Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция шейха аль-Альбани

Таков наш призыв

 

 

Лекция шейха-мухаддиса

Мухаммад Насыруддина аль-Альбани

 

Перевод:

Абу Яхья Крымский

 

Первое издание

 

 

Вступительное слово Комитета призыва и наставлений "Андалусия"

 

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Несомненно, исламские книги играют весьма важную и эффективную роль в деле распространения мусульманского призыва, знаний, а также в наставлении мусульман на истинный путь. Они способны пережить многие века и принести человечеству огромную пользу. Наши благочестивые предшественники из числа ранних поколений мусульман, да пребудет над ними всеми милость Аллаха, всю свою жизнь посвящали написанию ценных книг по Исламу ради распространения знаний, их сохранения и практического применения. Хвала Аллаху, их полезные труды сохранились до наших дней, пройдя сквозь столетия, став, таким образом, кладезем бесценных знаний и средством призыва людей к истинному пути Ислама, а также средством воплощения этих знаний на практике.

Именно поэтому наш Комитет счел необходимым опубликовать это прекрасное послание под названием «Таков наш призыв», в основе которого лежит лекция выдающегося ученого-богослова, мухаддиса Мухаммада Насыр ад-Дина аль-Албани, да пребудет над ним милость Аллаха!

Ранее наш брат, исследователь в области шариатских наук Халид ибн Абдель-‘Аль, да хранит его Аллах, подготовил этот труд к изданию, предварительно отредактировав текст оригинала, а также указав источники упомянутых в нем хадисов и дав к ним свои комментарии. Просим Аллаха щедро вознаградить его за усердие!

Комитет же, в свою очередь, изданием этой книги стремился внести свой вклад в дело распространения религиозных знаний, а также помочь тем, кто находится в поиске этих знаний, и существенно обогатить их.

Данный труд выбран по нескольким причинам, наиболее важными из которых являются:

1. Распространенность множества нововведений в среде мусульман и увеличение числа их приверженцев, которые, дабы ввести в заблуждение невежественных мусульман, прикрываются лозунгом «Коран и Сунна!» В то время как истинные последователи Пречистой Сунны отличаются от них тем, что выступают под лозунгом «Коран и Сунна в понимании праведных предшественников исламской уммы!»

2. Необходимость возрождения одной из самых главных основ исламской религии, которой является понимание Корана и Сунны в соответствии с пониманием праведных предшественников уммы, а также призыва к ней, чтобы избежать опасных заблуждений, в которые впали сторонники нововведений. Именно к этому призывал шейх аль-Албани, да смилуется над ним Аллах.

3. Принадлежность этой книги великому ученому – имаму аль-Албани, который наполнил исламский мир бесценными знаниями и привил сердцам многих мусульман любовь к ним.

4. Отсутствие прецедентов издания этой книги в приемлемом для читателя виде.

Просим Всевышнего Аллаха, кроме которого никто не знает степень искренности людских намерений, принять наши усилия на пути распространения знаний и донесения их до мусульман!

 

Комитет призыва и наставлений «Андалусия»

 

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

 

Хвала Аллаху, который осветил нам путь спасения от мрака невежества и повел нас прямым путем, озарив нас знаниями, которые не позволили нам впасть в заблуждение, облагодетельствовав нас Шариатом Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, явившимся знаменем истины и ярчайшим доводом для мусульманской общины! Поистине, это есть величайшее благодеяние, оказанное нам Аллахом, и самый щедрый дар, преподнесенный Им!

Мы свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его возлюбленный раб и правдивейший, верный посланник, отправленный в качестве милости для миров!

Перед тобой, мой дорогой читатель, ценное послание под названием «Таков наш призыв», автором которого является мухаддис нашего времени, светоч исламской науки, имам Мухаммад Насыр ад-Дин аль-Албани, да одарит его Всевышний Аллах обширной милостью, озарит светом его могилу и расширит её на расстояние взора!

Данный труд определяет для нас важнейшее правило, закладывает прочную основу, отличающую приверженцев Сунны и верного пути от приверженцев новшеств и страстей, отделяющую последователей истины от людей заблуждения и погибели!

