Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

17. Теоретические концепции О. Конта и Г. Спенсера.




17. Теоретические концепции О. Конта и Г. Спенсера.


Конт:

· Система позитивной политики

· Состояния умов: теологическое, метафизическое, позитивное.

· Технократия – принцип проверки и проверяемости.

· Революция – патология, главное – солидарность.

Спенсер:

· Позитивист

· Государство – необходимое зло

· Общество – организм

· Общество развивается в направлении милитаристского режима

· Превращаются в промышленно развитые государства

· Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека

 

Конт – французский философ и социолог, родоначальник позитивизма, основоположник социологии как науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики». Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, он пришёл к заключению, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Поэтому задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит.

 

Создал свою модель идеального общества. Внутри этого общества — строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры и промышленники) и духовным (священники позитивной церкви). Кроме этих 2 классов должен быть класс пролетариев (осуществляет переход к промышленному строю) и класс женщин (олицетворяют нравственность и чувства). Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. Это жёсткая, замкнутая система, где каждый элемент выполняет свою функцию. Назначение государства — «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.

 

Спенсер – английский философ и социолог, развил взгляды Конта.

Основное произведение: «Системы синтетической философии».

 

Идеи. Общество – совокупность индивидов, характеризующихся определенным сходством и постоянством жизни. Оно подобно биологическому организму: живет, растет, эволюционирует. Общество может подчинить себе процесс своей эволюции и тогда оно станет милитаристским, военным. Характерные черты: государство вмешивается в экономику, духовную сферу, насаждает однообразие, повиновение, безынициативность. Либо общество позволяет себе естественную, свободную эволюцию и превращается в промышленно развитое государство. Доминанта: промышленная конкуренция, в который побеждает сильнейший; эта борьба – благо для общества, так как растет его интеллектуальный и моральный уровень, процветает мирная деятельность. Вывод: правительство не должно вмешиваться в естественный процесс эволюции общества, государственное принудительное распределение должно быть лишь до тех пор, пока смягчает «несправедливости природы». Все попытки ускорить прогресс человечества ведут лишь к военному обществу, коммунизм и социализм невозможны.

18. Политические концепции М. Вебера.

Вебер принадлежит к исторической школе права.

«Социальная политика» и «Протестантская этика и дух капитализма»Социальное действие: ЦелерациональныеЦенностно рациональныеЭмоциональныеТрадиционные Социальные отношения – борьба и любовь.

Проблема свобода от ценностных суждений и проблема соотношения познания ценностей.

Бюрократия:

· Четкое разделение труда

· Иерархичность управления

· Взаимосвязанная система

· Дух формальной обезличенности

· Найм на работу по требованиям

· Защита от произвольных увольнений

Концепция господства - является основной политической социологии Макса Вебера. Как писал сам Вебер, “господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу”. Кроме этого, господство предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает три типа господства:

Легальное господство – основано на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений. К такому типу господства Вебер относил современные ему европейские государства: Англию, Францию и США. В таких государствах и управляемые и управляющие подчиняются не личности, а четко установленным законам. Т. о. принцип лежащий в основе легального господства – это правовое начало. Именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности. Самым чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию. Правда, с оговоркой, что никакое государство не может быть полностью бюрократичным. Легальный тип господства (рациональная бюрократия) наиболее соответствует формально-рациональной структуре рыночной экономики. Правление бюрократии - это господство посредством знания, и в этом заключается его специфический характер.

Традиционное господство - этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не только в законность, но и даже в священность существующих порядков и властей. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное государство, которое предшествовало современному буржуазному. Тип традиционного господства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности. Основные обычаи и нормы рассматриваются как нерушимые, неповиновение им ведет к санкциям. Штаб правления здесь состоит из лично зависимых от господина чиновников, родственников, личных друзей или вассалов. Именно личная верность служит здесь основанием для назначения на должность, а также для продвижения по иерархической лестнице.  

Харизматическое господство. Понятие харизмы (греч. – божественный дар), особые способности, свойства индивида, выделяющие его из всех остальных. Это качества не столько приобретенное, сколько дарованные человеку от природы. К ним Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Он возникает в условиях социально-политического кризиса и способствует появлению вождей, харизматиков, отличающихся политическим радикализмом и стремящихся подорвать основы существующего порядка. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру. Однако следует отметить, что при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении оба этих типа противостоят легальному господству как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а прежде всего эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...