Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы.




1. Опишите свои представления об одиночестве,
прежде чем приступить к чтению следующего раздела.
Постарайтесь при этом психологически как можно более
точно выразить содержание переживаний человека, испы­
тывающего одиночество.

2. Сделайте несколько свободных рисунков на тему
одиночества, желательно бессюжетных. Рисовать следует
красками или карандашами, так как фломастеры ограни­
чат вас в оттенках и переходных тонах. Качество рисова­
ния значения не имеет. Главное, чтобы вы смогли выра­
зить в рисунке свои представления об одиночестве и свое
отношение к нему. Это могут быть цветовые пятна, сво-


 




бодные линии, спонтанно возникающие образы и т. д. Каждый рисунок подпишите, поставьте дату и постарай­тесь назвать.

3. Дайте свое определение одиночества. Попытай­тесь сделать это в психологических терминах. Отнесите одиночество к какому-то классу психических (или непси­хических) явлений. Постарайтесь в своем определении не переписывать задание № 1, то есть не следует писать: «одиночество - это когда...», лучше ответить на вопрос «что это?».

Определения одиночества

В истории философско-психологической мысли феномен одиночества трактуется неоднозначно. В науч­ном рассмотрении одиночества можно выделить две тен­денции, обусловленные его негативной и позитивной на­правленностью. Существующее противоречие в оценке характера влияния одиночества на жизнь человека выра­жается в том, что, с одной стороны, оно понимается как деструктивное для личности, с другой - считается необ­ходимым этапом самопознания и самоопределения. Причины такого резкого расхождения взглядов заклю­чаются прежде всего в недостаточной изученности фено­менологии, а тем более - психологических механизмов одиночества.

Большинство исследователей одиночества связыва­ют его с резко негативными эмоциональными переживани­ями, разрушительным образом влияющими на личность.

В контексте проблем общения одиночество рассма­тривается в работах К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Амбраумовой, Г. П. Орлова, И. С. Кона, А. А. Леон­тьева и др. [3, 4, 12, 13, 70-73]. Суть понимания одиноче­ства может быть сведена к следующему: индивид не мо­жет найти необходимый ему эмоциональный отклик


в процессе общения и, как следствие, испытывает одино­чество. Современный человек наиболее остро ощущает одиночество в ситуациях интенсивного и подчас прину­дительного общения. Это может наблюдаться где угодно: на работе, в городской толпе, в кругу семьи, среди прияте­лей или знакомых. Большое количество поверхностных связей не является показателем подлинности общения, единения с другими людьми. Увеличение контактов со­ставляет лишь внешнюю сторону общения, внутренней же содержательной стороной являются отношения этиче­ского плана. Именно этого оказывается лишено «обще­ние», перегруженное контактами и поверхностными свя­зями, что, по мнению вышеуказанных авторов, ведет к одиночеству.

Рассматривая одиночество как психический фено­мен, можно говорить о нем в разных категориях, например таких, как чувство, процесс, отношение, потребность.

Одиночество как чувство обусловливается пережи­ванием человеком своей непохожести на других, «инако-вости», вследствие чего возникает определенный психо­логический барьер в общении, ощущение непонимания и неприятия себя другими людьми. Чувство одиночества часто сопряжено с осознанием невозможности, по край­ней мере на данном этапе, иметь близкие отношения с кем-либо. Конечно, речь идет об отношениях, основан­ных на взаимном принятии, любви и понимании.

Одиночество как процесс - это постепенное утрачи­вание способности личности воспринимать и реализовы-вать имеющиеся в обществе нормы, принципы, ценности в конкретных жизненных ситуациях. В результате процес­са одиночества происходит утрата личностью статуса субъекта социальной жизни.

Одиночество как отношение - это невозможность принятия мира как самоцели и самоценности. При этом


 




индивид, анализируя свои отношения с другими людь­ми, не интегрирует себя в окружающее социальное про­странство.