Общеизвестно, что любая секта, партия и группа, причисляющая себя к Исламу, заявляет о том, что именно она следует Корану и Сунне!

Однако здесь уместен вопрос: в чьем понимании Корана и Сунны и чьим интересам удовлетворяют используемые ими трактовки священных текстов?

Шейх, да смилуется над ним Аллах, указал на великое правило, которое гласит:

«Книга Аллаха и Сунна Пророка, мир ему, должны пониматься так, как понимали их праведные предшественники уммы».

Мутазилиты, джахмиты, хариджиты и им подобные секты сбились с истинного пути только лишь по причине пренебрежения этим весьма важным правилом!!!

Поистине, обращение к пониманию Корана и Сунны праведными предками есть надежная защита от всякого рода заблуждений и ошибок. Последователей Сунны отличает от людей заблуждения именно то, что они опираются на третью после Корана и Сунны основу – понимание шариатских текстов в соответствии с пониманием праведных предшественников. Нет сомнения в том, что именно сподвижники Пророка, r были свидетелями ниспослания ему божественных откровений и поэтому знали их правильное толкование. «Сподвижники Пророка r были лучшими в этой общине, обладателями самых благочестивых сердец, самых глубоких знаний. Им меньше, чем кому-либо, были свойственны вычурность и обременение себя и других излишествами. Они обладали наилучшей способностью изъясняться, самой правдивой верой, самой широкой искренностью и приближались к Аллаху наиболее угодными Ему средствами».[1]

Существует ли какое-либо праведное деяние, в котором они не опередили бы других? Есть ли какое-нибудь средство для утверждения на истинном пути, которым они бы не воспользовались?

Клянусь Аллахом, именно им было дано почерпнуть «живой воды» из духовного первоисточника! Именно сподвижники сумели отстоять и упрочить основы исламской религии, не оставив после себя ничего недосказанного! Поистине, это те люди, которые своим неуклонным следованием заповедям Корана и Сунны, своей верой завоевали сердца людей, а своим ратным усердием и оружием завоевали обширные земли! Именно сподвижники передали своим последователям (таби‘ин) то чистое знание, которое почерпнули от Пророка r. Цепочка передачи приведенных ими сообщений предельно достоверная и краткая: от Пророка r, – от ангела Джибриля – от Господа миров. Они передали свое знание и сказали: «Это то, что завещал нам наш Пророк r, мы же завещаем это вам.

И это есть заповедь нашего Господа и обязанность, возложенная Им на нас, и это также Его заповедь вам и обязанность, возложенная на вас».

На прямой путь сподвижников встали последователи. Они совершали богоугодные деяния, следовали по их стопам путем истины. На смену поколению «таби‘ин» пришли их последователи, перенявшие от них путь прямоты, как сказал Всевышний: «И направлены они к благому слову, и направлены они к пути Достохвального»[2]. И стали они по отношению к тем, кто был до них, таковыми, как их описал Правдивейший в слове Своем: «Многие из них – из первых поколений, и лишь немногие – из последних [3]».[4]

Такими были праведные предшественники (ас-саляф ас-салих), представители лучших поколений, благостность которых и праведность во всех делах – в вероучении (‘акыде), поклонении, методе призыва к Аллаху (манхадже), духовной нравственности и морали – подтвердил сам Посланник Аллаха.

Поэт сказал:

«О Джарир! То есть мои предки! Так приведи же мне их подобие в местах наших собраний!»

Как прекрасно сказал однажды Малик ибн Анас, имам Благословенной Медины – обители хиджры Пророка, мир ему: «Последние поколения этой общины может исправить только то, что исправило первых мусульман»[5].

Что касается моего вклада в работу над этим посланием, то он сводится к следующему:

1. Там, где приводятся аяты из Корана, я указал их номера и названия сур, в которых они содержатся.

2. Мною даны толкования смыслов некоторых непонятных и редко встречающихся в языке слов.

3. Я вкратце прокомментировал некоторые фразы, содержащиеся в послании, с целью разъяснения их смысла.

