Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренняя среда организации




 

Как уже неоднократно упоминалось выше, любая организация имеет какое-то собственное наполнение, которое собственно и называется внутренней средой. Именно во внутренней среде организации существуют её элементы и связи между ними, располагаются уровни и структуры. Внутренние среды различных организаций отличаются большим разнообразием, так как напрямую зависят от элементного состава, внутренних связей, стоящих перед организацией целей и задач, используемых инструментов достижения целей и т.п. Тем не менее, сделав определённые допущения, можно сформировать некоторую обобщённую внутреннюю среду организации. Ниже для рассмотрения внутренней среды выбрана самая сложная социально-экономическая организация – производственное предприятие (см. рис. 1.3.2). Для удобства представления использована мнемоническая схема «ромашка». Всё что находится внутри «ромашки» является внутренней средой организации.

Ядром внутренней среды являются миссия, философия и цель, стоящая перед организацией. Цели организаций, то есть то, к чему они стремятся, могут быть самые разные (получение прибыли, реализация какой-либо идей, проекта, достижение определённых результатов, создание ситуации, в том числе, стабилизация ситуации и т.п.). Цель может быть единственной и множественной (многоплановой), может быть кратко-, средне- и долгосрочной, может быть тактической, оперативной и стратегической и т.д. Но в любом случае цель должна в большей или меньшей степени разделяться большинством членов данной

организации. Миссия организации (термин англоязычный и не имеет чёткого определения в русском языке, его толкование даётся по англо-американской деловой практике) определяет её предназначение, то есть для чего организация создана и функционирует. Миссия организации может заключаться в установлении определённой системы отношений, выполнении каких-либо функций, удовлетворении чьих-либо интересов и т.п. Философия организации (хотя термин и не является англоязычным, но в данном случае используется так, как принято в англо-американской деловой практике) определяет как, какими методами, путями организация будет двигаться к своей цели. Философия организации может устанавливать систему взаимоотношений между членами организации, между членами организации по отдельности и организацией целиком и внешней средой. Философия может устанавливать разрешённые и запрещённые приёмы деятельности (например, «клиент всегда прав») и т.п.

Одним из важнейших «лепестков» являются люди или персонал организации. Важнейшим это является потому, что без людей любая социально-экономическая организация мертва, так как именно люди, обладающие знаниями, умениями, навыками, квалификацией, опытом способны приводить в движение оборудование, запускать и поддерживать любые процессы, трансформировать исходные ресурсы в конечную продукцию, адаптировать организацию под требования внешней среды и т.п.

Перечисленные выше процессы принято называть бизнес-процессами. В нормально функционирующей организации имеется три основных категории бизнес-процессов:

- процессы приобретения ресурсов в окружающей среде (поиск

информации, ведение переговоров, заключение сделок, финансирование,

транспортировка и т.п.), то есть то, что принято называть процессами

обеспечения;

- процессы трансформации исходных ресурсов в готовую продукцию

(проектирование, конструирование, подготовка сырья, технологий,

оборудования, специалистов, собственно процессы трансформации

сырья в конечный продукт, ремонт и восстановление изношенного

оборудования, утилизация отходов и т.п.), то есть то, что обычно

принято называть производственными процессами;

- процессы, связанные с реализацией готовой продукции на рынках и

дальнейшей эксплуатацией (маркетинг, продажи, транспортировка,

обслуживание, ремонт, поставка расходных материалов и т.п.), то есть

то, что принято называть процессами реализации.

 

 

Посредники Конкуренты Контактные группы
Поставщики   Покупатели   Партнёры

 

 

Рис. 1.3.2. Внутренняя и внешняя среда организации

 

 

Следующий важный элемент внутренней среды организации – это стратегии, которым она следует. Вообще понятие стратегии является достаточно неопределённым. Поэтому здесь под стратегиями организации понимаются те пути (способы), которые она будет использовать для перехода в нужное состояние в долгосрочном периоде. Например, при главной цели организации, заключающейся в победе в конкурентной борьбе, в качестве стратегий могут быть выбраны разработка новых товаров, выход на новые рынки, слияние с другими организациями, изменение технологий и т.п. В зависимости от поставленной цели можно выделить стратегии стабильности, роста, обороны и т.д.

Как уже говорилось выше, организация состоит из элементов, уровней, занимаемых этими элементами, и связей, их соединяющих. Всё вместе это составляет организационную структуру конкретной организации. В организационной структуре могут выделяться различные подструктуры. В частности, всегда как подструктура отдельно рассматривается организационная структура управления, которая обеспечивает управляемость конкретной организации; производственная структура, которая обеспечивает получение конкретной продукции и т.п.

Следующей составляющей внутренней среды организации является организационная культура, являющаяся общей для большинства членов системой ценностей, правил и норм поведения, принятых в организации. Организационная культура является чрезвычайно консервативным аспектом в деятельности организации, то есть она медленно формируется и также медленно меняется, даже если уже давно не соответствует потребностям конкретной организации.

Также к важным составляющим внутренней среды организации относятся организационные процедуры, то есть те хорошо отработанные последовательности действий, которые позволяют организации вести свою деятельность «не изобретая велосипед». К организационным относятся процедуры управления организацией, делегирования полномочий, оплаты труда, поощрения и наказания, технической, технологической, экономической и организационной подготовки производства, собственно выпуска продукции, подготовки кадров и т.п.

