Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и характерные черты религиозного мировоззрения




Слово «религия» пришло к нам из латинского языка. Существует две версии его происхождения. Согласно первой, понятие «религия» образовано от relegere – чтить, почитать – и означает – богопочтение, культ. Впервые такое объяснение предложил Цицерон. В трактате «О природе Богов» он определяет религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом. Согласно второй версии, впервые встречаемой у христианского писателя IV в. Лактанция, производным понятия «религия» было слово – religare – связывать. Эти версии в принципе не противоречат друг другу. Религия есть определённая связь между человеком (как существом конечным) и Богом (как бесконечным и абсолютным Началом мира) и вытекающее из этой связи благоговение перед бесконечным, т.е. богопочетание.

О происхождении и сущности религии учёные высказывают различные мнения.

Крупный психолог и религовед кон. XIX – нач. XX вв. У. Джеймс считал религиозные представления врождёнными, а их источником – нечто сверхъестественное.

Л. Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он полагал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своём воображении по своему образу и подобию.

Ф. Ницше заявлял, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду.

З. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений.

Французский социолог Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления, верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с социумом.

Марксистская философия считала, что религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, где земные силы принимают форму неземных. Маркс указывает на социальные причины существования религии.

В структуру религии включены три основных элемента: религиозное сознание; религиозный культ; религиозные организации.

Религиозное сознание имеет два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология – это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих людям одной веры.

Религиозная идеология – это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. Центральной частью религиозной идеологии можно считать теологию (греч. theos – Бог, logos – учение, слово), или богословие.

Религиозный культ – совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся следующие виды деятельности: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. В процессе исполнения культа используют материальные предметы – храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния.

Религиозные организации – объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов.

Церковь – автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жёстко фиксируемой системы вероучений и культа. Ей присущ иерархический принцип управления, деление на клир (слово латинского происхождения, дословно переводится как «избранный по жребию»), т.е. получивших специальную подготовку служителей культа, и мирян.

Секта отличается от церкви по ряду устойчивых отличительных признаков: во-первых, отсутствием жёсткого деления на клир и мирян; во-вторых, сознательным вступлением в общину; в-третьих, активной миссионерской деятельностью.

Существует промежуточная форма религиозных организаций, которая получила название «деноминации».

Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии, анимизма к современным мировым религиям: буддизму, христианству, исламу.

Фетишизм – почитание различных объектов действительности, которым предписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов.

Тотемизм – вера в существование сверхъественной связи, родства между группой людей и каким-то видом животных или растений. Тотемизм связан с охотой и собирательством.

Магия – совокупность верований и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, а также на предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путём, используя разнообразные приёмы: заклинания, ритуальные пляски, молитвы, приговоры.

Анимизм – вера в духовные сущности, заключённые в предметах или существующие отдельно от них. Первобытный человек, ещё не отделённый от природы, придавал всем объектам и явлениям те же свойства, которыми обладал сам.

Язычество включало практически все эти примитивные формы религиозного сознания, а также верило в огромное количество богов. Религия проделала долгий путь от пантеизма – многобожия к монотеизму – однобожию.

 

 

Религии могут быть локальными (сосредоточены в каком-то одном конкретном географическом месте, государстве, например: иудаизм, индуизм и др.) и мировыми (распространены по всему миру). Мировых религий три: буддизм, христианство, ислам.

В христианстве имеется три конфессии: православие, католицизм и протестантизм.

Верующие люди относятся (группируются) к той или иной религии по конфессиональному признаку.

Для религии характерно многообразие верований, представлений о Боге и формах его почитания (этим объясняется существование огромного количества разнообразных религиозных доктрин / конфессий).

Можно говорить о трёх основных пониманиях Бога: 1) Бог как природное, но безличное начало – пантеизм (от греч. pan – всё и theos – Бог, т.е. Бог во всём). Согласно этому представлению, Бог пронизывает всю природу, растворяется в ней. 2) Бог как сверхприродное и безличное начало – деизм (от лат. deus – Бог). Бог деизма – это некая первопричина мира, подобно аристотелевскому «неподвижному перводвигателю»; он не принимает участия в мировом процессе. Ему безразличны судьбы мира и человека. 3) Бог как сверхприродное, абсолютное, но личностное начало – теизм (от греч. theos – Бог). Это Бог таких религий, как иудаизм, христианство, ислам. К нему можно обращаться с молитвой, хотя и как к абсолютному, т.е. не имеющему телесной индивидуальности, но лицу. В христианском образе Богочеловека – Иисуса Христа – Бог, оставаясь сверхприродным, являет миру своё природное, индивидуально-личностное лицо.

 

×××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××××

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...