Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение литературы и нормативно-правовых источников




Утверждение темы выпускной работы позволяет приступить к важнейшему этапу - разработке темы, связанной с отбором и изучением источников. Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки студента искать, находить, отбирать и систематизировать в огромном море современной научной информации необходимые источники и содержащиеся в них нормативно-правовые акты, нормы. На этом этапе важное место занимает накопленная база данных на электронных носителях. В компьютерной памяти заложены все нормативно-правовые акты с последовательной динамикой их изменения. Это значительно облегчит студенту поиск тех или иных законов и других нормативных документов, позволит сэкономить время на их анализе.

В фондах академической библиотеки имеется достаточное число сборников нормативных актов и материалов, комментирующих их. Но ограничивать поиск необходимой литературы только фондом вузовской библиотеки не следует. В Санкт-Петербурге студент должен в полной мере использовать фонды Российской национальной библиотеки, библиотеки Академии наук и других библиотек, где можно изучить богатейшие исследования ученых в области права, государственности и конституционализма, в зависимости от избранной проблемы в качестве дипломного исследования.

Практика научного проектирования позволяет определить три группы (категории) выпускных квалификационных работ:

1. Работы по фундаментальным, общенаучным юридическим проблемам, которые предполагают использование в основном научной литературы и лишь частично - нормативных источников (конституций, других источников общего характера);

2. Работы по актуальным научно-практическим проблемам, требующие разумного сочетания научных и правовых источников (в университете это, как правило, основная часть выпускных работ);

3. Работы «юридически-прикладного» характера, основанные, прежде всего на анализе и обобщении юридической практики с частичным использованием для обоснования и аргументации тех или иных задач и выводов исследования соответствующих теоретических положений (работы по криминалистике, по административной и судебной практике и т.п.). Поэтому важно, приступая к этому этапу работы, прежде всего, установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме научногоисследования.

Научное выпускное сочинение требует обращения внимания на следующие виды научной литературы: монографии (научные книги по специальным темам); научные статьи; статьи в сборниках научных трудов, в том числе в ученых записках и других работах преподавателей факультета; статьи в материалах научных конференций; рецензии на опубликованные монографии и научные статьи; авторефераты диссертаций; аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках; научно-практические комментарии законодательства; материалы «круглых столов» по научно-практическим проблемам.

Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следует использовать: предметные и систематические каталоги библиотек.

Нужно иметь также в виду, что по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные «Библиографии», которые уже содержат систематизированный перечень всей изданной по данной отрасли науки или по той или иной теме (разделу, вопросу и проблеме) литературы за определенный период времени (5, 10, 20 и более лет). Информацию об этом можно получить у библиографов в учебных и научных библиотеках. Кроме того, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) «Примечаниях», «Списке литературы» или «Библиографиях». Нельзя не учитывать определенную научную и фактологическую ценность советской и дореволюционной литературы. Следует иметь в виду и поступающие из центральных ведомств и министерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности. Кроме того, нужно активно использовать получившие широкое распространение в последние годы автоматизированные компьютерные базы данных «Кодекс», «Гарант», «Консультант», «ЮСИС» и др., содержащие информацию обо всех действующих нормативно-правовых актах и тексты этих актов. Изучение литературы в одном случае целесообразно начать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом - с журнальных статей. Все зависит от темывыпускного научного исследования, наличия, характера и полноты литературы, уровня подготовки студента.

Опыт работы многих поколений студентов-выпускников привел к формированию определенной схемы последовательного изучения литературы и источников. Так, чтение научных работ (монографий) рекомендуется разделить на два этапа: первый - общее, первичное знакомство с книгой, которое включает в себя внимательный просмотр титульного листа, выходных данных, изучение оглавления (содержания), предисловия (введения) и заключения. Это позволит уяснить общее содержание книги, выявить основные и вспомогательные, второстепенные главы, направление и логику данного научного исследования. Часто это наводит на мысль о внесении корректив и в собственный план выпускной работы.

Изучая литературу и нормативные источники, следует выписывать те положения, высказывания, которые могут быть использованы при работе над научным исследованием (а иногда и для себя – «на будущее»). Выписки рекомендуется делать на отдельных листах (или карточках) с точным указанием фамилии и инициалов автора работы, ее полного и точного названия, издательства, года и места издания, указания страницы выписанного положения или цитаты. Это позволит при написании текста точно использовать изученный материал и существенно сэкономить время при оформлении сносок и библиографии.

На листах или карточках целесообразно указывать, к какому вопросу выпускной работы относится эта выписка. Карточки с выписками нужно распределить по соответствующим главам, параграфам, разделам (для чего необходимо завести отдельные папки, конверты и т.п.), что позволит выпускнику быстро найти и использовать этот отобранный материал без повторного обращения к литературным и нормативным источникам, тем самым значительно сэкономив время. Записи в карточках или на листах нужно делать экономно, не следует выписывать общеизвестные факты. Выписка должна представлять целый фрагмент или законченную мысль, ограниченные тематически. Если по ходу чтения книги или статьи, а также при конспектировании возникали мысли по поводу прочитанного или выписанного, целесообразно также сразу их фиксировать.

Студенту-юристу необходимо постоянно помнить, что законы нужно исследовать и изучать, прежде всего, по правовым источникам, а затем уже (или параллельно) по научной и учебной литературе. При выполнении выпускной работы необходимо использовать нормативно-правовые и другие официально-документальные источники, содержащиеся как в открытой печати, так и в соответствующих государственных или иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.) с разрешения руководителей этих учреждений. Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и другие документы международного характера. Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются: Собрание законодательства Российской Федерации (до 1993 г. - Собрание актов Президента и Правительства РФ); Ведомости Федерального Собрания РФ (до 1994 г. - Ведомости Верховного Совета РФ); Российская газета; Российские вести; Бюллетень международных договоров РФ (издается с 1993 г.); Сборник международных договоров СССР; Вестник конституционного суда РФ; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ; Бюллетень Верховного Суда РФ; Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ; Бюллетень Министерства труда РФ; Бюллетень по авторскому праву; Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; Вестник мэрии Санкт-Петербурга; Вестник правительства Ленинградской области.

Возможно использование ведомственных библиотек юридических учреждений, а также частных собраний правоведов мира и страны. При исследовании историко-правовых, сравнительно-правовых и статистических аспектов в дипломной работе следует обратиться к архивным источникам, в том числе и текущим архивам судебных учреждений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...