Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Понятие информационных ресурсов России




 

Национальный информационный ресурс — это ресурс, находящийся в собственности или распоряжении или владении и пользовании всех юридических и физических лиц, находящихся под юрисдикцией Рос­сийской Федерации.

Государственные информационные ресурсы находятся в ведении федеральных органов государственной власти, органов власти субъек­тов Российской Федерации и в их совместном ведении. Федеральные информационные ресурсы — государственные ресур­сы, находящиеся в распоряжении федерального органа власти.

Информационное обеспечение государственного управления — это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспе­чения пользователей (потребителей) информацией.

Рассмотрим основное содержание Концепции управления государ­ственными информационными ресурсами1.

Информационные ресурсы России формируются в организациях и на предприятиях всех форм собственности и подчиненности в ходе их деятельности в хозяйственной, научной, социальной или любой иной сфере. Значительная часть информационных ресурсов России создана на средства государственного бюджета и сосредоточена в го­сударственном секторе. К наиболее значимым государственным ин­формационным ресурсам относятся следующие:

библиотечные ресурсы (около 150 тыс. библиотек, из которых более 2,5 тыс. научных и публичных библиотек активно используют автоматизированные информационные технологии и базы данных);

архивный фонд Российской Федерации общим объемом более 460 млн ед. хр. В непосредственном ведении Росархива находится свыше 193 млн ед. хр. и несколько сот баз данных;

♦ информационные ресурсы Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), в формировании которых участвуют более 30 специализированных организаций федерального и отраслевого уровня, 69 региональных информационных центров, а также ряд государственных предприятий;

♦ информационные ресурсы Государственной системы статистики.
Это информационные фонды по отраслям статистики, интегрированные базы данных, Единый государственный регистр предприятий и организаций, первичная статистическая информация;

♦ государственные информационные ресурсы правовой информации, сосредоточенные в Минюсте России и ФАС, подведомственных им центрах правовой информации, а также разнообразные ресурсы судебных органов;

♦ информационные реcурсы органов государственной власти и управления всех уровней (различная социальная и управленческая информация).

Информационные ресурсы в области образования аккумулированы не только в библиотеках более 500 российских вузов (общий фонд свыше 300 млн ед. хр.), но и в региональных центрах информации (21), региональных центрах новых информационных технологий (57 крае­вых, республиканских, областных, городских центров и 13 специали­зированных центров) и в формируемой Федеральной университет­ской сети RUNNet.

Наблюдается смещение центра интереса к информации — от научно-технической к экономической, финансовой и правовой информации, спрос на которую резко возрос. При этом пока нет понимания того, что управление созданием информационных ресурсов государ­ственных органов и организаций — отдельная сфера, требующая особого внимания.

Перечислим функции государства в области управления информа­ционными ресурсами:

¨ создание первичных и производных информационных массивов и продуктов, необходимых для выполнения всего комплекса задач государственного управления и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации;

¨ надежное хранение и защита информационных ресурсов;

¨ эффективное использование информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений;

¨ обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информационным ресурсам в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами:

♦ федеральный уровень;

♦ региональный уровень (субъекты Российской Федерации);

♦ локальный уровень (организации и предприятия).
Остановимся на организации информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления. Имеющиеся значительные муниципальные информационные ресурсы, не являясь государственной собственностью, во многих случаях служат основой для создания государственных информационных ресурсов. Государственное регулирование процессов формирования и использо­вания информационных ресурсов на муниципальном уровне должно осуществляться как на законодательной основе, в части предоставле­ния обязательной информации, так и на договорной основе в рамках взаимообмена или приобретения необходимой информации. Большая роль отводится методам экономического стимулирования (избира­тельного финансирования) информационной деятельности и инфор­мационного обеспечения населения.

Управление информационными ресурсами должно строиться на принципах признания права собственности на информационные ре­сурсы. Безоговорочно признается превалирующее право собственности государства на информационные ресурсы, создаваемые, приобрета­емые, накапливаемые за счет средств федерального бюджета, бюдже­тов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.

Ни одно министерство, ведомство или организация федерального уровня, равно как и субъекта Российской Федерации, не может быть собственником создаваемых и накапливаемых за счет средств бюджета информационных ресурсов, а только владельцем или пользователем этих ресурсов. Управление государственными информационными ре­сурсами как объектом собственности, в силу ст. 114 Конституции Рос­сийской Федерации, осуществляет Правительство Российской Феде­рации, которое назначает федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями реализации от лица государства прав соб­ственника государственного имущества.

