Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мои мысли о Горьком и о героях его произведений




Пассивную роль я считал недостойным

литературы, мне известно было: если

«рожа крива, пеняют на зеркала», и я уже

догадывался: «рожи кривы» не потому, что

желают быть кривыми, а оттого, что в

жизни действует некая всех и всё

уродующая сила, и «отражать» нужно её, а

не искривлённых ею.

А. М. Горький

План

I Принципы горьковской эстетики.

- «Краеугольное программное положение эстетики Горького -

непримиримость ко всяким проявлениям искажения и упрощения

человека» (В. Р. Щербина)

II Борьба Горького с утешительством.

1. Мысль о героизме, утверждающем светлые начала в жизни (ранние

романтические произведения).

- «… мечта Горького о Человеке начала приобретать реальные

очертания…» (А. И. Овчаренко)

-«стремление к подвигу ради подвига» (В. А. Поссе)

2. Тип утешителей – антипод типу борца.

- «…для творчества М. Горького характерно поразительное

разнообразие типов» (В. Р. Щербина)

3. Открытие нового героя (роман «Мать»).

-третий период русского освободительного движения

- духовное обновление человека

- Павел Власов – герой своего времени

4. Разные люди – разные правды (пьеса «На дне»):

а) Лука;

б) Сатин;

в) Бубнов.

5. Сила гуманизма и её образец в книгах М. Горького.
III Критика о героях М. Горького.

 

Цитаты к сочинению.

1. «Автор всегда стремится изобразить именно внутренний мир своих обездоленных героев, показать духовные причины их физического несчастья. Как ни страшна та обстановка, в которой прозябают обитатели жизненного дна, корень их душевной драмы лежит всё-таки глубже, чем это дно,- лежит в них самих».

Ю. Айхенвальд

2. Владимир Ходасевич писал:

«Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой.

В этих довольно слабых, но весьма выразительных стихах, произносимых одним из персонажей «На дне», заключён как бы девиз Горького, определяющий всю его жизнь, писательскую, общественную, личную».

3. «…легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. Каждый из них выражает общую идею и отвечает на вопрос».

Л. Плоткин

4. «… разве всё это не полные глубокой мысли творения, разве всё это не вечно живая, бьющаяся мысль о всём нынешнем, существующем, являющаяся в формах великого страстного поэтического таланта? Это ли ещё не вечная мечта о счастье и несравненной великой будущности человечества?»

В. В. Стасов

(о ранних произведениях Горького)

 

 

Тема № 30

Проблема нового героя в русской классической литературе

Мы должны построить мостик через

болото этой гниючей жизни к

будущему царству доброты сердечной.

А. М. Горький

План

I Общественная обстановка, сформировавшая героев Тургенева,

Чернышевского, Некрасова, Горького.

II Павел Власов и его предшественники – герои, порождённые жизнью.

1. Происхождение, воспитание, образование – у каждого своё.

2. Их путь в революцию:

а) потребность в революционной теории;

б) необходимость изучить жизнь, её правду;

в) перерождение в «особенных людей».

3. Черты, присущие Власову, Базарову, Рахметову, Добросклонову:

а) ясный, независимый ум;

б) энергия и смелость;

в) железная воля и целеустремлённость;

г) преданность делу революции.

4. Жизнь для «счастья убогого и тёмного родного уголка».

5.«Путь славный, имя громкое народного заступника».

6. Идея свободы и вера в свободу своего народа.

7. Противники аристократии, монархии.

8. Рахметов, Власов – знамение времени:

а) все ждут появления этого человека, окружённого таинственностью;

б) разговоры настойчивы, но не навязчивы.
III Новый человек как путеводитель к желаемой цели.

 

Цитаты к сочинению.

1. Мой друг! Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

А. С. Пушкин

2. Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдаёт

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживёт.

Н. А. Некрасов

3. «Без пользы жить – безвременная смерть…»

В. Гёте

4. «Иду, чтобы сгореть и как можно ярче и глубже осветить тьму жизни».

А. М. Горький

 

Тема № 31

Проблема нового героя в русской классической литературе

Лишь тот обогащает человечество, кто

помогает ему познать себя, кто углубляет

его в творческое сознание.

С. Цвейг

План

I Историческое значение появления образов революционеров.

II Люди, рождённые для побед.

2. Необходимость появления нового героя.

3. Причины, ведущие их на революционный путь:

а) потребность изменить существующий строй;

б) желание встать на защиту народа;

в) стремление победить насилие;

г) мечта быть свободным.

3. Они – в глазах народа:

а) Базаров - «дитя своего поколения»;

б) Рахметов – «особенный человек»;

в) Добросклонов – «шестидесятник», выходец из самых низов;

г) Власов – «редкий, железный человек».