Одиночество как жизненная позиция - это осознан­ное нежелание поддерживать близкие отношения с кем бы то ни было: матерью, отцом, братом, сестрой, детьми, не говоря уже о друзьях, их просто нет. Впрочем, своих де­тей у таких людей тоже, как правило, не бывает. Человек отчужден не только от других, себе подобных, но и от ми­ра в целом - его ценностей, идеалов, норм. Причины это­го мы рассмотрим в последующих разделах учебника. Сейчас лишь констатируем факт: одиночество как осо­знанно выбранная и даже выработанная жизненная пози­ция в жизни встречается.

Состояние одиночества - это переживание челове­ком потери внутренней целостности, а также внешней гармонии с миром. Оно выражается, например, в наруше­нии гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения.

Состояние одиночества имеет ряд модальностей от нормального своего проявления до патологии и может быть сопряжено с другими психическими проявлениями, такими как тревожность, скука, опустошенность, депрес­сия. В пограничных формах состояние одиночества вызы­вает резкую актуализацию потребности в общении, что может выражаться в оторванности от действительности, смешивании реальных и иллюзорных событий и ситуа­ций, даже персонификации предметов. Патологическая форма состояния одиночества сопровождается психичес­кими расстройствами, галлюцинациями и т. п.

Можно видеть, что любое обсуждение одиночества вне феноменологического измерения с неизбежностью за­канчивается потерей его специфики как психического, эк-зистенционального состояния и распадением его структу-


ры на отдельные составляющие. Феноменологический анализ, сфокусированный на «чистой субъективности» переживания одиночества, необходим для воссоздания этого феномена.

В психологических словарях одиночество трактует­ся как один из психогенных факторов, влияющих на эмо­циональное состояние и психическое здоровье человека. Условиями для его проявления определяется изоляция: физическая или эмоциональная. В таких условиях (экспе­риментально созданных или естественных) резко актуали­зируется потребность в общении, неудовлетворение кото­рой может вызывать острые психические состояния, на­пример, напряженность, тревожность, опустошенность, депрессию, сопровождающиеся выраженными вегетатив­ными реакциями. Иногда наблюдаются психические рас­стройства: реактивные галлюцинации, деперсонализаци-онные переживания, сверхценные идеи.

На наш взгляд, категория «психогенный фактор» не достаточно четко и точно определяет одиночество как психическое явление. В существующих дефинициях ак­центируются следствия влияния такого психогенного фактора на человека, чем, собственно, исключаются внут­ренние, субъектные детерминанты одиночества. Сущест­вующие исследования одиночества со всей очевидностью доказывают, что это не фактор, вызывающий состояние, а само психическое состояние, переживание. Синоними-зация понятий одиночества и изоляции приводит к поте­ре содержательного, вторичного, отраженного существо­вания этих феноменов. Одиночество более динамично и личностно, чем изоляция, и, безусловно, кроме внешних проявлений, имеет внутренний, собственно психологиче­ский контекст.

Теперь рассмотрим некоторые отдельные авторские попытки определения одиночества.


 




B. А. Андрусенко, кроме обусловленности одиноче­
ства изоляцией, предлагает другой его аспект: «...Душев­
ное одиночество - необходимый этап в определении воз­
можностей своего "Я", как свободного самоопределения
и самоутверждения в мире». Такой подход кажется нам эв-
ристичным, поскольку вводит одиночество в систему по­
нятий, моделирующих процесс формирования человечес­
кой личности. Признание возможности позитивной, раз­
вивающей роли одиночества дает исследователю новые
перспективы в изучении и осмыслении этого феномена.

Р. Вейс определяет одиночество как эпизодическое острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отноше­ния. Он полагает его продуктом комбинированного ин­терактивного действия фактора личности и фактора ситу­ации, поэтому различает эмоциональное и социальное одиночество. Причем если одиночество становится хро­ническим, то превращается в безнадежную апатию.

C. Кьеркегор считает, что одиночество - это замк­
нутый мир внутреннего самосознания, принципиально не
размыкаемый никем, кроме Бога.

Бен Миюскович говорит, что одиночество - это и чувство, и понятие. Это такой психологический мотив, интернальность и имманентность которого независимы от конкретных физиологических и средовых факторов.

Томас Вульф считает, что это универсальное состо­яние всего человечества: «Одиночество отнюдь не ред­кость, не какой-то необычный случай, напротив, оно все­гда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни каждого человека».

