Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция и соперничество




 

Субъекты рынка могут находиться в отношениях конкуренции или соперничества, соответственно быть конкурентами или соперниками. В экономической теории термины «конкуренция» и «соперничество» не синонимичны, они имеют разное содержание.

Говоря о конкуренции, имеют в виду две основные концепции: одна делает акцент на поведении продавцов и покупателей (поведенческая концепция), а другая – на структуре рынка (структурная концепция). В современной экономической теории рынок называется конкурентным (чисто конкурентным) когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико, а доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. На языке математики цена является параметром для конкурирующих продавцов – она определяется рыночными силами и не может сознательно контролироваться продавцом. Рассмотрение цены в качестве параметра конкурирующей фирмы – явление субъективное. Если рыночная кривая спроса пологая и непрерывная, то небольшие изменения продаж незначительно повлияют на рыночную цену, что практически неощутимо для продавца.

С проникновением математических методов в экономическую теорию на первое место вышла другая концепция конкуренции – структурная. В современном бизнесе конкуренцию рассматривают как сознательную борьбу с другими фирмами за влияние как на основе цен, так и на неценовой основе. Для того, чтобы не смешивать различные понятия конкуренции для разных типов рынков для характеристики сферы деятельности бизнесменов принят термин соперничество. Смысл соперничества – борьба за потенциально лидирующее (отличное от конкурентов) положение. Например, если фирма А продает сто единиц продукта фирме С, то фирма В уже не может удовлетворить ту часть спроса фирмы С. В чем проявляется соперничество? Среди продавцов (производителей) оно проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества, рекламировании товаров, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Среди покупателей (потребителей) соперничество может принять характер поиска более выгодных (во всех отношениях) поставщиков, стремление получить ценовые скидки, предложения более высокой цены за дефицитные блага, попыток подкупа, сговора и т.п.

Из сказанного очевидно, что различение конкуренции и соперничества могло возникнуть лишь с появлением и развитием теории строения рынка. Более того, в той обособившейся от микроэкономической теории науке (учебной дисциплине), центром внимания которой является поведение предприятий, обладающих в той или иной мере рыночной, а если говорить о товарных рынках, монопольной властью, и которую называют организацией или экономикой промышленности, стандартным стало использование термина соперничество.

Вернувшись к классификации товарных рынков не трудно понять, что поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при относительном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока () и они не могут игнорировать реакцию соперников на свои действия. С другой стороны поведение монополиста или полиполиста не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала ( ).

В середине 20-го века фокус исследований быстро сместился к центру среди крайностей – совершенной конкуренции и монополии. Объектом изучения стали рынки монополистической конкуренции и олигополии. Их субъекты, во-первых, находятся в состоянии соперничества, а, во-вторых, обладают в той или иной степени рыночной (монопольной) властью. Импульсом, вызвавшим этот резкий сдвиг, стал выход в свет книг Э. Чемберлина (34), Дж. Робинсон (22), Г. фон Штаккельберга.

Поэтому изучению этих промежуточных (с точки зрения строения рынка), но наиболее близких к реалиям типов строения рынка должно предшествовать изучение природы, особенностей, и инструментов реализации рыночной власти.

Отсутствие рыночной власти в условиях совершенной конкуренции проявляется в том, что всякое предприятие вынуждено продавать свою продукцию по не зависящей от него рыночной цене. Она и является независимой переменной в модели совершенной конкуренции, а находящееся в этих условиях предприятие часто называют ценополучателем. Его выбор сводится лишь к принятию решения о величине выпуска.

Напротив, обладая абсолютной рыночной властью, предприятие-монополист может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, но не то и другое одновременно, так как комбинация цена-выпуск однозначно задана функцией спроса на его продукцию. На практике почти всегда такие фирмы выбирают в качестве независимой переменной цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. Поэтому их часто называют ценообразователями или ценоустановителями. В теории же в модели монополии в качестве независимой переменной обычно принимают величину выпуска, оставляя рынку право определения цены. Для классических рынков оба подхода эквивалентны.

Наконец, на рынке олигополии предприятие является скорее всего ценоискателем. Хотя олигополист и обладает в известной мере рыночной властью, но он не может установить цену столь простым образом, как это делает монополист. Ему приходится думать о том, как на его ценовое решение будет реагировать соперник. Мир олигополии подобен играм, в которых за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что, в конечном счете исход игры не предопределен. Отсюда множество моделей олигополии, использование при ее изучении теории игр.

Предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать, принимая свои решения, предполагаемые реакции на них со стороны множества конкурентов. В отличие от олигополистов монополистически конкурентные предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению олигополистов. Неоднородность продукции, ее дифференциация дают таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен. Различие между совершенной и монополистической конкуренцией не сводится к однородности – неоднородности товара, а предполагает отсутствие в первом и наличии во втором типах рынка элементов рыночной власти.

Особенность приянтия решений позволяют разделить рынки на две группы:

· классические рынки (рынки совершенной конкуренции, чистой монополии и монополистической конкуренции), на которых при принятии решений фирмы ориентируются на собственные затраны и параметры спроса, исходя из которых возможно однозначное определение рыночного равновесия;

· неклассические рынки (рынки олигополии и пр.), на которых фирмы ориентируются не только на указанные выше параметры, но и на поведение конкурентов, а рыночное равновесие зависит от стратегий участников рынка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...