Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отрывки Писания, призывающие судить




Судить: Когда? Почему? Как?

 

 

Тема суда является в Библии одной из самых сложных для понимания, однако чрезвычайно важной. Христиане в целом находятся в ужасающем невежестве в этом вопросе и соответственно - в огромном непослушании. И это дорого всем нам обходится. Множество христиан - отчасти из-за невежества, отчасти из-за непослушания - часто поступают против Слова Божьего в вопросе о том, судить им или нет.

В Писании, в основном в Новом Завете, существует видимое противоречие по поводу того, судить нам или нет. Несколько отрывков говорят нам о том, что мы не должны судить, и почти такое же их число говорит обратное – что мы должны судить. Как же нам поступать? Рассмотрим некоторые отрывки с обеих сторон. Затем я хочу предложить вам один принцип, с помощью которого мы сможем понять, судить нам или нет в любой конкретной ситуации.

 

 

Отрывки Писания против осуждения

 

Сначала давайте остановимся на некоторых отрывках Писания, направленных против осуждения.

В нагорной проповеди Иисус говорит:

“Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего', а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.” (Матф. 7:1-5).

Иисус настойчиво говорит: “Не судите. Если будете судить, то тот суд, которым вы судите, вернется на вас”. И я думаю, что этот суд придет из двух источников: человеческого и Божьего. В конечном счете люди судят вас так же, как вы судите их. В дополнение Сам Бог будет судить вас тем судом, которым вы судили других.

В Послании к Римлянам 2:1-3 говорится:

“Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?”.

2-я глава Послания к Римлянам в основном адресована религиозным людям, а в качестве примера избраны Иудеи. Но этот отрывок во многом относится к большинству религиозных людей. Вы когда-нибудь замечали такое: часто религиозные люди думают, что если они знают, что правильно, а что – нет, и могут доказать другим их неправоту, то это доказывает, что сами они правы и праведны? Но это не так! Как раз те люди, которые постоянно судят других, обычно сами не правы.

В Послании к Римлянам 14:1-4 сказано:

“Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его”.

Немного дальше, в той же главе говорится:

«А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога». Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.” (10-13-й стихи).

В 1-м Послании к Коринфянам 4:1-4 сказано:

“Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь...”.

Какое удивительное утверждение! Павел говорит: “Я не знаю ничего такого в своей совести, что бы свидетельствовало против меня. Я не знаю за собой ничего такого, что бы я сделал неверно”. Но это не оправдывало его, это не было доказательством его праведности!

Затем он продолжает:

“...судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога”.

И завершает отрывки, направленные против осуждения, отрывок из Послания Иакова:

“ Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?” (Иак. 4:11-12).

Иаков здесь указывает на один момент, на который не обратили внимания многие христиане: злословить другого верующего означает судить его. Как верующие мы получили конкретное, ясное предупреждение о том, чтобы не злословить друг друга. Однако очень многие христиане регулярно именно этим и занимаются! А это противоречит Писанию.

 

 

Отрывки Писания, призывающие судить

 

Теперь давайте обратимся к другим отрывкам Писания, в которых говорится о том, что мы должны судить.

Прежде всего Иисус обращался к людям того времени по поводу Своего заявления о том, что Он - Мессия:

“Не судите по наружности, но судите судом праведным.” (Иоан. 7:24).

В этом отрывке Иисус призывал людей судить.

В 1-м Послании к Коринфянам 5:1-5 Павел говорит:

“Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже осудил (досл. перевод), как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа”.

Обратите внимание: Павел сказал, что “уже осудил”, и потребовал от коринфских христиан, чтобы те поддержали его суд. Более того – суд его был чрезвычайно суровым: предать того человека Сатане.

Далее в той же главе говорится:

“Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем (т. е. алчным, завистливым), или идолослужителем, или злоречивым (использующим бранную, нецензурную речь), или пьяницею, или хищником (вымогателем); с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог...” (1 Кор. 5:11-1; в скобках - досл. перевод с англ.).

Когда Павел упоминает “внешних”, кого он имеет в виду? Неверующих. А кого он описывает как “внутренних”? Верующих. Следовательно, в таком случае он говорит, что мы не несем ответственности за то, чтобы судить неверующих, но от нас требуется, чтобы мы судили «своих» по вере.

Затем апостол Павел заявляет:

“Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.” (1 Кор. 6:1-4).

Давайте теперь прочитаем стихи 6-й и 7-й шестой главы:

“Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?”.

Здесь Павел делает два утверждения. Первое - негативное: неправильно со стороны христиан вызывать верующих в суд неверующих. Однако есть второе, позитивное: христиане должны сами судить внутренние разногласия между собой.

И в заключение послушайте, что говорит Иисус в Евангелии от Матфея 18:15-17:

“ Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви”.

Обратите внимание на то, что речь идет о спорном вопросе между верующими. Если сами верующие не могут разрешить этот вопрос, то в конечном счете это должно стать известным в церкви. Это не просто один из вариантов решения спора - это повеление. Мы не имеем права оставлять конфликты неразрешенными. Если мы можем разрешить эти конфликты на личном уровне между собой – хорошо, если же не можем, то обязаны сказать о них в церкви.

«… а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.” (стих 17-й).

Человек, который отказывается принимать решение церкви, теряет право на отношение к себе как к верующему. Это очень серьезное заявление!

 

 

Разрешение противоречия

 

Как мы видим, во всех отрывках, которые мы только что прочитали, Писание возлагает на нас обязанность судить. Но в то же время отрывки, которые мы рассматривали ранее, предостерегают нас, чтобы мы не судили. Как это объяснить?

