни, испытывающих временные трудности и др. С учетом социального положения, статуса данных категорий населения, а также потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа. Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К их числу можно отнести:

– профилактическую беседу;

– метод системного наблюдения;

– метод «параллельного» воздействия;

– тренинги профилактической направленности;

– метод поддержки новых навыков поведения, создания особой
социальной среды;

– метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуа­
ции;

– метод профилактического вмешательства, направленный на
формирование навыков познавательной деятельности и др.

Одним из наиболее распространенных методов социальной профилактики является беседа. Она может быть эффективной, если соблюдаются ее технологические этапы. Психологи выделяют несколько этапов, по меньшей мере четыре. На начальном этапе специалист по социальной работе или социальный психолог, а возможно, и социальный педагог, устанавливает эмоциональный контакт с собеседником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность. На втором этапе консультант пытается установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться, например, в подлинных мотивах девиантных отклонений в поведении, задавая соответствующие вопросы собеседнику. На третьем этапе беседы консультант совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий. На четвертом, завершающем, этапе консультанту важно добиться внутреннего принятия его собеседником новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.

В ходе проведения профилактической беседы специалисту важно уметь использовать и невербальные средства общения (контакт глаз, кивание головы в знак понимания и др.) В «Практикуме по конфликтологии» С. М. Емельянова приведена таблица значений некоторых жестов и поз, знание которых может помочь специалисту по социальной работе лучше понять состояние клиента. Например, руки, спрятанные за спину или в карманы, символизируют чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации. Напротив, раскрытые руки ладонями вверх могут свидетельствовать об искренности и открытости собеседника. Если же клиент во время слушания прикрывает рот рукой, то, значит, выражает этим свое сомнение, недоверие к говорящему О заинтересованном восприятии беседы может свидетельствовать такая поза клиента, когда он сидит на краешке стула, склонившись вперед, а голова его слегка наклонена и опирается на руку.

Профилактическая беседа применяется и в системе мер предупреждения родительских злоупотреблений к детям. Важную роль в этом отношении играет просвещение родителей по вопросам, касающимся возрастных особенностей детей, их прав и социальных гарантий. Метод профилактической беседы используется также в практике работы телефонов доверия. Благодаря усилиям профконсультантов, работающих там, удается предотвратить кризисное развитие событий, разубедить человека, намеривающегося совершить суицид, помочь разрядить конфликтную ситуацию и т. д.

При всей значимости профилактической информационно-консультационной беседы нужно давать себе отчет в том, что неумелое и навязчивое ее проведение может дать обратный эффект. Это, в частности, касается бесед по проблемам профилактики наркомании. Специальными исследованиями, проводившимися в нашей стране и за рубежом, было доказано, что информационный подход здесь малоэффективен. Профилактические беседы и лекции нередко имеют обратное ожидаемому действие, возбуждая интерес к психоактивным веществам. То же можно сказать и о практике информирования маленьких детей о проблемах «половой культуры». Вместо предупреждения негативного поведения детей в половой сфере, напротив, такое информирование нередко ведет к преждевременному усилению их интереса к данному вопросу.

Важным методом социальной профилактики является системное наблюдение. Особый эффект оно может дать в деле профилактики детской беспризорности, предотвращения подросткового суицида и в других случаях.

Известно, что большинство подростков, помышляющих о самоубийстве, не хотят умирать. Их психологически буквально захлестывает чувство безысходности, обиды, гнева на окружающих или на конкретного человека (группу лиц). Как замечает психолог Е. В. Непомилуева, находясь в таком состоянии, они могут делать неопределенные заявления о том, что жизнь для них утратила смысл и поэтому намерены уйти из нее. Это следует расценивать как попытку найти помощь и поддержку у окружающих. Проявлением суицидальных намерений может быть демонстративная замкнутость, «уход в себя», потеря интереса к окружающим, нежелание поддерживать даже обычную беседу. Некоторые лица, находящиеся в таком состоянии, многократно повторяют какие-либо очень значимые для них фразы («не нужен», «обманут» и др.). Системное наблюдение за такими лицами и своевременное вмешательство в их ситуацию могут предотвратить беду.