Садлер и Джонсон считают одиночество характер­ным и очень важным для человека явлением, требующим более внимательного изучения социальными и медицин­скими науками, чем это было до сих пор.


Д. Янг дает такое определение: «Одиночество -это отсутствие или воображаемое отсутствие удовлетво­рительных социальных отношений, сопровождаемое симптомами психического расстройства, которое связа­но с действительным или воображаемым отсутствием та­ковых».

Рисмен и Слейтер называют одиночество продук­том действия социальных сил. По их мнению, это норма­тивный, статистический показатель, характеризующий общество.

Мы определяем одиночество как психическое со­стояние человека, отражающее переживание своей от­дельности, субъективной невозможности или нежела­ния чувствовать адекватный отклик, принятие и призна­ние себя другими людьми.

Это определение усвоить и запомнить несложно, ес­ли понять его содержательное наполнение. Во-первых, одиночество - это состояние со всеми присущими этому классу психических явлений характеристиками. Главны­ми из них выступают интенсивность переживания и опре­деленная ограниченность во времени, так как никакое со­стояние не может длиться вечно.

Второй момент, требующий особого внимания и четкого понимания, - это то, что невозможность или не­желание чувствовать нужный отклик субъективны. Это, собственно, является главным в понимании сути одиноче­ства. То, что чувства по своей природе субъективны, со­мнений не вызывает, но применительно к одиночеству это выглядит особенно актуальным. Именно субъективная невозможность (нежелание) чувствовать то, что вполне возможно почувствовать, выйдя из этого состояния, опре­деляет суть одиночества. Внешние объективные факторы, способствующие одиночеству, конечно, существуют, но определяющими не являются. Как уже отмечалось, че-


 




ловек и в затворничестве может не испытывать одиноче­ства, но может переживать жесточайшие формы данного состояния, будучи вполне социализированным (семья, ра­бота, дети, друзья и т. д.).

И, наконец, третье: человеку для нормального суще­ствования абсолютно необходимо признание и принятие себя как другими людьми, так и самим собой. Если на ка­кой-то момент он утрачивает это или же по каким-то при­чинам не может чувствовать, то вероятность переживания одиночества очень высока.

Можно видеть, что определяющим в одиночестве является его принадлежность к психическим состояниям, все остальное, главное из которого - субъективность и субъектность, как принадлежность конкретному носи­телю психики, производны. Понятно, что для того чтобы найти производные, нужно знать функцию, и функция эта — психическое состояние.

Вывод. Из наших, пока предварительных рассужде­ний становится очевидно, что феномен одиночества отли­чается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения и индивидуального осмысления его исследо­вателем. Поэтому рассмотрение отдельных его сторон, на­пример, внешних и внутренних причин в индивидуаль­ном контексте переживаний, зависимости от социальных преобразований в обществе и других, представляет собой необходимый и методологически обоснованный этап ис­следования.

Далее мы рассмотрим и проанализируем существу­
ющие в мировой психологии научные подходы к изуче­
нию одиночества.

1.2. Психодинамическое направление

По-видимому, первыми из психологов и психотера­певтов, кто стал разрабатывать проблему человеческого


одиночества, были психоаналитики школы 3. Фрейда. С их точки зрения, одиночество становится следствием (отражением) таких черт личности, как нарциссизм, ма­ния величия и агрессивность. Постепенно эти врожден­ные или приобретенные свойства психики аккумулиру­ются в комплекс «одиночество». Фрейд, а затем и его по­следователи объясняют одиночество ранними влияниями на личностное развитие ребенка. Все представители пси­хоанализа, занимающиеся одиночеством, отмечают значе­ние ранней детской стадии развития индивида в форми­ровании «синдрома одиночества». Ребенок, окруженный только акцентуированной любовью и восхищением со стороны семьи и окружающих, в будущем часто имеет комплекс собственного величия и незаменимости, кото­рый приводит к стремлению быть объектом любви и по­читания со стороны других людей. Поскольку это, как правило, не реализуется окружающими, то вокруг нарцис-сической личности возникает зона дефицита общения и враждебности, с неизбежностью приводящая к чувству одиночества. Представители психодинамической тради­ции абсолютизируют влияние внутриличностных факто­ров на возникновение и проявление одиночества. Они считают, что ранний детский опыт во многом определяет, будет ли человек одинок в последующей своей жизни. Одиночество взрослого человека имеет свои истоки в ран­них детских впечатлениях и реакциях и рассматривается только как патологическое явление, имеющее, конечно, негативное влияние на личность.