Я научился поступать согласно одному основному принципу, который разрешает это кажущееся противоречие. Нам всем нужно научиться этому принципу, чтобы в любой сложившейся ситуации понимать - судить нам или нет? Если описать этот принцип простым языком, то он заключается в следующем: способность судить является функцией управления, которая исходит от Самого Бога.

Этот принцип трудно дается американским христианам, в частности потому, что американская Конституция намеренно разделяет суд и управление: исполнительная ветвь власти управляет, а судебная ветвь осуществляет суд. Но такое разделение не находит подтверждения в Писании.

Хочу поспешить уверить вас в том, что я не нападаю на Конституцию! С 1970 года, когда я стал американским гражданином, я искренне поддерживаю Конституцию. Но если мы будем рассматривать вопрос суда с точки зрения американской Конституции, то не сможем понять Божьей точки зрения на этот вопрос, потому что Библия всегда соединяет эти две ответственности: управление и суд. Эта связь восходит к самой сущности Бога и нисходит от Него Самого к человечеству.

В человеческом обществе, в различных областях его жизни и на разных его уровнях, Бог назначил людей осуществлять суд. В истории Израиля суд и управление никогда не разделялись. Книга Судей является первой книгой, описывающей людей, управлявших определенной областью наследия Израиля. Сами судьи и были правителями Израиля. После этого периода правители Израиля становились его судьями. Во времена Израильских царей не существовал Верховный суд, в который кто-нибудь мог подать апелляцию на царский приговор. Царь был одновременно и судьей, и его приговор был окончательным. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Ветхом Завете управление и суд никогда не разделялись. Кстати сказать, священное слово «Элохим», которым называли Бога, в сущности применялось к людям, наделенным правом судить. Почему же их называли богами? Потому что их функция судьи заключалась в том, чтобы занять место Бога и осуществлять суд над Его народом. Их власть исходила от Бога настолько, насколько правильно они распоряжались Божьим законом. И тот факт, что Писание называет человеческих судей именем Элохим – словом, которым называет Себя единый истинный Бог, показывает меру огромной святости и власти, которыми Бог наделяет должность судьи.

Давайте обратимся к нескольким местам Писания, которые еще больше прояснят нам этот вопрос.

Когда Бог заявил Аврааму о Своем намерении осудить Содом, патриарх в сущности бросил Богу вызов: он спросил Его о том, насколько Его суд был справедлив. Авраам сказал:

“...не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?” (Бытие 18:25).

Кто является Судьей всей земли? Бог. Правитель и есть Судья. Кстати, обратите внимание на важный принцип, установленный с самого начала Библии и который, по моему убеждению, прослеживается по всему Писанию, - несправедливо, когда с праведным поступают так же, как с нечестивым.

В нашей современной западной культуре сложилось негативное отношение к суду. Наша культура противится власти и давлению закона. В нашем современном обществе существует понимание, что основной функцией суда является наказание нечестивого. Но это не так - это всего лишь второстепенная функция. Первостепенной функцией суда является защита праведного. Но в современной культуре эта первостепенная функция выпала из поля зрения: органы, ответственные за исполнение закона, уклонились в противоположном направлении, предлагая больше защиты преступникам, чем их жертвам. Это типичный пример извращенного мышления в нашей современной культуре! Нам всегда следует помнить, что основной функцией суда является защита праведных. Когда с праведным обращаются так же, как с нечестивым, – это никогда не соответствует воле Божьей.

В связи с анализом этого вопроса позвольте мне поделиться своим мнением, которое напрямую связано с тем, как нам, на мой взгляд, следует относиться к вопросу о разводе. Я верю: когда к невиновной стороне относятся так же, как к виновной, это противоречит Писанию. Это отвергает основной принцип Писания. На слова Авраама: “Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы … то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?” (Бытие 18:25) - Бог ответил косвенно: “Да, это так, Авраам. Я никогда не отступлю от этого принципа”. Таким образом, мы видим, что Бог - Правитель есть также и Судья всей земли. Понимание того, что правление и осуществление суда неразрывны, поможет нам в будущем понимать, где нам следует судить, а где нет.

В 81-м псалме Бог упрекает судей Израильских:

“Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд...” (1-й стих).

Какое замечательное утверждение! О каких “богах” идет речь? О судьях. Почему Бог судит их? Потому что они были несправедливыми судьями:

“доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость.” (2-й и 3-й стихи).

Как видите, первостепенной обязанностью судьи является защита праведных:

“Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых. Не знают, не разумеют (другими словами, эти люди не хотели ничего слышать), во тьме ходят; все основания земли колеблются.” (4-й и 5-й стихи).

Еще одно замечательное утверждение! Для меня этот стих означает, что когда суд перестает быть справедливым, то сама структура общества нарушается. Все общество теряет стабильность: стабильность общества зависит от того, насколько справедливы его суды.

В 6-м стихе Бог говорит:

“Я сказал: вы - боги...”.

Почему Он назвал их “богами”? Потому что, являясь судьями, они представляли Самого Бога Его народу.

“… и сыны Всевышнего - все вы. Но вы - 3 -умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.”(6-й и 7-й стихи).

Почему этот суд пал на них? Потому что они злоупотребили своим положением судьи и извратили справедливость.

В заключительном стихе псалмопевец говорит: “ Восстань, Боже, суди землю; ибо Ты наследуешь все народы.” (8-й стих).

В сущности, псалмопевец говорит: “Мы не видели справедливости от земных судей, поэтому Ты, Боже, верни Себе право судить. Нам нужен справедливый суд.”

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...