4. В данной работе я привел ряд полезных комментариев, сделанных шейхом, да смилостивится над ним Аллах, в его иных трудах, дабы уважаемый читатель знал, что шейх уже упоминал вопросы, затрагиваемые в послании, в других своих книгах. Таким образом, читатель без каких-либо затруднений сможет обратиться к этим источникам, убедившись в достоверности информации, содержащейся в данном послании, и обрести для себя огромную пользу.

5. Что касается хадисов и преданий, упомянутых шейхом, то при их приведении я руководствовался следующими принципами:

· если хадис приведен в сборниках аль-Бухари и Муслима, то я ограничился лишь упоминанием названия источника;

· если хадис приведен в одном из этих двух сборников, то я также указал лишь имена их авторов, вкратце обозначив, при необходимости, недостатки, если таковые имеют место;

· если хадис упомянут в иных достоверных сборниках, то я ограничился упоминанием лишь двух-трех из них, дабы не усложнять простому читателю понимание комментариев, а также, чтобы не перегружать послание шейха лишней информацией, которая, если и способна принести пользу, то только тем, кто специализируется в области науки о хадисах;

· при наличии каких-либо расхождений в суждениях относительно достоверности того или иного хадиса между шейхом аль-Албани и кем-либо из ученых-богословов раннего периода, я счел необходимым поверхностно указать на них, упомянув мнение шейха;

· я привел мнения шейха относительно тех или иных хадисов и преданий, обратившись к иным его изданным трудам;

· я уточнил текст послания, обратившись к его оригиналу, записанному на аудиокассете и сверив приведенные в нем цитаты с заслуживающими доверия источниками Сунны;

· ряд диалектальных выражений, использованных шейхом, я перевел на литературный арабский язык;

· я изъял из текста послания некоторые повторяющиеся выражения и то, что не имеет отношения к теме лекции.

Я прошу Аллаха сделать этот труд искренне посвященным лишь Его Благородному Лику. Прошу Аллаха принять его благим приемом и дать мусульманам всего мира возможность почерпнуть для себя пользу от его изучения. Поистине, Он - податель помощи и обладатель всемогущества!

И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников! Хвала Аллаху Господу миров!

 

 

Абу Муаз Халид ибн Абдель-Аль

 

 

Лекция шейха аль-Альбани

 

Слава Аллаху, Которого мы восхваляем, к Нему Одному прибегаем и просим прощения! Прибегаем к Нему от зла наших душ и от зла наших дел! Кого Аллах поведет прямым путем, того никто не собьет, а кого Он оставил без руководства, то нет ему водителя! Свидетельствую, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, не имеющего сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник.

Поистине, лучшая речь – слово Аллаха, а лучший путь – путь Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Худшие из деяний – религиозные новшества. Каждое новшество – ересь, каждая ересь – заблуждение, а каждое заблуждение ведет в огонь.

Я благодарю моего уважаемого брата, устаза Ибрахима[6] за его теплые слова и похвалу в мой адрес. Все, что мне остается после этих слов – процитировать слова первого халифа – Правдивейшего Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, лучшего человека в этой общине после её пророка r, который, всякий раз, когда слышал от кого-либо похвалу в свой адрес, говорил: «О Аллах, не взыскивай с меня за то, что они говорят, и сделай меня лучше того, каким они меня считают, и прости мне то, чего они обо мне не знают!»[7] Если эти слова говорил выдающийся и правдивейший преемник посланника Аллаха, то нам их следует говорить тем более.

По этой причине я повторяю вслед за халифом: «О Аллах, не взыскивай с меня за то, что они говорят, и сделай меня лучше того, каким они меня считают, и прости мне то, чего они обо мне не знают!».

Истинно говорю я вам, что не заслуживаю тех высоких слов, сказанных нашим братом Ибрахимом в мой адрес! Я всего лишь ищущий знаний человек (талиб ‘ильм) и не более того! И на каждого из ищущих знания возлагается то, о чем говорил Пророк r: «Передавайте людям то, что вы услышите от меня, даже если дело будет касаться всего лишь одного аята, и передавайте то, что говорили сыны Исраиля, и нет в этом греха[8], а тот, кто намеренно возведёт на меня ложь, пусть приготовится занять свое место в огне»!»[9]

