Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструкция. Интерпретация. Коррекционно-развивающее занятия к набору мандал. А.Цайри. Нулевая стадия «Пустота или чистый свет»




Инструкция

«Сейчас вы будете делать совместный рисунок. Посмотрите, какой волшебный круг. На что он похож? (вопрос к каждому). Сейчас ты начиная с середины будешь заполнять этот круг волшебными карандашами. Покажи, какой кусочек круга ты будешь заполнять? »

Примечание: для детей младшего возраста психолог при помощи считалки выбирает кусочек круга, а более старшие испытуемые осуществляют выбор свободно.

Интерпретация

Обращается внимание на крестообразные границы, на центральный квадрат, цвет, которым заполняются два центральных треугольника в этом квадрате, соподчинение или согласованность в действиях с другим испытуемым. Отслеживается выход за границы. Уточняется и анализируется, где расположен центр. Обсуждаются чувства. Осуществляется анализ вербальных реакций испытуемого.

 

Коррекционно-развивающее занятия к набору мандал


Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

А. Цайри

К аждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека. Дж. Келлог дала названия каждой стадии, изображаемой мандалой. Условно выделяют 13 стадий. (Подробнее см. в книге под ред. А. И. Копытина «Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». )

Нулевая стадия «Пустота или чистый свет»

Данная мандала представляет собой рисунок пустого круга.

 

рис. 1. Первая стадия. «Пустота» рис. 2. Вторая стадия. «Блаженство»
рис. 3. Вторая стадия. «Блаженство» рис. 4. Третья стадия. «Лабиринт. Спирали. Вихрь»
рис. 5. Третья стадия. «Лабиринт. Спирали. Вихрь» рис. 6. Четвертая стадия. «Начало» или стадия «Переходного объекта»
рис. 7. Пятая стадия. «Мишень» рис. 8. Пятая стадия. «Мишень»
рис. 9. Шестая стадия. «Парадоксальное расщепление. Единоборство с драконом» рис. 10. Шестая стадия. «Парадоксальное расщепление. Единоборство с драконом»
рис. 11. Седьмая стадия. «Оквадрачивание круга» рис. 12. Седьмая стадия. «Оквадрачивание круга»
рис. 13. Восьмая стадия. «Функционирующее ЭГО» рис. 14. Восьмая стадия. «Функционирующее ЭГО»
рис. 15. Девятая стадия. «Кристаллизация» рис. 16. Десятая стадия. «Ворота смерти»
рис. 17. Одиннадцатая стадия. «Фрагментация» рис. 18. Двенадцатая стадия. «Трансцендентный экстаз»

 

Вышепредставленный набор мандал (рис. 1–18) можно использовать в психокоррекционной и развивающей работе.

Цель работы при разукрашивании мандалы:

• развитие творчества;

• развитие произвольности поведения;

• снятие внутреннего напряжения, релаксация;

• развитие мелкой моторики рук;

• воспитание аккуратности;

• активизация бессознательного.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Использование мандалы как средства для релаксации и расслабления

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

Самое важное — соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

• создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

• достаточное время для работы;

• соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

• разнообразие изобразительных материалов;

• использование релаксационной и медитативной музыки;

• хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию ребенка можно:

• придумать ей название,

• подобрать для нее фон,

• вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...