Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Промышленный комплекс его структурный анализ.




Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом национальной экономики. На его долю приходится 25,5 % валового внутреннего продукта, 34 % основных фондов, с промышленным производством связано 26,2 % занятого населения страны (2003 г.). Промышленности принадлежит решающая роль в развитии национальной экономики, она определяет масштабы, структуру и территориальную организацию производительных сил.

Промышленность служит основой расширенного воспроизводства в национальной экономике. Она непрерывно воспроизводит средства производства как для себя, так и для других отраслей экономики. Особенно велика роль тяжелой индустрии, которая вооружает необходимой техникой и технологиями все отрасли промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли, обеспечивая дальнейший технический прогресс. Под воздействием промышленности развивается сложная система экономических связей, растут города, формируются сельскохозяйственные сырьевые базы, пути сообщения, разрабатываются новые источники сырья, топлива, энергии.

По сравнению с другими отраслями экономики промышленность обладает более высокими конкурентными преимуществами. Она является ведущей в объеме экспорта страны (свыше 90 %) и сумме валютных поступлений, формировании бюджета и внебюджетных фондов, осуществлении инновационной деятельности, реализации научно-технических достижений и развитии НТП в Беларуси.

Индустриализация, рассматриваемая как процесс создания крупного машинного производства на основе высокопроизводительной техники, началась в Беларуси уже на рубеже XIX—XX вв. С начала XX в. ускорилось строительство крупных предприятий, возникли монополистические объединения, тесно связанные с европейским капиталом, усилилась концентрация производства. Наиболее быстрыми темпами начало развиваться производство средств производства, и в 1900 г. удельный вес последних в промышленной продукции в целом достиг 33 % (примерно столько же они занимали в то время в структуре промышленности Германии и Франции).

Как и другие секторы экономики Беларуси, структура и специализация промышленности формировались под воздействием диктата союзных министерств и ведомств (они контролировали 52 % объема промышленного производства республики), не в полной мере учитывались специфические природные, социально-экономические условия страны, ее экологическая ситуация. В результате структура промышленности была деформирована, наибольший удельный вес заняли отрасли, которые работали прежде всего на общесоюзные нужды и обслуживали военно-промышленный комплекс. Причем они использовали в основном привозное топливо, сырье, металлы, а большую часть готовой продукции вывозили за пределы республики.

На этапе становления государственной независимости, который сопровождался глубоким экономическим кризисом, спад промышленного производства за 1991—1995 гг. составил более 40 %. Основными причинами снижения промышленного производства явились: резкое сокращение государственного заказа на промышленную продукцию, как военную, так и предназначенную для гражданского капитального строительства (его объем сократился более чем вдвое); разрушение сложившихся хозяйственных связей; уменьшение платежеспособного спроса населения и сельскохозяйственных предприятий; сокращение объемов взаимной торговли между странами СНГ. Управление промышленным производством в стране осуществляют отдельные министерства и ведомства, концерны. Ведущие позиции занимает Министерство промышленности Республики Беларусь, которое разрабатывает промышленную и научно-техническую политику, осуществляет управление крупнейшими отраслями, прежде всего машиностроительной и металлообрабатывающей промышленностью.

Новой формой организации промышленного производства на рубеже XX—XXI вв. явилось создание финансово-промышленных групп (ФПГ), других корпоративных структур, в том числе транснациональных. Промышленный комплекс Республики Беларусь включает более 100 отраслей и в структурном отношении представляет сложную систему, которой присущи основные прогрессивные тенденции мирового хозяйства. Наращивание пром. производства осуществляется в соответствии с принятой Программой развития пром. комплекса РБеларусь на 1998—2015 годы.

 

 

Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.

Транспорт - одна из отраслей, которая формирует инфра­структуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее эле­ментов. Управление отраслью осуществляет Мин. транспорта и коммуникаций.

Место и роль транспорта в экономике РБ характе­ризуются такими показателями, как доля транспорта в ВВП - 8,9 %, в основных фондах стра­ны — 26%, структуре инвестиций в основной капитал — 2 %. Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Транспорт как вид хоз. деятельности подразде­ляется на транспорт общего (железнодорожный, автомобильный, водный (морской, реч­ной), воздушный, трубопроводный) и необщего пользования. По характеру выполняемой работы - пассажирский и грузовой.

К трансп комплексу предъявляются следующие требования:

• наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;

• повышение экономичности перевозочных процессов;

• сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;

• обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий или других неблагоприятных факторов;

• повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения.

Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов — объем грузов в тоннах, перевезенных на транспортных средствах страны; по всем видам объем перевезенных грузов отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — момент прибытия). Перевозки пассажиров – кол-во пассажиров, отправленных всеми видами сообщения. Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние его перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах (т км). Пассажирооборот хар-т объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые были перевезены пассажиры; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...