Особым методом социальной профилактики является метод «параллельного» воздействия. Он может применяться к лицам, склонным к наркомании, к участникам деструктивных религиозных сект. Такие секты нередко ломают человеческие судьбы, лишают людей воли, способности самостоятельно и осознанно принимать решения Социальная работа с адептами деструктивных религиозных объединений дает эффект, когда психологическое воздействие специалистов подкрепляется «параллельным» воздействием экс-адептов, сумевших порвать с сектой. Использование этого профилактического метода способствует выработке у лиц, попавших под влияние секты, критического отношения к прежним кумирам, формированию новых ценностных ориентации. Как считают специалисты (А. А. Скородумов и др.), результаты такой социально-профилактической работы можно считать положительными, если у личности появится критический подход в оценке сектантства, будет найдена альтернатива секте, произойдет включение личности в сферу труда или учебы, то есть восстановится социальный статус экс-адепта и возникает новая жизненная доминанта.

Важнейшим методом социальной профилактики являются тренинги. Например, для профилактики девиантного и делинквентного поведения могут быть использованы тренинги эффективного общения. Одним из них является тренинг «Исполнение желаний». В ходе его проведения каждый член тренинговой группы имеет право сформулировать по одному желанию, которое реально можно исполнить. Затем оно выполняется участниками тренингового занятия. Поочередно все называют свои желания, и группа исполняет их. Заканчивается занятие обсуждением поведения участников. В ходе тренинга группа приобретает навыки уважительного общения, умения радовать друг друга исполнением желаний.

Для профилактики межличностных и внутрисемейных конфликтов целесообразно использовать тренинги их конструктивного разрешения. К их числу относится тренинговое упражнение «Долгая и прекрасная жизнь». Оно направлено на проигрывание поведенческой ситуации, создающей помехи в общении, что иногда позволяет выявить скрытые мотивы конфликтов. Во время проведения тренинга каждый участник обращается к любому другому участнику, произнося слова: «Я желаю тебе долгой и счастливой жизни, но сержусь на тебя за то, что ты...» И далее он называет то, что у него может вызвать обиду. По сценарию тренинга в ответ должны звучать примерно следующие слова: «Спасибо за то, что сказал мне свое замечание, но я живу не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям...» Затем отвечающий аргументирует свою позицию. В ходе обсуждения итогов тренингового занятия его участники пытаются разобраться в том, насколько трудно им говорить о недостатках друг друга и какие при этом они испытывают эмоции.

С целью профилактики семейных конфликтов важно развивать у молодых людей способность осуществлять правильный выбор своей будущей супружеской «половины». Этому способствует тренинг формирования навыков супружеского выбора и укрепления семейных отношений «Принц на белом коне».

Для профилактики внутриличностного конфликта и депрессивного состояния личности специалисты рекомендуют использовать тренинги развития стрессоустойчивости. Именно таким является тренинг «Стаканчик». Он нацелен на выработку защитного механизма, позволяющего ослабить стрессовые переживания. Ведущий тренинга ставит на ладонь мягкий (одноразовый) стаканчик и говорит участникам группы: «Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей. В него можете положить то, что вы любите и чем очень дорожите». В течение нескольких минут в тренинговой комнате царит тишина. В неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик. Затем анализируются эмоциональные реакции, возникшие у участников группы. Отдельную группу профилактических тренингов составляют тренинговые методики, направленные на предупреждение стрессового состояния личности. Одним из них является тренинг «Разговор и пространство общения».

Особым методом проведения социальной профилактики является метод поддержки новых навыков поведения, создания особой социальной среды. Его можно использовать для профилактики девиантного поведения. Как считают специалисты, не надо ждать, когда подросток, попавший под дурное влияние, совершит правонарушение. Роль профилактики здесь будет состоять в том, чтобы вырвать его из-под этого влияния, создать вокруг него более благоприятную среду, увлечь полезными и интересными делами. Изменение коммуникативной социальной среды оказывает эффективное профилактическое воздействие и в работе с лицами, склонными к употреблению алкоголя, наркотиков. Важно, путем создания новой социальной среды общения, сформировать в сознании таких подрост ков положительную жизненную альтернативу пьянству и наркомании.

Следующим методом социальной профилактики является метод благовременной нейтрализации конфликтной ситуации. Он используется в социальной работе с неблагополучными семьями. Специалисту по социальной работе в ходе перманентного состояния семейного конфликта иногда целесообразно выступить в роли социального посредника. Так, в случае невозможности быстрого изменения атмосферы семьи ему можно рекомендовать конфликтующим родителям временно направить ребенка в другое место проживания (к прародителям, в санаторий, интернат, социальный приют и др.).