3. Фрейд писал, что невроз заменяет монастырь, в который удалились разочарованные в жизни люди или такие, которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни. Монастырь - место уединения от мирской жиз­ни, где человек уже не чувствует себя изгоем за свое «пристрастие» к одиночеству. При невозможности отре-


 


чения от мира и ухода в монастырь человек «уходит» в невроз. В нашей интерпретации - невроз следует за одиночеством.

К. Хорни, ученица и последовательница Фрейда, характеризуя типы невротичных личностей (уступчивый, отстраненный, агрессивный), по существу описывает про­явления одиночества каждого из них. Такие представите­ли психодинамической теории одиночества, как Д. Зил-бург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, Бартон, Феррера, Рубенс, Лидерман, концентрируют внимание на том, ка­кие внутриличностные факторы (черты характера, внут­ренние конфликты и др.) приводят к состоянию одиноче­ства. Они мало или вообще не рассматривают ситуатив­ные факторы, которые, по мнению психологов других направлений, в не меньшей степени способствуют прояв­лению одиночества.

В 1938 году Зилбург опубликовал первый психоло­гический анализ одиночества. Он четко обозначил грань между одиночеством и уединенностью, считая последнюю нормальным и преходящим умонастроением. Зилбург по­лагал, что уединенность наступает тогда, когда человек нуждается в общении с какой-то конкретной личностью. Одиночество же, напротив, носит постоянный характер и является непреодолимым ощущением. Своеобразная три­ада, лежащая в основании одиночества, по Зилбургу, вы­глядит следующим образом: ранний нарциссизм, мания величия, враждебность со стороны окружающих. Причем все это сопровождается инфантильным чувством собст­венной всесильности и эгоцентризма. Одинокий человек постоянно старается изобличить в чем-то других, возмож­но, таким образом утешая себя чьим-то несовершенством или чьей-то греховностью. Зилбург писал: «Одинокий ин­дивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность», направленную как во-


внутрь, так и вовне. Когда одинокий скрытен, он пытается не показать другим свою неполноценность. Враждебность же обусловлена действием защитных механизмов, ин­стинктом самосохранения. Одинокий человек считает, что он не такой, как все, что многие по тем или иным при­чинам отвергнут его, если будут знать о нем достаточно много или даже кое-что.

Салливан проследил возрастную динамику потреб­ности человека в интимной близости. В раннем детстве эта потребность проявляется в стремлении ребенка к кон­такту сначала со взрослым, затем с «настоящими» партне­рами по играм, то есть со сверстниками. В подростковом возрасте возникает потребность в друге одного пола, с ко­торым можно поделиться самым сокровенным. Кроме то­го, Салливан установил большое влияние характера взаи­моотношений с родителями на успешность установления приятельских отношений со сверстниками. Если у подро­стка проявляется неспособность к удовлетворению по­требности в интимности, то это может привести к глубо­кому одиночеству как в данном возрасте, так и в последу­ющей жизни. Салливан считал, что одиночество «чрезвычайно неприятное и гнетущее чувство».

По мнению Салливана, одиночество связано с недо­статком, или утратой, или боязнью утраты таких аспектов взаимоотношений, которые складываются, формируются на определенных этапах его личностного развития. Он от­мечает, что в наиболее завершенной и страшной форме одиночество проявляется начиная с подросткового возра­ста. Хотя Салливан не описал тенденции, приводящие к патологическому одиночеству взрослого человека, он соглашается со своими коллегами в том, что источники его находятся в раннем одиночестве младенца.