 

Внешняя среда организации

 

Всё, что находится за пределами «ромашки» (см. рис. 1.3.2), относится к внешней среде организации. Таким образом, внешняя среда – это обширнейшая сфера всего, что не принадлежит самой организации. Даже поверхностная попытка провести систематизацию внешней среды социально-экономической организации приводит к выявлению в ней, как минимум, отдельных людей и их различных групп, отдельных организаций и их объединений и, что самое главное, огромное количество уровней, на которых формируются бесчисленные связи между людьми и организациями. Всё перечисленное существенно усложняет рассмотрение внешней среды, окружающей конкретную организацию. Тем не менее, в настоящее время выработан ряд подходов, позволяющих рассматривать внешнюю среду организации с конструктивных позиций.

Внешнюю среду любой организации можно разделить на две части. Одна из них – «ближнее» окружение, с которым организация постоянно контактирует и влияет на него и которое непосредственно влияет на деятельность организации, увеличивая или уменьшая эффективность ее работы, приближая или отдаляя достижение ее целей. Обычно это ближнее окружение называют внешней микросредой организации. Как правило, она имеет следующий состав:

· Поставщики, то есть организации и физические лица, обеспечивающие организацию материальными, энергетическими, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами.

· Покупатели или клиенты, то есть организации и физические лица, приобретающие товары и услуги, производимые организацией.

· Партнёры, то есть организации и физические лица, проявляющие интерес к совместной деятельности.

· Посредники, то есть организации и физические лица, способствующие организации как в приобретении необходимых ресурсов, так и в сбыте произведённых товаров и услуг.

· Конкуренты, то есть организации и физические лица как производящие аналогичную продукцию и реализующие её на этих же рынках, так и использующие то же сырьё и ресурсы.

· Контактные группы (аудитории), то есть организации и физические лица, проявляющие реальный или потенциальный интерес к деятельности организации и оказывающие влияние на ее способность достигать поставленные цели. Контактные аудитории могут как способствовать, так и противодействовать усилиям организации в достижении поставленных целей. В связи с этим различают:

- благотворные аудитории – группы лиц, интерес которых к

организации носит благожелательный характер (например, близкие

родственники людей, работающих в организации, «свои» средства

массовой информации, торговые союзы и ассоциации,

администрации районов, городов и регионов, заинтересованные в

развитии данного вида деятельности и т.п.);

- искомые аудитории – группы лиц, чьей заинтересованности

организация ищет, но не всегда находит (например, независимые

средства массовой информации, окрестное население и

соседствующие организации, банки, общественные организации и

профсоюзы и т.п.);

- нежелательные аудитории – группы лиц, интереса которых

организация старается не привлекать, но вынуждена считаться с

ними (например, враждебно настроенные средства массовой

информации, сильные конкуренты, коррумпированные

представители власти, криминалитет и т.п.).

Главная особенность внешней микросреды состоит в том, что не только она влияет на деятельность организации, но и организация может на неё влиять каким-либо способом (например, заключать договора, побеждать в конкурсах, устраивать ценовой демпинг, покупать и продавать фьючерсы и т.п.)

Другая часть – «дальнее» окружение – включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное, как правило, в виде создания фона, обязательного для всех конкурирующих организаций, на котором, собственно, разворачиваются действия внешней микросреды. Обычно это дальнее фоновое окружение называют внешней макросредой организации. Воздействие внешней макросреды на организацию выявлять и изучать труднее, чем воздействие внешней микросреды, но игнорировать нельзя, так как именно она определяют тенденции, которые влияют на «ближнее» окружение организации. Руководители организаций не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах. Внешняя макросреда включает в себя следующие группы факторов:

· Политические факторы, к которым относятся внутренняя и внешняя политика федеральных и региональных органов власти, действия муниципальных властей, законодательство и особенно законодательство в сфере предпринимательства, промышленной и финансовой политики и трудовое законодательство и т.п.

· Экономические факторы, к которым относятся макроэкономические стратегии, обменные курсы валют, ставки таможенных пошлин, стимулирование инвестиций, национальные проекты, распределение доходов, уровень безработицы и т.п.

· Демографические факторы, к которым относятся половозрастной состав населения, изменения рождаемости, смертности и состава семьи, миграция населения, изменение образа жизни и т.п.

· Естественно-географические факторы, к которым относятся наличие или отсутствие каких-либо видов сырья и энергии, положение относительно источников сырья и энергии, транспортных путей, больших и малых городов, характеристики климата, присутствие крупных рек и морей, особенности рельефа и т.п.

· Научно-технические факторы, к которым относятся научно-технический прогресс, рост ассигнований на НИОКР, новые открытия и изобретения, разработка новых технологических процессов и освоение новых видов сырья и энергии и т.п.

· Факторы национального, культурного и религиозного окружения, к которым относятся приверженность определённым культурным и религиозным ценностям, субкультуры в рамках единой культуры, исторические и национальные особенности развития страны, народа и т.п.

Главная особенность внешней макросреды состоит в том, что она создаёт фон, на котором функционирует не только данная организация, но и все другие, наполняющие внешнюю среду. Оказывать какое-либо влияние на внешнюю макросреду организация не может.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...