III Победа или поражение…

 

 

Цитаты к сочинению.

1. «Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели».

В. Либкнехт

2. «Я, конечно, не могу сказать, будет ли лучше, если всё будет по – иному, но вот что я могу утверждать: всё должно быть по – иному, если всё должно стать лучше».

Г. Лихтенберг

3. «Пока человек живёт, он революционер. В его недовольстве собой, в его стремлении к чему – то высшему, - в этом именно заключается его человеческая сущность».

В. Либкнехт

4. «Жизнь идёт к совершенству, руководясь идеалом – тем, что ещё не существует, но мыслится, воображается возможным к осуществлению».

А. М. Горький

 

Тема № 32

Крушение человеческой личности и смерть желаний – трагедия тысяч «Ионычей» (от Чехова до наших дней)

Приспосабливаясь, люди хотят

сохранить себя и в то же время теряют

себя.

М. М. Пришвин

План

I Преемственность литературы ХХ века.
II Крушение надежды, мечты, личности в жизни и литературе.

1. От Старцева к Ионычу – путь, ведущий интеллигенцию в

духовную пропасть» (А. Чехов. «Ионыч»).

2. Фома Гордеев выше среды, но слабее духом

(М. Горький. «Фома Гордеев»).

3. Юрий Живаго – не путь ли Старцева?

(Б. Пастернак. «Доктор Живаго»)

4. Андрей Размётнов, Половцев, Яков Островнов – вычеркнутое из их

жизни будущее. (М. Шолохов. «Поднятая целина»).

- по системе главных координат жизни измеряется духовная

ценность всех героев романа

- человеческая сложность характеров

- внутренний мир человека соотнесён с окружающим его миром

5. Строители нового здания – не люди, а роботы (А. Платонов.

«Котлован»)

6. Турбины – потери, разочарования (М. Булгаков. «Белая гвардия»)

7. Судьба человеческая – на весах истории

(А. Солженицын. «Архипелаг Гулаг», «В круге первом»).
III Злободневность звучания темы.

 

Цитаты к сочинению.

1. «Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему».

Исократ

2. «Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его».

Т. Карлейль

3. «В этом мире каждый человек не столько творец, сколько его предвестие. Люди несут в себе пророчество будущего».

Р. Эмерсон

 

Тема № 33

«Как слово наше отзовётся…»

Экскурс в историю литературы начала ХХ века

Слово часто бывает дороже золота.

Демокрит

План

I Литература ХХ века – преемница литературы века XIX.
II Истоки ХХ века – какие они…

1. К глубинам души человека:

а) А. Куприн: «как велик Человек!» («Молох», «Олеся»);

- «От социальной борьбы его мысль рвётся в лесную глушь, на

морской простор. И превыше всей этой борьбы, раздирающей

народы и классы, он готов поставить единое вечное – женскую

любовь» (В. В. Воровский)

б) И. Бунин – раздумья о путях человечества («Антоновские яблоки»,

«Тишина»);

в) Л. Андреев – переживание духовных потрясений эпохи («Мысль»,

«Бездна»);

- «Доктор Керженцев…признаёт право не считаться с законами

и запретами морали…» (рассказ «Мысль») (К. Д. Муратова)

г) М. Горький – в поисках человека «с солнцем в крови» («Мещане», «Мать»).

2. Тайны большого мира (в преддверии первой русской революции):

а) А. Куприн. «Поединок»;

- «…из неё (народной массы) выделены отдельные единицы,

подтверждающие мысль о том, что армия калечит и подавляет

человека. Особенно значительна и трагична в этом плане фигура

доведённого до последнего отчаяния солдата Хлебникова, почти

символичная в своей предельной обобщённости» (Ю. В. Бабичева)

б) Л. Андреев. «Иуда Искариот».

3. «Серебряный век» русской поэзии:

а) поиски духовной красоты – символизм (А. Блок, А. Белый, К. Бальмонт);

б) с мечтой о «шестом чувстве» - акмеизм (Н. Гумилёв,

С. Городецкий, А. Ахматова, Осип Мандельштам);

в) мечты о новом слове – футуризм (В. Маяковский, В. Хлебников,

Н. Асеев).
III Сила художественного слова.

 

Цитаты к сочинению.

1. «… у искусства пробудился особый интерес к психологизму, нюансам внутреннего мира личности, к её жизни, труду, интерес к эстетическим свойствам «первой» и «второй» природы, окружающей человека. Явления действительности выступили во всей сложности, многогранности и богатстве своих эстетических свойств соответственно с усложнившейся и обогатившейся общественной практикой».

Ю. Б. Бореев

2. «Видеть всё так, как оно есть, для того чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».

А. А. Фадеев

 

Тема № 34

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...