Субъектам Российской Федерации передача права распоряжения, владения и пользования государственными информационными ресур­сами, равно как и информационными ресурсами совместного ведения осуществляется на основании договоров о разграничении полномо­чий, передаче собственности или о совместном ведении.

Важнейшей задачей является создание организаций и подразделе­ний, специализирующихся на массовом информационном обслужива­нии на основе государственных информационных ресурсов. Наиболее перспективным путем решения данной задачи представляется орга­низация взаимодействия с негосударственными (коммерческими и некоммерческими) информационными службами, которые могли бы производить информационные продукты и услуги на основе государ­ственных информационных ресурсов.

.Особое значение для управления информационными ресурсами, „ используемыми в сфере государственного управления, имеет развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС). ИТКС базируется на развитой инфраструктуре информационно-аналитических центров федерального и регионально­го уровней, обладающих необходимыми информационно-телекоммуни­кационными и вычислительными ресурсами, развитыми технологиями аналитической обработки информации и средствами обеспечения ин­формационной безопасности.

Вопросы правового регулирования в сфере информационных тех­нологий (в т. ч. электронного документооборота) отражены в следу­ющих основных нормативно-правовых актах действующего россий­ского законодательства федерального уровня:

♦ Конституция Российской Федерации;

♦ Гражданский кодекс Российской Федерации;

♦ Уголовный кодекс Российской Федерации;

♦ Бюджетный кодекс Российской Федерации;

♦ Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»;

Вопрос 2. Классификация направлений информатизации государственного управления.

Системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления можно разделить на следующие виды:

¨ федеральные системы информационного обеспечения;

¨ системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и местных органов;

♦ системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации;

¨ негосударственные системы, используемые в интересах предоставления информационных услуг органам государственной власти и управления

На федеральном уровне они создаются по решению федеральных органов государственной власти и управления. Системы совместно­го ведения — по решению федеральных органов и органов власти и управления субъектов Российской Федерации, системы информаци­онного обеспечения субъектов Российской Федерации — соответственно на основании решений органов власти и управления этих субъектов

 

Рис. 1. Направления информатизации органов государственного управления РФ

Вопрос 3. Основные цели, задачи и направления реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы).

 

 

В Программе предусматривается реализация мероприятий по целому ряду основных направлений.

1.Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ.

Целью мероприятий этого направления является создание правовых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями. Мероприятия данного направления обеспечивают создание правовых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах деятельности и общественной жизни. Это:

♦ обеспечение права каждого на получение информации из общедоступных информационных систем;

♦ создание условий для использования документов в электронной цифровой форме в государственном управлении и гражданско-правовой сфере;

♦ обеспечение единства информационного пространства на территории Российской Федерации, ликвидация региональных и ведомственных барьеров на пути распространения информации.

2.Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и создание условий для их эффективного взаимодействия с гражданами на основе использования ИКТ.

Основными задачами этого направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государственной власти и органами местного самоуправления, формирование механизма общественного контроля их деятельности.

Использование ИКТ в работе органов государственной власти позволит расширить объем открытой информации о деятельности этих органов и обеспечить гражданам возможность ее оперативного получения из информационных систем, в том числе по таким важным вопросам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, закупки продукции для федеральных государственных нужд, управление государственной собственностью, конкурсное замещение вакантных должностей.

В рамках Концепции электронного правительства будет создан «Правительственный портал», использующий современные средства защиты от несанкционированного доступа.

Будет разработан перечень видов и форм предоставления открытой информации федеральных органов исполнительной власти, и создана система каталогов, указателей и путеводителей по государственным информационным ресурсам.

Интересным решением проблем сетевого взаимодействия с государственными структурами является использование платежных карт для идентификации и ведения персональных счетов граждан.

3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ.

Основной задачей мероприятий данного направления является повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, реализации отраслевых программ информатизации, создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных. Использование ИКТ позволит обеспечить реализацию прав граждан России на свободное получение открытой информации из информационных систем, а также на использование других услуг, предоставляемых этими системами.

В рамках данного направления Программы реализуются мероприятия, которые направлены на повышение уровня информатизации государственных структур и оснащения их необходимыми программно-аппаратными средствами.

