Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Явление одновременного контраста




Контраст цветов одновременный - ощущение цвета, возникающее при наблюдении цветового пятна на фоне.

Ахроматические контрасты
Одновременный ахроматический контраст- любой цвет в окружении более темных светлеет, а в окружении более светлых темнеет. Чем больше цвет предмета отличается от окружающих цветов по светлоте, тем в большей мере его тон изменяется в сторону потемнения или посветления. Лимон на фоне белой скатерти кажется темным, а на фоне темного предмета – очень светлым.
Действие одновременного контраста оказывает заметное влияние на рельефность изображения. Рисунок гипсовой детали на белом фоне воспринимается объемно, если этот же рисунок поместить на черный фон, то его объемно-пластические качества сильно утрачиваются, рисунок выглядит плоскостным, вялым. Чтобы добиться того же эффекта объемности на черном фоне, нужно усилить густоту теней.

Светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем есть на самом деле, и наоборот, темное пятно, как бы уменьшается в своих размерах. Чем меньше по размеру световое пятно, тем больше оно высвечивается.
Хроматические контрасты.

Одновременный хроматический контраст – возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического. Вид контраста, при котором изменяется не только светлота, но и цветовой тон и насыщенность, а у ахроматических цветов возникает цветовой оттенок. Серое пятно на красном фоне позеленеет, на желтом – посинеет. Желтый цвет в окружении красного позеленеет, станет лимонно желтым, на зеленом фоне покраснеет. Если цвет находится в окружении хроматических, то к нему примешивается (по закону оптического смешения) цвет, близкий к дополнительному цвету окружения.

Чем больше насыщен по цвету окружающий фон, тем большее влияние оказывает он на расположенный в его окружении или на соседний цвет. Контраст будет более заметным, если окружающий фон по площади больше, чем расположенное на нем цветовое пятно или предмет.
Контраст взаимодополнительных цветов. При сопоставлении дополнительных цветов не возникает восприятия новых оттенков, а происходит взаимное повышение насыщенности и яркости, пока они занимают сравнительно большую площадь зрения. Красный в соседстве с голубовато-зеленым выглядит еще более насыщенным, теплым. Голубовато-зеленый рядом с красным выглядит более насыщенным и холодным. Аналогичные явления наблюдаются в любой паре взаимно дополнительных цветов.

Дополнительные пары цветов:
зеленый - красный, желто-зеленый – фиолетово-красный,
желтый – фиолетовый, желто-оранжевый – фиолетово-голубой,
оранжевый – голубой, красно-оранжевый – зелено-голубой.
При рассматривании с боле далекой дистанции в силу вступает закон оптического смешения цветов и цвета тускнеют.

Краевые контрасты.
Однотонно гладкие цветные поверхности, находясь в цветовом окружении, в силу его контрастного влияния кажутся неравномерно цветными. На любой поверхности можно усмотреть множество оттенков, заполняющих каждый малый участок поверхности. Наиболее сильный контраст наблюдается по границам соприкосновения цветовых пятен – явление краевого контраста.
Ахроматический (светлотный) краевой контраст – возникает в местах, где светлое поле соприкасается с более темным. Светлое поле на границе с темным кажется еще светлее, а темное – темнее, что создает впечатление неравномерной окрашенности того и другого поля и эффект рельефности. Наблюдая объемный светлый предмет на более темном фоне, можно заметить посветление затененной части предмета по линии ее соприкосновения с фоном. Если, изображая данный предмет на таком фоне пренебречь посветлением в теневой части предмета, то снизиться рельефность изображения. Если же усилить это посветление, то форма в изображении покажется искаженной: светлый край в тени будет казаться не уходящим вглубь, а выступающим вперед.

Хроматический краевой контраст. При хроматическом контрасте границы соседних цветов изменяются: желтое пятно на границе с красным позеленеет, но чем дальше оно отступает от красного, тем слабее эффект пограничного контраста. Для того чтобы действие пограничного контраста исчезло, нужно иметь между контрастирующими цветами узкую темную или светлую полоску.

В орнаментальных композициях, где несколько плоскостей, различных по цвету, светлоте, примыкают друг к другу, они обводятся, как правило, белым, черным или серым контуром. Контур мешает действию краевого контраста.
Если имеется небольшое светлое пятно на темном фоне, то пограничный контраст почти отсутствует.

 

Явление последовательного контраста

Контраст цветов последовательный - ощущение цвета, возникающее при предварительном воздействии на глаз излучений другого цвета.
Последовательный контраст.
Если последовательно рассматривать два объекта различного цвета, то возникает явление последовательного контраста. Если долго смотреть на чисто белый предмет, находящийся на темном фоне, а потом перевести взгляд на нейтральную по цвету стену, то некоторое время образ предмета в глазу будет сохраняться, но с более темной окраской. Аналогичное явление возникает и при рассмотрении предметов с хроматической окраской. Если 10-15 минут смотреть на синюю вазу, а затем быстро перевести взгляд на белую драпировку, то некоторое время будет виден как бы отпечаток вазы, окрашенный в желто-оранжевый цвет.

Каждый окрашенный предмет после продолжительного его рассматривания оставляет в глазу след дополнительного цвета. Изображение дополнительного цвета возникает после того, как предмет непосредственно перестает воздействовать на наш глаз. Последовательный контраст – результат цветового утомления глаз от воздействующего на него цвета и света.

 

20. Ахроматические и хроматические цвета. Дополнителные цвета

Все цвета можно разделить на две категории.
Ахроматические цвета (бесцветные) – белый, серый и черный – не имеют цвета и отличаются друг от друга только по светлоте. Между самым белым и самым черным глаз человека способен различать до 300 ахроматических оттенков. Если сравнить между собой белый цвет бумаги, гипса и белил, то окажется, что одни из них светлее, чем другие. К ахроматическим цветам относятся лишь чисто белые, чисто серые и чисто черные цвета. Цвет, имеющий самый незначительный и трудно улавливаемый красноватый, синеватый или какой-либо другой оттенок, уже будет являться хроматическим цветом
Хроматические цвета – цвета солнечного спектра и их все промежуточные оттенки. Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном (оттенком), насыщенностью (интенсивностью) и светлотой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...