Таким образом, выполняя волю Пророка r, а также подчиняясь приказам, содержащимся в Коране, мы делаем свой посильный вклад в то, чтобы донести до людей то, чего они, возможно, не знают. Но это не означает, что мы считаем себя вправе рассчитывать на лучшее мнение наших братьев о нас. Отнюдь! Всякий раз, когда я слышу хвалебные слова в свой адрес, вспоминаю известную старую пословицу: «Пташки в нашей земле превращаются в орлов» – птичка крохотных размеров мнит себя орлом среди людей, не ведающих о настоящей силе и размерах этой птицы. К сожалению, данная мудрая пословица применима сегодня ко многим мусульманским проповедникам, правильно или ошибочно призывающим к Исламу. Но ведь Аллаху известно, что настоящих ученых на сегодняшний день в мире можно по пальцам сосчитать! В достоверном хадисе от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, приведенном в «Ас-сахихе» имама аль-Бухари, говорится: «Посланник Аллаха r сказал: ”Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его (Своих) рабов, но Он забирает знание, забирая (из мира) знающих, когда же Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей [10]. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!”» [11] .

То есть, когда Аллах желает отнять знания, Он не отнимает их из сердец ученых, превращая обладателей знаний в людей, которые словно вовсе и не учились прежде! Нет, не таково отношение Аллаха Великого и Всемогущего к Своим рабам, в особенности к рабам праведным, которые приобретают знания лишь для того, чтобы заслужить Его довольство! Поистине, Аллах забирает знания вместе с их обладателями, как Он сделал это с господином всех ученых, пророков и посланников Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует – «... когда же Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!».

Но это также не означает, что Аллах, Велик Он и Всемогущ, совсем не оставляет на земле ученых, посредством которых Он предъявляет довод своим рабам! Смысл вышеприведенного хадиса заключается в том, что по-прошествие времени знания и число их обладателей уменьшаются, становясь ничтожными[12], и так до тех пор, пока на земле еще остаются те, кто говорит: «Аллах, Аллах». Достоверный хадис, содержащий эти слова, звучит так: «Не наступит Час до тех пор, пока на земле будут оставаться те, кто говорит: Аллах, Аллах»[13]. Его можно часто слышать сегодня в среде мусульман.

Тех же, кто упомянут в последней части предыдущего хадиса, в словах «...люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей...», – великое множество. Среди них имеются такие, кто дает Корану и Сунне толкования, противоречащие толкованиям настоящих ученых! Причем, я не имею в виду, только лишь обладателей знаний ранней эпохи, но также и представителей поздних поколений из числа знатоков религии. Среди этих невежд есть и такие, кто использует хадис: «Не наступит Час до тех пор, пока на земле будут оставаться те, кто говорит: Аллах, Аллах»[14] в качестве довода в пользу допустимости, и даже желательности поминания Аллаха, Велик Он и Всемогущ, посредством фразы «Аллах, Аллах»!! И дабы не продолжали обманываться обманувшиеся и пребывать в неведении невежды, слышащие данный хадис, я, пользуясь случаем, хочу напомнить присутствующим здесь братьям, что подобное толкование в корне неверно! Во-первых, потому что существует иная версия этого хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъясняющая его смысл. Во-вторых, если подобное толкование хадиса было бы верным, то наши праведные предки обязательно поступали бы согласно ему. То обстоятельство, что они не применяли в своей практике такую трактовку слов Пророка r, однозначно указывает на ее несостоятельность!

Что скажут сторонники этой неправильной трактовки по поводу той версии данного хадиса, которая приводится в «Муснаде» имама Ахмада с достоверной цепочкой передатчиков, где Пророк r говорит: «Не наступит Час до тех пор, пока на поверхности земли будут оставаться те, кто говорит: «Ля иляха илля Ллах» («Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха)»?![15].

Эта версия четко разъясняет, что именно подразумевается под словами «Аллах, Аллах!».

Итак, к великому сожалению, земля почти полностью лишилась обладателей знаний, которыми она, несмотря на свою обширность, была полна в ранние века и которые распространяли знание в умме!

Как сказал поэт:

И раньше число их считанным было,

Сегодня же вовсе стало ничтожным!