Применение метода профилактического вмешательства может позитивно сказаться на развитии способностей детей к познавательно-образовательному процессу. Известно, что по мере нуклеаризации абсолютного большинства современных российских семей у многих детей сужаются возможности для естественного приспособления к жизни в обществе вне дома. Особенно это относится к тем из них, кто не посещал детсад. В работе с детьми, по своим характерологическим особенностям еще не готовым к школе, целесообразно использовать метод профилактического вмешательства, позволяющий воспитывать у них необходимые для обучения качества – инициативность, усидчивость, целеустремленность, настойчивость. Тогда школьная жизнь не станет для первоклассника невыносимо сложной, что иногда бывает. По мнению некоторых психологов, ребенок с 6 лет должен начинать знакомиться с грамотой в детском саду в игровой форме вместе со своим воспитателем. Такой постепенный переход от игры к учебе в дошкольном детском учреждении предупредит возникновение характерологических реакций у многих первоклассников5.

Средства, направляемые на социальную профилактику, в значительной мере окупаются. Сделать же подсчеты, подтверждающие это, не всегда бывает возможным. Вполне очевидным является то, что лучше и выгоднее для общества, например, вкладывать средства в профилактику подростковой преступности, чем затем нести затраты по розыску лиц, ставших преступниками, содержать их в пенитенциарных учреждениях, а главное – тратить дополнительные средства по обеспечению общественной безопасности на улицах, в учреждениях, в местах массового отдыха, на транспорте и т. д. Ощутимый финансовый эффект дают меры медико-социальной профилактики, касающиеся наркомании и некоторых заразных заболеваний. Например, американцы подсчитали, что в полной мере окупаются расходы по государственным программам искоренения кори. По реализованным в последней четверти XX в. в США таким программам удалось не только достичь окупаемости, но и получить доход от каждого вложенного в них доллара в размере 10,34 долл. Таковы реалии социально-профилактического воздействия. Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают действенность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей.

Видовые классификации социальной профилактики определяются критериальным подходом. Если в его основу положено время упреждения, то правомерно выделять такие виды профилактики, как экстренная, когда проблема уже заявила о себе, оперативная, когда высока вероятность возникновения социальной проблемы, и, наконец, заблаговременная профилактика, когда меры предупредительного характера принимаются заранее. Применительно к экстренной профилактике следует заметить, что в практике социальной работы она иногда сочетается с реабилитационными и даже коррекционными мерами. Критерием социальной профилактики может выступать и характер социальных проблем. В таком случае к числу основных ее видов следует отнести:

– профилактику наркомании, проституции, алкоголизма;

– профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений в подростковой среде;

– профилактику безработицы;

– профилактику семейного неблагополучия, аморального поведения и др.

В ряду важнейших задач социальной работы, решаемых в современных условиях, следует назвать профилактику наркомании. В международной практике выделяют три главные ее модели: медицинскую, образовательную и психосоциальную. Медицинская модель профилактики сориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании. Она предусматривает использование в основном информационных способов воздействия на подростков и молодежь. Им рассказывается о негативных последствиях приема наркотических средств на их физическое и психическое здоровье. Образовательная модель профилактики нацелена на системное просвещение детей и молодежи о наркобизнесе, о способах распространения наркомании, о мерах государственного и общественного противодействия этому злу. Целью психосоциальной модели профилактики наркомании является развитие у молодежи определенных психологических навыков противостояния групповому давлению и умения сделать правильный выбор в ситуации, когда предлагаются наркотические средства

В современной России преимущественно реализуются медицинская и образовательная модели профилактики наркомании. Психосоциальная модель пока еще не получила должного развития. В ряду с другими мотивационными факторами это обстоятельство служит причиной сохраняющегося высокого уровня наркотизации российской молодежи. Психосоциальная профилактика наркомании предполагает широкомасштабное использование профессиональных навыков специалистов, способных путем проведения тренинговых и иных занятий формировать у молодежи способность личностного противостояния наркотикам. Для этого их в игровой форме обучают управлять собой в состоянии психологического напряжения и давления, умело отстаивать свою позицию, конструктивно вести себя в конфликтной ситуации, ответственно принимать решение.

Важным компонентом психосоциальной модели профилактики наркомании является развитие у молодежи полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству, к духовному общению с людьми. Ведь нередко к употреблению наркотиков подростков толкает любопытство и естественная потребность чем-нибудь заполнить свое свободное время. Поэтому очень важно занять подростков и молодежь интересным досугом, спортивными занятиями, творческой деятельностью. Все это служит профилактике наркомании.