Чаще других ранних публикаций об одиночестве упоминается статья Фриды Фромм-Рейхман «Одиноче-


 




ство», где в результате клинического исследования психи­ческих заболеваний дана одна из первых концептуализа­ции одиночества. Автор считает одиночество экстремаль­ным состоянием, возможно, потому, что" изучала'его на группе шизофренических больных. Ф. Фромм-Рейхман полагает, что одиночество носит разрушительный харак­тер, приводит к развитию психотических состояний и превращает людей в «эмоционально парализованных и беспомощных». Иногда одиночество полностью демора­лизует человека, что может привести к психической деви­ации. Большое значение в формировании одиночества имеет преждевременное отлучение от материнской ласки.

В то же время Ф. Фромм-Рейхман отмечает, как трудно исследователю подробно рассмотреть проблему одиночества, в том числе потому, что сама испытывала серьезные терминологические затруднения. Она пришла к выводу, что одиночество - столь мучительное и пугаю­щее переживание, что люди пойдут на что угодно, лишь бы его избежать. В своей статье (1959 г.) Фромм-Рейх­ман пишет: «Подобное игнорирование включает, по-ви­димому, и странное нежелание со стороны психиатров внести ясность в этот вопрос с научной точки зрения. Та­ким образом, получается, что одиночество - одно из на­именее удовлетворительно разработанных психических явлений, даже не упомянутое в большинстве учебников по психиатрии».

Одним из современных представителей неофрей­дизма, а именно гуманистического психоанализа, являет­ся немецко-американский психолог Эрих Фромм. Он подчеркивает, что сама природа человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством. Фромм рассматри­вает некоторые человеческие потребности, приводящие к неприятию одиночества, например, потребность в обще­нии, привязанности, связях с людьми, самоутверждении.


Согласно Э. Фромму, потребность обладать самосознани­ем, потребность в системе ориентации, необходимость иметь объект поклонения также вызывают резко отрица­тельное отношение личности к одиночеству. Чувство оди­ночества фрагментирует личность, раскалывает ее на дис­кретные части, а это в свою очередь ведет к агрессивности, насилию, терроризму, анархии. Подробно рассмотренные ситуации, вызывающие у человека ужас перед одиночест­вом, являются классическими примерами в исследовании данного психического явления.

1.3. Социологический подход

Наверное, полярным психодинамическому направ­лению можно назвать социологический подход, авторами которого являются Дэвид Рисмен, Карл Боумен и Р. Слейтер.

Самую популярную среди всех прочих концепцию одиночества разработал Д. Рисмен с соавторами. Эта кон­цепция нашла свое отражение в его известной моногра­фии «Одинокая толпа», которая отличается фундамен­тальностью и методологической обоснованностью иссле­дования. Само название работы дает представление о сути авторского замысла и идее, положенной в основу его кон­цептуального подхода.

Анализируя политическое поведение американ­цев, Д. Рисмен и его последователь Р. Слейтер связыва­ют исследование одиночества с изучением «американ­ского характера» (впоследствии они стали употреблять термин «социальный характер»). Одновременно с этим они анализируют удовлетворение обществом потребнос­тей его членов.

Д. Рисмен вывел три вида социального характера: традиционно ориентированный, извне ориентированный и изнутри ориентированный. Одинокая толпа образуется


 




именно извне ориентированными индивидами, то есть на­правленными вовне или ориентированными на других. Такие люди не только нуждаются в постоянном одобре­нии со стороны других, но и активно приспосабливаются к обстоятельствам, чтобы это одобрение заслужить. Они, подобно флюгеру, соотносят линию своего поведения с тем, чтобы наиболее «выгодным» способом контролиро­вать свое межличностное общение.

В определенном смысле Рисмен дополняет Роджер­са, говоря о том, что извне ориентированные люди обособ­лены от своего истинного «Я» и могут быть излишне тре­вожными. Они беспокоятся по поводу достаточности (и вообще наличия) внимания к себе со стороны других людей. Их требования слишком велики, поэтому и ожида­ния по отношению к благорасположенности других лю­дей никогда полностью не оправдываются: потребность в определенного рода качестве межличностного общения остается неудовлетворенной. По мере увеличения подоб­ной ориентации среди населения (что провоцируется со­циальными факторами и причинами) увеличивается и число индивидов, испытывающих одиночество среди людей, то есть растет «одинокая толпа». Рисмен также от­мечает, что достаточно серьезным фактором одиночества выступают события в жизни взрослого человека, напри­мер, развод.