Поэтому мы просим Великого и Всемогущего Аллаха сделать нас из числа ищущих знания, следующими по стопам истинных ученых, правдиво идущими по их пути, из числа тех, о ком Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто следует путем поиска знания, того Аллах поведет по пути, ведущему в Рай»[16].

Указанные проблемы заставляют меня вести речь о необходимости приобретения шариатских знаний, достоинства которых многократно упомянуты в Коране. Ведь Аллах Всевышний сказал: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?»[17].

А также: «Аллах возвышает на степени тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание»[18].

Что это за знания, обладателей которых, а также тех, кто последовал за ними, восхвалил Всевышний Аллах в Своей Книге?

Ответ кроется в словах имама Ибн аль-Кайима аль-Джаузия, да смилуется над ним Аллах, ученика шейху-ль-исляма Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах:

«Знание – это слова Аллаха, слова Его посланника и то, что сказали сподвижники, а не приукрашенная ложь!

Оно не глупое противопоставление мнений факихов словам Посланника и не отрицание атрибутов Аллаха, оправдываемое желанием избежать уподобления Творца творениям!» [19]

Стоит отметить, что Ибн аль-Кайим был не только крупным ученым, но и превосходным мастером слова. В данных замечательных строках, подобные которым вряд ли можно услышать от обычных поэтов, так как поэзия ученых богословов отлична от поэзии просто литераторов, указывается на то, что знание – это, прежде всего, то, что сказал Аллах, затем то, что сказал Посланник, затем то, что сказали сподвижники.[20]

В этих словах Ибн аль-Кайима кроется очень и очень важная истина, которой пренебрегает большинство проповедников, ведущих сегодня в исламском мире работу, именуемую ими призывом к исламу! В чем же состоит эта истина?

Не секрет, что все эти проповедники говорят о том, что Ислам – это Книга Аллаха и Сунна Его Посланника r. И это, несомненно, так! Однако в этом определении есть недостающий элемент! На него как раз и указывает Ибн аль-Каййим в приведенных выше строках. Упомянув о Коране и Сунне, вслед за ними он упоминает третью основу исламского знания – слова сподвижников. Он говорит: «Знание – это слова Аллаха, слова Его посланника, и то, что сказали сподвижники».

Сегодня, к сожалению, редко кто упоминает этот третий, после Корана и Сунны, источник Ислама. В то время как именно сподвижники, как мы это прекрасно знаем, были началом и главой благочестивых предшественников, ибо в словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дошедших многочисленными путями передачи, сказано: «Лучшие из людей – это представители моего поколения»[21]. (Многие проповедники делают ошибку при цитировании этого хадиса и вместо слов «лучшие из людей» говорят «лучшие из поколений». Не следует повторять их ошибку, ибо версия "лучшие из поколений" не имеет никакого основания в Сунне! В достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима, а также в ряде других достоверных источников Сунны приводится единственно верная версия данного хадиса: «Лучшие из людей – это представители моего поколения, затем, те, кто последует за ними, а затем те, кто последует за ними»)[22].

Имам Ибн аль-Кайим рассматривает знания сподвижников, стоявших во главе первых трех поколений, которые, по свидетельству посланника Аллаха, были лучшими поколениями уммы, как третью и неотъемлемую составляющую Ислама после Книги Аллаха и Сунны Пророка r.

Возникает вопрос: было ли добавление этого третьего источника в религии личной инициативой ученого-богослова, исходившей из его собственного суждения, иджтихада и всестороннего исследования (истинбат), которые могли быть и ошибочными? Ведь, как известн, каждый добрый скакун может споткнуться и даже не раз!

Ответ на этот вопрос однозначен: Нет! Данное добавление не есть плод личного суждения или иджтихада имама, не застрахованного от погрешностей! Поистине, оно опирается на доказательства из Книги Аллаха и хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует!

Что касается доказательства из Корана о необходимости рассматривать знания сподвижников как третий источник в Исламе, то он заключен в следующем аяте: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» [23].

Обращаю внимание читателя, что Всевышний Аллах в данном аяте не ограничился словами «А того, кто воспротивится Посланнику..., Мы направим туда, куда он обратился,...»! Хотя, если бы Аллах и ограничился данным аятом без слов «... и последует не путем верующих...», то и это было бы истиной правдой!