В программе предусмотрен ряд проектов создания систем электронного документооборота (Минсвязи) в органах государственной власти, систем, обеспечивающих электронный документооборот между органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе между Аппаратом Правительства Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

4.Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики.

Мероприятия этого направления предусматривают перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Для достижения данной задачи необходимо:

♦ обеспечить согласованность действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе информационного обмена;

♦ обеспечить совместимость стандартов обмена информацией, документооборота, принципов защиты информации, использования электронной цифровой подписи; определить последовательность перехода к электронному документообороту.

5. Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

Значительное место в Программе уделено мероприятиям по развитию технологий обучения и подготовки специалистов в сфере ИКТ.

Мероприятия этого направления нацелены на совершенствование системы подготовки специалистов для работы с современными ИКТ, ее структурное изменение, обеспечение современного материально-технического оснащения учебного процесса. Широкое развитие ИКТ и их проникновение во все сферы жизни общества требуют подготовки не только соответствующих специалистов в рамках профессиональных образовательных программ, но и квалифицированных пользователей.

Основными задачами данного направления являются:

♦ создание в отобранных учреждениях высшего профессионального образования современной методической и материально-технической базы подготовки и переподготовки специалистов для сферы ИКТ;

♦ формирование необходимой кадровой, методической и материально-технической базы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

♦ создание нормативной правовой базы информатизации образования и развития системы дистанционного обучения;

♦ развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

♦ развитие системы приема на работу и продвижения по службе на конкурсной основе с использованием ИКТ.

6. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.

Одна из принципиальных задач программы — обеспечение населению доступа к телекоммуникационным и компьютерным сетям.

Для решения этих задач программой предусматриваются мероприятия по двум направлениям:

♦ содействие развитию общей телекоммуникационной инфраструктуры страны путем снятия необоснованных ограничений для предпринимательской деятельности, повышение конкуренции и создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в сферу ИКТ;

♦ создание пунктов подключения к общедоступным информационным системам органов государственной власти, бюджетных и некоммерческих организаций (за счет финансирования из бюджетных средств).

Предусматривается подключение Минсвязи к компьютерным сетям (создание узлов подключения) и создание общественных пунктов подключения к открытым информационным системам, в том числе на базе бюджетных организаций и образовательных учреждений.

Реализация мероприятий первого направления будет обеспечиваться преимущественно путем снижения административных барьеров и снятия ограничений для предпринимательской деятельности, повышения конкуренции и создания благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в сферу ИКТ.

Мероприятия второго направления планируется осуществлять путем финансирования (в том числе долевого) за счет средств федерального бюджета развития пунктов подключения к общедоступным информационным системам органов государственной власти, бюджетных и некоммерческих организаций.

7.Разработка и создание системы электронной торговли. Мероприятия этого направления предусматривают создание системы электронной торговли, в том числе для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд. Такая система существенно повысит эффективность использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при осуществлении государственных закупок.

Для внедрения методов и технологий электронной торговли потребуется уточнить и дополнить существующую нормативную правовую базу с учетом международных норм и принятых Россией международных обязательств в сфере торговли.

Для достижения этих целей необходимо создать:

¨ единую информационную инфраструктуру электронной торговли, включающую общероссийскую систему информационно-маркетинговых центров;

¨ систему электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд;

¨ единую базу данных товаров и услуг и систему ее поддержки.
Создание системы электронной торговли для закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит автоматизировать эти процессы во всех федеральных органах государственной власти и сократить потери и злоупотребления.

8. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий программы. В рамках данного направления планируется обеспечить широкое информационное сопровождение программы для привлечения к ней общественного внимания, осуществления поддержки
ее реализации со стороны органов федеральных, региональных и местных органов власти, предпринимательских кругов, ученых и специалистов.

Ежегодно Минсвязи будет готовиться аналитический обзор состояния дел в сфере использования ИКТ и информационных ресурсов, в том числе в федеральных органах государственной власти.

На сайте Минсвязи России уже размещается информация, освещающая ход реализации программы, открыта отдельная электронная страница.

9. Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения ИКТ.

Содействие развитию независимых средств массовой информации предполагается осуществлять посредством:

♦ обучения работников средств массовой информации методам работы с современными средствами ИКТ;

♦ обеспечения общедоступности российских и международных открытых информационных ресурсов с помощью сети Интернет;

♦ создания электронных версий российских средств массовой информации и архивов в сети Интернет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...