К. Боумен считает одиночество побочным следст­вием социальных изменений, происходящих в обществе. В то же время он указывает на весьма болезненный харак­тер переживания одиночества, хотя и считает его естест­венным атрибутом человеческого бытия. Согласно его точке зрения, любое изменение социальных институтов неизбежно приводит к «провалам», разрывам межлично­стных связей и тем самым порождает одиночество. Боу­мен, как и другие представители социологического на-


правления, полагает, что причины одиночества находятся вне индивида: одиночество личности - это продукт дейст­вия социальных сил. Особо подчеркиваются следующие три силы.

1. Ослабление связей в первичной группе. Первичная группа - это семья или что-то, ее заменяющее. На приме­ре последнего столетия или даже полувека можно легко убедиться, как резко ослабевают связи в семье от поколе­ния к поколению. Причинами этого выступают многие факторы. Например, увеличение темпа жизни до такой степени, что старшие поколения его не выдерживают, по­тому что не улавливают и не понимают. Другими приме­рами могут послужить изменения общественных ценнос­тей, нравственных идеалов, этических эталонов. Даже ближайшие поколения зачастую не понимают и не прини­мают друг друга. Конечно, увеличивающийся психологи­ческий разрыв между поколениями - это лишь один из примеров ослабления связей в первичной группе, хотя, возможно, основной.

2. Увеличение семейной мобильности. Здесь про­блема заключается не только в урбанизации - массовом росте городов в середине прошлого столетия и, следова­тельно, миграции населения. Более важна психологичес­кая сторона вопроса. Например, увеличение общего чис­ла разводов, заключение вторых и даже третьих браков. Большое значение имеет смешение полоролевых семей­ных функций. Далеко не всегда мужчина содержит се­мью, а женщина ведет домашнее хозяйство. Огромное разнообразие современных семей не дает возможности создания некоего «чистого образца», общественного иде­ала семьи. Поэтому наблюдается увеличение числа лю­дей, недовольных своей семейной жизнью, причем неза­висимо от материального обеспечения или карьерного роста супругов.


 



4 Зак. 44



3. Увеличение социальной мобильности. Хотя эта сила была обозначена в 50-х годах прошлого столетия, особенно ярко ее можно проиллюстрировать на примере современной России. В постперестроечный период в Рос­сии начались колоссальные социальные, политические; экономические изменения, которые привели к длитель­ной нестабильности в перечисленных сферах жизни. Не­востребованность специалистов высшего уровня подго­товки, инженеров, военных, творческой интеллигенции и многих других, что нашло свое выражение в чрезвычай­но низкой оплате труда и даже отсутствии таковой, выну­дила людей менять профессии, получать другое, часто менее качественное образование. Далеко не все смогли переквалифицироваться и приспособиться к рыночным отношениям, учитывая еще и то, что в нашей стране эти отношения носили нецивилизованный характер. Процве­тание преступности в самых разных проявлениях созда­вало (и создает до сих пор) условия недоверия правоо­хранительным органам, чувство незащищенности со сто­роны государства, закона, беспокойство за свое будущее и, особенно за будущее своих детей. Конечно, при подоб­ных, действительно объективных обстоятельствах у чело­века возникает чувство потерянности, заброшенности, беспомощности и бесправности. В результате он испыты­вает жесточайшее одиночество2.

Положение усугубляется при наложении субъек­тивных факторов личного неблагополучия. Причем обще­государственное положение влияет на каждого граждани­на, и совершенно естественно предполагать рост психоло­гического нездоровья людей в многоаспектно нездоровом, нестабильном государстве.

В совокупности три указанные силы приводят к не­устойчивости межличностных связей и потере глубины

- См. 1.5. Интеракционистский подход.


человеческого общения, а одиночество становится побоч­ным следствием социальных изменений, происходящих в обществе.

