Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мужское и Женское в народной культуре

30.08.2016

Странно, но люди, искушённые в материальном мире всевозможными понятиями, картинками, так или иначе связанными с сексуальной жизнью, не могут говорить на эти же темы, но связанные с духовной. Или точнее так: в их голове не укладывается тот факт, что в духовной жизни с этим связано абсолютно всё – вся жизнь. Как такое может быть и как с этим быть – большой вопрос для них.

Но, если внимательно присмотреться, то нетрудно обнаружить, что любой созидающий акт творения, стоящее дело, ремесло, рождение и воспитание детей и т. д. это всегда полноценное взаимодействие Мужского и Женского начал друг с другом. И никак иначе. Всё остальное от Лукавого.

Народная культура целиком и полностью пропитана этим. Архитектура, искусство, ремесло строятся исключительно на этих двух принципах. И результат их совместного Творения, Священнодействия - это пряжа, ткань, вышивка, одежда, предметы быта и многое – многое другое.

Обратимся лишь к нескольким примерам. Хотя их безчисленное множество, и с ними можно познакомиться, читая литературу по этнографии.

«О том, что прялка в процессе прядения выполняла функции воплощения мужского начала, свидетельствуют также многочисленные надписи, которые часто встречаются на севернорусских прялках и, в частности, на прялках Вологодской губернии.

Процарапанные или вырезанные ножом на внешней или внутренней стороне лопаски (ножки или донца) — эти надписи представляли собой только одно слово, обозначающее в русской народной профанной лексике мужское воспроизводящее начало. Очень часто надпись идет открытым текстом на внешней или внутренней стороне донца, иногда она органически входит как составляющая в орнамент внешней стороны лопаски. В надписях такого типа очень часто приходится сталкиваться с крайне архаичным рисунком букв, записью справа налево, ступенчатой, с размещением надписи по кругу, с разбрасыванием её по всей площади лопаски или донца. Думается, что это связано с желанием охранить надпись, зашифровать ее, сохранить, что вообще свойственно сакральным текстам», - из книги С. Жарниковой «Золотая нить», глава пятая «Прялка+Пряха=Жизнь», с. 160.

К месту здесь, в продолжение разговора о мужском, будет вспомнить и специальное приспособление – швейку, которую в стародавние времена использовали для удобства шитья, и состоящую из деревянной основы – донца с вертикальным столбиком (шейкой), на котором прочно крепится мягкая подушечка из ткани.

С Мужским и Женским началом, с их взаимодействием, связан, конечно, не только предметный мир культуры, но и всевозможные многочисленные обряды и праздники, проводимые в течение круглого года.

«Луговины - соитие, в котором участвуют сама мать-земля, травы и цветы. Мужчина овладевает не только женщиной, но и самой землёю. Это одно из немногих соитий, воспоминания о котором сохранилось в памяти славян. Хотя рассказы о нём можно найти в <...> описаниях обряда "оплодотворения земли”. Когда хлеборобы перед засеванием земли сначала окропляли ее своим семенем, выходя на поле в одних длинных рубахах - срачицах. Считалось, что "оплодотворенная” таким образом земля будет обильнее плодоносить», - информация взята из группы в Контакте «Школа магии ΨАстанЪΨ |Обереги ۞ Гадания|.».

Из группы в Контакте «Дорога Домой - славяне|традиция|язычество»:

«Пережиточной и очень широко распространенной формой магического обряда плодородия являлся обычай катать по полю священника. Обычай, идущий, по-видимому, из очень глубокой древности, когда все пахотные угодья были в общем владении всего рода.

"В д. Нежино Московской области женщины катали по озими или льну священника или дьякона, чтобы посев был тучен и спор, а в некоторых селах Рязанской губернии, чтобы уродился хороший лён, при этом приговаривали: "Каков попок, таков и ленок".

<…> В приведенных примерах женщины катались не сами, а валили на землю священника или дьякона во всём облачении, что, видимо, придавало обряду в их глазах большую силу <…>".

"Во многих местах Северо-Восточной России существуют определённые традиции, сопровождающие посев. По отслужении молебна под открытым небом, приходский священник читает заклинательные молитвы, изгоняет нечистых духов и потом благословляет поселян. Между тем одна здоровая и крепкая баба, и непременно должна быть баба, поцеловав крест, схватывает священника поперёк, во всем его облачении, и перебрасывает через себя три раза; потом и простолюдины принимаются катать его по ниве, несмотря ни на грязь, ни на кочки. Если бы священник воспротивился такому обряду, то мужики замечают ему с неудовольствием, говоря: "Ты, батюшка, верно, не желаешь нам добра; не хочешь, чтобы у нас был хлеб; а ты же, наш отец, кормишься нашим хлебом!"»

Поразительно, но для современного человека, который ходит с голыми ногами, попами, покупает свободно презервативы на стойках продуктовых магазинов в любом количестве, смотрит в открытом доступе фильмы эротического характера, народная культура оказывается таким откровением, что диву даёшься. И возникает вопрос: «Почему?»

Открытость и вседозволенность на телесном уровне в нашем современном мире, очевидно, оказывается результатом «закрытости» на духовном.

И что удивительно, практически повседневное культивирование идеи плодородия как священнодействия в народной традиционной культуре через строгую определённую последовательно циклическую знаковую систему порождает здоровый подход ко всему остальному, что есть в этом мире и за его пределами.

 

Автор: Оксана Морозова

 

1.1890. г. Лопаска прялки. Тарнога. Вологодская губ.

2. Средневековая таджикская резьба.

 

Швейка (взято из Интернета).

 

Швейки (взято из Интернета).

 

Из книги С. Жарниковой «Золотая нить»:

1. XIX в. Афганистан. Гиндукуш. Резной деревянный столб.

2. 2—3. XIX в. Швейки. Вологодская губ.

3. Резьба на деревянной двери. Индия. Штат Мадхья — Прадеш.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...