Следующим проявлением девиантного поведения является проституция. Наибольшую социальную опасность она представляет в том случае, когда в ряды проституток вербуются несовершеннолетние подростки. По мнению некоторых специалистов, реально противостоять распространению проституции в современном обществе можно лишь с помощью высоких штрафов. Тогда это занятие становится маловыгодным. Для профилактики проституции целесообразно сочетать правовые меры с информационными и воспитательными. В обществе должна эффективно функционировать система полового воспитания, включающая в себя не только сексуальное просвещение, но и культуру тендерного восприятия, этикет, манеры достойного поведения юноши, девушки и т. п.

В Российской Федерации довольно актуальной является проблема профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений в подростковой среде. Статистические данные о численности беспризорных и безнадзорных в нашей стране, опубликованные в различных печатных изданиях, сильно разнятся. В российской прессе в последнее время разные авторы называют цифры от 2 до 5 млн. человек. Безнадзорность сейчас становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. До недавнего времени беспризорников доставляли в спецприемники, где они приравнивались к положению правонарушителей, оказываясь в режимном учреждении В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) ситуация стала меняться. Теперь основным местом помещения таких детей являются специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. К их числу относятся:

– социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

– социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

– центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или иных законных представителей.

В центры временной изоляции для несовершеннолетних сейчас могут быть помещены лишь несовершеннолетние правонарушители. По закону они могут находиться здесь в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления суда на срок до 15 суток. С каждым годом растет число детей, обслуживаемых учреждениями социального обеспечения семьи и детей. По данным статистической отчетности органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по форме № 1-СД, в 2010 г. центрами социальной помощи семье и детям было обслужено 5 млн. 841 тыс. 323 человека, социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних – 761 тыс. 593 человека, а социальными приютами для детей и подростков – 69 тыс. 27 человек. Однако в связи с ростом численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличением количества неблагополучных семей и семей социального риска, действующая система учреждений обслуживания семьи и детей не в состоянии оказать помощь всем нуждающимся.

Наряду со специализированными социальными учреждениями вопросами профилактики беспризорности и безнадзорности занимаются социальные педагоги общеобразовательных школ. В своей работе они используют методы профилактической беседы, системного наблюдения, создания особой социальной среды и др. Особое внимание уделяется организации активного досуга подростков. В отдельных случаях в виде «демонстративного воздействия» применяются «экскурсионные» выезды трудных подростков в центры временной изоляции и колонии для несовершеннолетних. Жизнь и быт осужденных сильно впечатляют трудных подростков.

Исследуя проблему профилактики правонарушений в подростковой среде, некоторые авторы выделяют три группы профилактических мер: общие, специальные и индивидуальные. По их мнению, общими являются меры, не предназначенные исключительно для профилактики правонарушений, но объективно содействующие их предупреждению или сокращению (улучшение условий труда, отдыха, быта российских граждан, повышение образовательного и культурного уровня населения, совершенствование воспитательной и культурно-массовой работы среди различных социальных групп, особенно среди несовершеннолетних, и т. д.).

Специальные меры предназначены исключительно для профилактики каждой разновидности правонарушений (дисциплинарных, административных, гражданских и уголовных) и направлены на сокращение правонарушений (проступков и преступлений). А индивидуальные меры предназначены для воздействия на лиц, склонных к нарушению правопорядка (усиление охраны общественного порядка, улучшение воспитательной работы, повышение уровня социального контроля за поведением лиц, ранее совершивших правонарушения, особенно преступления, и др.).

Особенность социальной профилактики безработицы заключается в невозможности полного предотвращения этого негативного явления в условиях рыночной экономики. Профилактика здесь направлена на регулирование уровня безработицы и минимизацию ее масштабов. Система профилактики безработицы включает в себя целый комплекс мер. В их числе следует назвать:

– субсидирование создания новых рабочих мест;

– организация самозанятости;

– создание на предприятиях, осуществляющих значительное сокращение рабочих мест, групп оперативного реагирования или временных центров занятости;

– осуществление службой занятости профессиональной переподготовки кадров;

– обеспечение временной занятости, организация общественных работ;

– стимулирование трудоустройства молодежи в рамках специальных федеральных программ;

– организация занятости на дому для инвалидов, имеющих рабочую группу и др.