Р. Слейтер считает, что источником одиночества является собственно индивидуализм. Человек стремится к общению, сопричастности и зависимости. Актуализация потребности в доверии и сотрудничестве могла бы спо­собствовать осознанию своей ответственности за жизнен­ные ориентации и мотивы собственных поступков. Ввиду того что в обществе все чаще реализуется принцип «каж­дый за себя», потребности в общении, сопричастности и зависимости оказываются неудовлетворенными. Ре­зультатом этого становится одиночество.

Итак, сторонники социологического направле­ния считают одиночество общим статистическим пока­зателем, характеризующим общество, то есть норма­тивной характеристикой. Переживание одиночества обусловлено действием внешних факторов и объясня­ется как модальное качество личности и продукт соци­альных сил.

1.4. Когнитивное направление

Суть когнитивного подхода к изучению одиночест­ва заключается в том, что познание считается одним из факторов, определяющих связь между недостатком соци­альности и чувством одиночества. Как только индивид осознает (познает) несоответствие между желаемым и до­стигнутым уровнями собственных социальных контактов, он чувствует одиночество. Таким образом, одиночество выступает конструктом сознания. Лишь обозначив, осо­знав себя одиноким, человек может почувствовать это со­стояние. И наоборот, если даже при самых очевидных внешних факторах человек не признает себя одиноким, он не испытывает данного состояния.


 




К поискам причин одиночества когнитивисты под­ходят достаточно широко. Они используют как характе­рологические, так и ситуативные факторы, способствую­щие его возникновению, а также влияние как прошлого, так и настоящего опыта на формирование личности.

Главными представителями когнитивного подхо­да к изучению одиночества являются американские со­циальные психологи Энн Пепло и Дэниел Перлман. Они экспериментально доказывают связь между глу­бинным одиночеством и низкой самооценкой. В контек­сте понимания одиночества Э. Пепло обращает особое внимание на теорию атрибуции (объяснения). Если ин­дивид производит ясную атрибуцию себя как одинокого человека, его собственное чувство одиночества возрас­тает и укрепляется. Другими словами, осознание собст­венного одиночества и фокусировка на нем внутренних переживаний, постоянное осмысление самого себя как актуально одинокого человека (самоатрибуция) стано­вятся факторами реализации этого явления в жизни че­ловека.

Карен Рук и Энн Пепло выделяют три аспекта са­модиагноза одиночества: аффективные, поведенческие (бихевириальные) и когнитивные самодоказательства, или самообъяснения, своего состояния. Причем они от­мечают, что аффективные признаки нередко бывают раз­мытыми, так как не существует какого-либо конкретного набора эмоций, ассоциирующегося с одиночеством. Бихе­вириальные доказательства также не могут служить до­статочным основанием для диагноза одиночества, так как обычно используется целый ряд поведенческих характе­ристик для идентификации этого состояния. Сюда мож­но отнести низкий уровень социальных контактов, пре­кращение (разрыв) установившихся связей и т. д. Здесь Энн Пепло подчеркивает различие между одиночеством


и уединением. И только когнитивные объяснения могут быть положены в основу самодиагноза одиночества, так как они выводятся из представлений об определенном типе социальных отношений, отсутствующих в настоя­щий момент.

Когнитивисты говорят о том, что люди определяют состояние одиночества в зависимости от целого комплек­са чувств, поступков и мыслей, а не по одной единствен­ной (пусть даже и доминирующей) характеристике. Энн Пепло и ее соавторы особо подчеркивают роль низкой са­мооценки в формировании чувства одиночества.

Н. Е. Покровский отмечает, что другой представи­тель когнитивного подхода - Джонс, провел обзор дан­ных, свидетельствующих о том, что в общении с другими одинокие люди в большей степени сохраняют ориента­цию на самих себя: больше говорят о себе, задают меньше вопросов о своем партнере, чаще меняют тему разговора, медленнее реагируют на что-либо. Он предполагает, что проявления цинизма и межличностного недоверия наря­ду с тенденцией низко оценивать новые знакомства могут способствовать устойчивости одиночества.

Д. Перлман и его сотрудники обнаружили, что оди­нокие люди с трудом сосредоточиваются на стоящих пе­ред ними задачах и в ситуациях, требующих концентра­ции внимания, могут сделать меньше, чем другие катего­рии людей.