Но, по Своей безграничной мудрости, Аллах ниспослал данный аят в таком виде, в каком ниспослал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!»

Мне бы очень хотелось, чтобы данный аят прочно укоренился в вашей памяти и в ваших сердцах, так как смысл его – непреложная очевидная истина! Следуя данному аяту, вы спасетесь от всякого рода заблуждений, даже если дело будет касаться хотя бы одного религиозного вопроса, и не окажетесь в числе не спасшихся, точнее сказать, сбившихся групп! Ведь в известном хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Моя умма разделится на семьдесят три группы. Все они окажутся в огне, кроме одной».

Тогда сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?», на что он ответил: «Это джама‘а».[24]

Слово «Джамаа» здесь соответствует словосочетанию «путь верующих» в вышеприведенном аяте. Слова хадиса, хоть и не являются словами Аллаха, низведенными на сердце Пророка r, однако почерпнуты из вышеприведенного аята, из фразы «...и последует не путем верующих,...».

И если тем, кто противится Посланнику, следуя не по пути верующих, обещан адский огонь, то вполне естественным является обратное – тем, кто последовал по пути верующих, обещан рай, в чем нет никакого сомнения!

Как видим, на вопрос о спасшейся группе Посланник Аллаха дал ясный ответ: «Это джама‘а!».

Таким образом, джама‘а – это группа мусульман!

Упоминается также иная версия данного хадиса, не только подтверждающая, но и более полно раскрывающая его смысл: «... Это та группа, которая стоит на том, на чем стою я и мои сподвижники»[25]. Таким образом стоять на том, на чем стояли «сподвижники», это и есть «путь верующих», упомянутый в Коране! Ибн аль-Кайим, упомянув слова сподвижников после Корана и Сунны, однозначно исходил из смысла вышеупомянутого аята и данного хадиса!

Существует также иной, не менее известный, хадис от аль-‘Ирбада ибн Сария, да будет доволен им Аллах, ключевые слова которого мне хотелось бы напомнить читателю в виду того важного места, которое они занимают в нашей теме, а именно слова Посланника Аллаха r: «... Так держитесь же моей Сунны, а также Сунны праведных халифов, ведомых по прямому пути, которые придут мне на смену».[26]

Обратите внимание на то, что и в данном хадисе Пророк r не ограничивается словами «... так держитесь же моей Сунны»! Напротив, он добавляет к ним следующие слова: «... а также Сунны праведных халифов...»

Исходя из вышесказанного, и учитывая проблемы нашей эпохи, когда получили распространение противоречащие друг другу взгляды и идеи, течения и группировки, что в свою очередь привело к замешательству многих молодых мусульман, не знающих, к какой исламской группе примкнуть, мы решительно призываем – следуйте по пути верующих!

Естественно возникает вопрос – по пути каких верующих? Верующих сегодняшнего дня?!

Ответ однозначный – нет! Необходимо следовать по пути верующих ранней эпохи – эпохи праведных сподвижников, которые должны непременно стать для нас примером для подражания, той единственной путеводной звездой, которая укажет верный путь всему исламскому миру!

Итак, наш призыв должен непременно строиться на трех столпах: Книге Аллаха, Сунне Пророка, r и следовании по пути праведных предшественников.

Те же, кто говорит о том, что они следуют Книге Аллаха и Сунне Пророка, но не следуют по пути праведных предшественников, давая понять своим поведением, а подчас даже заявляя открыто, что мол «они, сподвижники, такие же люди как и мы!», на самом деле находятся в далеком заблуждении! Почему? Потому что они не обращают внимания на те священные тексты Корана и Сунны, которые мы привели ранее! Разве они следуют по пути верующих?! Нет! Разве они следуют за сподвижниками Благородного Посланника Аллаха, мир ему?! Нет! Они следуют только своему разуму, если не сказать — своим страстям! Но разве разум непогрешим?! Конечно же, он не застрахован от ошибок!! Таким образом, эти люди впали в явное заблуждение!!

Я уверен, что причина многочисленных противоречий, наблюдаемых в среде наиболее известных заблудших партий, как древних, так и современных, заключается в их нежелании вернуться к этой третьей основе – пути праведных предшественников! Каждый заявляет о своей приверженности Корану и Сунне!