На рубеже XX-XXI вв. в Российской Федерации службы занятости активно использовали свои возможности по субсидированию создания новых рабочих мест на предприятиях, в учреждениях здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Между службой занятости и организацией, где создавались рабочие места, заключался договор сроком до одного года. При необходимости он мог быть продлен. Общий срок действия договора не должен был превышать пяти лет. Обязательное условие такого договора – создание рабочего места сверх имеющегося штатного расписания. В данном случае созданное рабочее место не могло быть сокращено. При увольнении работника, образовавшаяся вакансия заполнялась лишь лицом, направленным службой занятости. Смысл самозанятости заключается в оказании центрами занятости определенной материальной помощи лицам, намеривавшимся открыть свой малый бизнес (парикмахерскую, косметический салон, мастерскую по ремонту бытовой техники, цех по откорму скота и др.) В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях при содействии местных служб занятости были открыты малые предприятия по производству строительных материалов, выпуску продуктов питания, лекарственных препаратов и др.

С целью профилактики массовой безработицы в молодежной среде во второй половине 90-х – начале 2000-х гг. реализовывалась специальная федеральная программа «Молодежная практика». Участвуя в ней, выпускник профессионального учебного заведения мог заинтересовать вероятного работодателя компенсацией 50% своего заработка. Ее выплата производилась по договору службы занятости предприятием в течение срока от одного до шести месяцев.

Профилактика безработицы лиц с пониженной трудоспособностью (инвалиды с третьей рабочей группой) осуществляется посредством их занятости на дому, квотирования рабочих мест, предоставления льгот работодателям и др. Вопросы занятости инвалидов, не относящихся к рабочим группам, решаются путем содействия их трудоустройству на специализированных предприятиях обществ инвалидов.

В нашей стране в условиях экономического кризиса стало возрастать количество не только безработных, но и лиц, оказавшихся в «группе риска», то есть переведенных на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с сокращением заработка С начала 2009 г. таким «полузанятым» работникам службы занятости стали оказывать более системную помощь. Во-первых, им было предложено получить в свободное от работы время новую профессию. Для этого им необходимо было прийти в службу занятости и написать соответствующее заявление. Во-вторых, лица, переведенные на неполный рабочий день или на сокращенную до двух-трех дней рабочую неделю, могли рассчитывать на получение другого, временного рабочего места по гибкому графику. Хотя эти места, как правило, не предполагают высокой квалификации, но все же позволяют получить определенную финансовую поддержку в дополнение к их сократившейся основной зарплате.

Одним из приоритетных направлений социальной работы является профилактика семейного неблагополучия. К наиболее распространенному его проявлению относятся семейные конфликты. Для преодоления их супругам необходимо овладеть навыками конструктивного поведения во время ссор.

Психологи рекомендуют снимать эмоциональное напряжение с помощью утешительных и ласковых слов, искреннего сопереживания проблемам друг друга. Нельзя позволять вмешиваться в супружеские ссоры третьим лицам, включая родителей, детей, подруг, друзей и др. Во время размолвок нужно избегать контрвыпадов, сопровождаемых фразой «А ты сам». Если один из супругов, осознав бессмысленность ссоры, делает шаги в сторону примирения и не находит понимания, то ему не следует отступать от своих намерений. По меньшей мере, следует прекратить разговор и просто не реагировать на «бойцовский настрой» супруга.

Аморальные семьи отличает склонность их членов использовать во взаимоотношениях насилие. От этого чаще всего страдают дети. К основным формам родительского насилия обычно относят: физическое, проявляющееся в нанесении побоев и повреждений ребенку; сексуальное, когда ребенок используется для удовлетворения сексуальной похоти родителя; психологическое, проявляющееся в оскорблении, унижении и высмеивании ребенка. Для профилактики аморального поведения психологи рекомендуют разъяснить родителям недопустимость вымещения на детях своих неудач на работе или супружеских проблем. Супруги должны знать не только о своих правах, но и об ответственности за нравственное воспитание детей. Родителям нельзя забывать о тяжелейших последствиях для психики детей насильственных действий.

Вполне очевидно, что профилактика семейного насилия не может ограничиваться лишь информационной или разъяснительной работой. В тех случаях, когда имеется явная угроза насилия в отношении ребенка, специалистам по социальной работе необходимо действовать незамедлительно. Практика свидетельствует о целесообразности передачи такого ребенка на временное проживание в социальный приют. Лишь после устранения угрозы насилия ребенок может быть возвращен в семью.

Таким образом, профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Она позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить развитие негативного процесса, чем потом преодолевать, противодействуя его проявлениям и последствиям.

 

-

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...