Когнитивный подход подразумевает анализ возни­кающих между индивидом и другими людьми многочис­ленных «диссонансов», то есть определенных рассогласо­ваний по отношению к тем стандартам, которые выбраны индивидом в его индивидуальном опыте. «Другие» посте­пенно перестают соответствовать ожиданиям индивида и его представлениям о том, что и как они должны делать по отношению к нему лично. Именно это и приводит


 




к возникновению стены когнитивного «диссонанса», от­деляющей личность от внешнего мира.

Из модели одиночества как когнитивного диссонан­са проистекают многочисленные терапевтические мето­дики, направленные на «снятие» депрессии и одиночества с помощью изменения индивидом самого себя. В этом случае клиент психотерапевта ориентируется им на то, чтобы изменить свои собственные стандарты и, соответст­венно, самооценку, а не на то, чтобы преобразовать всю внешнюю среду общения.

Американский психотерапевт Джеффри И. Янг предлагает когнитивную терапию одиночества и депрес­сии. По его мнению, эти два явления человеческой психи­ки тесно связаны. Янг провел различие между преходя­щим, ситуативным и хроническим одиночеством. Это раз­личие, прежде всего, отражает продолжительность времени, в течение которого человек чувствовал себя оди­ноким. На основании своего клинического опыта Дж. Янг систематизировал установки сознания, поведения и эмо­ций и объединил их в кластеры. Кластеры Янга помогают выявить предрасположенность человека к одиночеству и понять различия между его специфическими состояни­ями. Некоторые психологи определяют позицию Дж. Ян­га как когнитивно-бихевириальную.

Другой психотерапевт когнитивного направления А. Бек обсуждает многообразные когнитивные явления, которые составляют внутреннюю реальность каждого ин­дивида, например, образы, мысли, облеченные в слова, ав­томатическое мышление, некоторые субъективно важные или основополагающие допущения. Автоматическое мы­шление, по Беку, - это своеобразный поток мыслей, кото­рый возникает наряду с основным и часто обнаруживает отклонения от реальности и логики. Бек назвал подобные мысли «когнитивными извращениями».


Чтобы объяснить, каким образом люди приобрета­ют особое автоматическое мышление и искаженную структуру мышления, Бек ввел дополнительный конст­рукт - основополагающие допущения. Это правила, цен­ности и стандарты назначение которых состоит в том, чтобы управлять поведением и детерминировать само­оценки человека и оценки, даваемые им другим людям. Пример основополагающего допущения, к которому че­ловек приспосабливается с трудом, может быть таким: «Если меня кто-то отвергает, значит у меня не все в по­рядке». А. Бек говорит, что когда «внутренняя реаль­ность» человека не соответствует «внешней реальности» в значимых соотношениях, он может испытывать эмоци­ональные расстройства (депрессию), тревогу и чувство одиночества.

Когнитивная модель одиночества подчеркивает значение самопознания и самооценки индивида как оди­нокого. Согласно этой точке зрения, стоит индивиду при­знать себя в той или иной степени испытывающим одино­чество, как это состояние начинает приобретать у него ре­альные черты. Терапевтические методы, предлагаемые сторонниками этой методологии, предполагают своеоб­разное «саморасколдовывание» пациента, который преж­де всего избавляется от оценки себя как одинокого.

1.5. Интеракционистский подход

Представители интеракционистского подхода вы­деляют ситуативный и личностный аспекты одиночества. С одной стороны, некоторые индивиды имеют субъектив­но-личностную предрасположенность к одиночеству. С другой стороны, определенные социальные ситуации детерминируют возникновение одиночества. Сочетание в том или ином виде обоих аспектов сказывается на коли­честве взаимодействий личности с другими людьми, при-


 




водя либо к эмоциональному переживанию одиночества, либо к восприятию социальной изолированности.

Главным выразителем интеракционистского подхо­да к изучению одиночества является Р. Вейс. Одиночест­во рассматривается им как результат комбинированного воздействия личностного и ситуативного факторов, как нормальная реакция индивида на дефицит социальных взаимодействий, удовлетворяющих основным социаль­ным запросам лично

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...