Мы не перестаем слышать из уст молодого поколения мусульман, пребывающего в глубокой растерянности, жалобы такого характера: «Одни говорят – Коран и Сунна, другие также заявляют – Коран и Сунна! Кто же в таком случае является судьей?!» Мы им отвечаем: Судья – это Книга Аллаха, Сунна Пророка, мир ему, и путь праведных предшественников! И тот, кто следует Корану и Сунне, не обращая внимания на путь праведных предшественников, на самом деле не следует Корану и Сунне, а следует своему разуму, или точнее сказать – своим страстям!

При освещении тех или иных вопросов я всегда стараюсь приводить примеры. Разъяснение данного важного вопроса, а точнее – важной основы, также нуждается в приведении примеров.

Халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если люди страстей и новшеств будут спорить с вами посредством Корана, то ведите с ними спор посредством Сунны! Ведь, Коран несет в себе разные смыслы».[27]

Почему ‘Умар произнес эти слова?

Потому что именно на это указал Всевышний и Всемогущий Аллах. Обратившись к Своему Пророку, Он сказал: «... А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано...».[28]

В связи с этим возникает вопрос: Способен ли какой-либо мусульманин-араб, владеющий в совершенстве арабским языком и литературой, а также стилистикой языка, подобно таким ученым-филологам как, например, Сибавейхи, понять смысл аятов Корана, не следуя пути нашего Посланника r? Конечно же, нет! Иначе, в словах Всевышнего: «... чтобы разъяснил ты людям то, что им ниспослано...» не было бы никакого толка! Прибегаем к Аллаху от мысли, что в Коране может быть что-то бесполезное!

Таким образом, выходит, что тот, кто пытается понять смысл аятов Корана не через Посланника r, находится в далеком заблуждении![29]

Следующий вопрос – может ли человек понять Коран и Сунну, не обращаясь к пониманию сподвижников Посланника Аллаха r?

Ответ тот же: нет! Ведь именно сподвижники передали нам:

Во-первых, Коран, ниспосланный Аллахом Его Пророку.

Во-вторых, разъяснение, которое дал аятам Корана Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и на которое указывается в вышеприведенном аете, а также то, как он претворял сказанное в Коране на практике.

Здесь мне бы хотелось сделать небольшое замечание:

Разъяснение Корана, данное Пророком, мир ему, делится на три вида:

1. словесное толкование;

2. толкование действиями;

3. толкование, выражавшееся в молчаливом одобрении Пророком того или иного действия окружавших его сподвижников.

Кто передал нам словесное толкование Корана? – Сподвижники.

Кто передал нам толкование действиями? – Сподвижники.

Кто передал нам толкование, выражавшееся в молчаливом одобрении Пророком того или иного действия окружавших его людей? – Сподвижники.

Следовательно, мы не вправе опираться в понимании Корана и Сунны исключительно на наши языковые познания. С другой стороны, без этих познаний нам также не обойтись. Следовательно, мы абсолютно уверены, что люди, для которых арабский язык не является родным и которым они не владеют в совершенстве, допустили многочисленные ошибки, особенно если пренебрегали вышеуказанным принципом –необходимостью понимать Коран и Сунну через призму их понимания праведными предшественниками!

Еще раз подчеркиваю, мои предыдущие слова не означают, что не нужно опираться на знание арабского языка! Иначе как мы сможем понять слова сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?! Для понимания Корана и Сунны совершенно необходимо знать арабский язык.

Но при этом мы утверждаем, что понимание Корана обязательно должно быть в свете разъяснения Пророка, мир ему, о котором упоминалось в вышеприведенном аяте, и которое делится на три категории: слова Пророка, его действия и молчаливое одобрение им поступков сподвижников. Для более полного понимания этого вопроса приведем ряд примеров, которые позволят нам убедиться в том, что подобная классификация имеет под собой неопровержимое основание.

1) Слова Всевышнего, Благословенного: «Вору и воровке отсекайте их руки...»[30] – ярчайший пример того, как опасно в таком важном вопросе как толкование слов Всевышнего Аллаха опираться только на знания арабского языка!

