Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три программы психической деятельности




Первая программа. В эволюционном развитии каждого вида животных определились свойственные им потребности и приспособительная система поведения (видовой опыт) у травоядных и хищников. Потребности и адаптация к внешней среде животных уже записаны в их мозгу генетическим образом к моменту рождения. Таким же образом генетическая или первая программа записана в соответствующих мозговых структурах ребенка. Кроме видоспецифических особенностей в этой программе записаны также наследственные особенности предков ребенка – его генотип. От этого генотипа зависят некоторые особенности структуры и функции мозга, способности и другие задатки и возможности ребенка, но также и его наследственные болезни. Задатки, влияющие на психическую деятельность, касаются почти всех ее сфер, но особенно ярко проявляются в эмоциональном реагировании, от них зависят темперамент и характер. Эта программа представляет инстинктивные виды бессознательного поведения, биологические мотивации, которые не осознаются – полностью или частично, - однако они активно влияют на формирование сознательного поведения.

Первая программа у человека связана с таламо-стрио-паллидо (гипоталамическим) комплексом и является нижним, или бессознательным уровнем психической деятельности.

В нем эта программа хранится, здесь происходят координация и регуляция функций, которые приводят к удовлетворению биологических потребностей, самосохранению организма и продолжению рода.

Реализация первой программы находится под контролем более высших систем. Однако в ряде ситуаций, когда контроль ослаблен, поведение человека регрессирует на более низкую ступень (половое, аффективное поведение).

Вторая программа. Рождаясь с жесткой генетической программой и определенными задатками, ребенок постепенно начинает развиваться как личность. Это происходит в зависимости от его ближайшего окружения и во взаимодействии с ним. Наряду с овладеванием каким-то запасом знаний, умений, навыков, научению речевой коммуникации он постепенно создает внутреннюю индивидуальную систему субъективно-эмоциональную ценностей и связанную с ней систему моделей поведения. Эта психическая деятельность, хотя и является подсознательной, однако имеет личностный характер и определяется качеством глубинного или телесного Я человека.

Этот уровень имеет колоссальную роль в человеческой психике. Он разворачивается в лимбической системе и через ее связи корреспондирует с более низким и более высоким сознательным мозговыми уровнями. В принципе ни один из психическим уровней не работает изолировано.

Вторая программа формируется на основании обобщения субъективного исторического, т.е. усвоенного в процессе жизнедеятельности, опыта индивида, особенно полученного до 2-3 летнего возраста. Формирование продолжается и в дальнейшем, но уже на основе заложенного ядра личности и в более ограниченном виде. Таким образом, вторая программа является субъективно-подсознательной основой личности. Связанные с этой основой личности оценки и модели поведения развиваются также в результате различных психологических комплексов, гнездящихся в подсознании. Все это формирует внутренние системы устремлений, установок, привычек, влечений, страстей, амбиций, характеризующих данную личность. Эти внутренние влияния обладают большим эмоциональным и энергетическим зарядом и воздействуют на принятие субъектом решений и в целом на его поведение. Вот некоторые составные части данной программы.

Комплексы. Они были описаны Фрейдом как состояния психики, возникающие в тех случаях, когда нельзя реализовать свои желания, амбиции. Вытесненные субъектом в подсознание, они оттуда беспокоят его и направляют поведение для их удовлетворения, а при невозможности невротизируют человека. Главную роль в возникновении комплексов Фрейд придавал неудовлетворенной сексуальности. Известны некоторые из них. Эдипов комплекс – неосознаваемая ревность и враждебность к отцу, желание избавиться от власти и авторитета отца. Комплекс неполноценности Адлера у людей, страдающих физическим недостатком. Комплекс самоутверждения и власти – Наполеона. Есть комплексы, способствующие развитию застенчивости и неуверенности, влюбленности, самолюбования.

Часто встречаются сексуальные комплексы, связанные с действительно имеющимся недостатком, подавляемыми желаниями. У неустойчивых и психопатических личностей они могут быть причиной серьезных сексуальных отклонений и нарушения поведения в целом. Наблюдается внутренняя потребность не только его компенсации, но и гиперкомпенсации, т.е. компенсации с «избытком». Комплекс являет собой подсознательную личностную мотивационную установку с высоким энергетически потенциалом.

Автоматизмы, или автоматическое поведение. Различают бессознательные и подсознательные автоматизмы. Бессознательные автоматизмы представляют собой врожденную систему автоматической координации движений. Например, сохранение равновесия при любой угрозе падения, при первых шагах ребенка, катании на коньках. При растормаживании древних двигательных систем возникают различные рефлекторные и автоматические движения, типа сосательного, хоботкового или хватательного рефлексов, насильственного смеха, плача.

Автоматическое поведение возможно в результате откладывания в памяти подсознания разных стереотипов, штампов, заученных планов действий. Сначала эти действия могут осуществляться сознательно, и по мере обучения и усвоения они переходят в автоматические. Например, уборка помещения, приготовление обеда, заучение роли, пение, игра на музыкальных инструментах, вождение автомобиля и т.д., что не требует активного сознательного контроля. Так во время выполнения таких сложных действий, как вождение автомобиля или исполнения музыкального произведения, человек может думать или решать какие-то другие вопросы.

Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности сыграло решающую роль в деле дальнейшего продвижения проблемы автоматизации мозговых функций. Экспериментальные работы сотрудников И.П.Павлова, Асратяна и Скипина впервые дали толчок изучению системности функций головного мозга. Под автоматизацией нужно понимать не механическое осуществление машинообразного функционирования, а системность в актах познания и действия, в которой отдельные частные функции сочетались и объединялись, образуя более сложные структуры. Это беспрерывное систематизирование процессов И.П.Павлов определяет как беспрерывное стремление к динамическому стереотипу.

В работе "Проблема сна" И.П.Павлов подчеркивает огромную роль внутреннего дифференцирующего и координирующего торможения в коре головного мозга в возникновении системных навыков: "Если большие полушария, – пишет он, – постоянно, как это всякому ясно, вмешиваются в самые мелкие детали наших движений и одни пускают в ход, а другие задерживают, как, например, при игре на рояле, то вы можете себе представить, до чего дробна величина торможения, если одно и то же движение и сила его напряжения допускается, а другое рядом, самое мельчайшее, уже устраняется, уже задерживается. Или, например, в нашем речевом движении. Сколько у нас слов для передачи наших мыслей. И мы хорошо передаем смысл, никогда не говорим, лишних слов, употребляем то слово, которое всего более подходит в данном случае.

Вывод по 1 вопросу. Психика зависит первично от «исправности» работы мозга и вторично – от систем организма, обеспечивающих эту работу. Например, грубые нарушения психики будут наблюдаться в случаях недостатка снабжения мозга кислородом, глюкозой, накопления в нем вторичных продуктов обмена при почечной недостаточности, отравления мозга различными ядами или микробными токсинами при инфекционных заболеваниях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...