Вор с точки зрения языка – лицо, укравшее какое-либо имущество из места его хранения[31], даже если украденное имущество ничтожно по своей цене, будь то яйцо, гроши, копейки и т.д.

Напомним слова Всевышнего: «Вору и воровке отсекайте их руки...». Следует ли, исходя из этих слов, отсекать руки любому человеку, считающемуся вором с точки зрения арабского языка?

Ответ: Нет. Так как Посланник Аллаха, которому было поручено разъяснять людям смысл слов Аллаха, растолковал нам, к кому из совершивших кражу людей следует применять указанную меру наказания. Он сказал: «Рука отсекается только за четверть динара и более».[32] Таким образом, лицо, укравшее менее четверти динара, в шариатской терминологии вором не именуется, даже если считается таковым с точки зрения традиционного языка.[33]

Здесь мы подошли к весьма важному научному заключению, которым пренебрегают многие искатели знаний! Оно состоит в том, что наряду с традиционным арабским языком, который наследуется из поколения в поколение с древнейших времен, существует так называемый язык Шариата, терминологию которого впервые обозначил Всевышний Аллах. О шариатской терминологии до ниспослания Священного Корана арабам ничего не было известно. Так, традиционный язык под словом «вор» (ас-сарик) подразумевает всякое лицо, укравшее имущество в каком бы то ни было размере. В шариате же термин «вор» включает не всякого, кто украл, а только того, кто совершил кражу имущества в размере четверти динара и более! Этот яркий пример указывает на недопустимость толковать Коран и Сунну лишь на основании знания арабского языка! Именно эту грубую ошибку совершают многие современные писатели, самостоятельно толкующие аяты Корана и хадисы Пророка r сугубо посредством знаний обычного языка, и, вследствие этого, дающие свои измышленные толкования священных текстов, о которых не знали мусульмане ранних эпох! Поэтому мы заявляем, что истинный призыв к Исламу должен строиться на трех необходимых основах: Книге Аллаха, Сунне Пророка, а также на том, на чем стояли праведные предшественники.

Таким образом, словам «вору и воровке» в аяте необходимо дать толкование, предусмотренное шариатским языком, то есть в соответствии с хадисом: «Рука отсекается только за четверть динара и более».

Рассмотрим вышеприведенный аят далее. Аллах говорит: «... отсекайте их руки». Возникает вопрос: в каком именно месте следует производить отсечение, если с точки зрения традиционного языка «рука» (аль-йад) определяется как участок тела от кончиков пальцев до подмышек? В отличие от вопроса определения размеров кражи, за которую полагается отсечение, в данном случае мы не располгаем достоверным хадисом, содержащим словесное разъяснение Пророка, r. Однако мы располагаем практическим разъяснением этого вопроса, которое нам дали наши праведные предшественники – сподвижники Пророка, r![34] Здесь мы сталкиваемся со вторым видом разъяснения – посредством действий.

Третий вид разъяснения: молчаливое одобрение Пророком, мир ему, чьих либо слов или действий, когда, став свидетелем чего-либо, он не высказал порицания и запрещения. В данном случае разъяснение выражается не словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не в его действиях, а в словах и поступках других людей, одобренных им. То есть, если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал свидетелем какого-либо обстоятельства и промолчал, одобрив его, то данное обстоятельство становится допустимым и утвержденным.

Если же Пророк, мир ему, увидел какое-нибудь действие и высказал свое порицание, то отношение к нему радикально отличается от отношения к предыдущему, даже если оно совершено кем-либо из сподвижников.

Приведем пример для обоих видов действий, упомянув один из хадисов «гариб». В этом хадисе приводятся такие слова ‘Абдуллаха ибн ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен ими Аллах: «Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, случалось так, что мы пили стоя и ели при ходьбе»[35].

В данном хадисе ‘Абдуллах ибн ‘Умар упомянул два обстоятельства: питье стоя и еду при ходьбе, указав на то, что это имело место во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Каково же шариатское законоположение относительно этих двух обстоятельств: питья стоя и еды при ходьбе?

Применив к ним вышеприведенные выводы, мы сможем узнать шариатское суждение о них. Коне

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...