Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы предварительного расследования. Общие черты




В современном уголовном процессе России (ч.1 ст.150 УПК РФ)

предусмотрены две формы предварительного расследования преступлений –

предварительное следствие и дознание. Они имеют как сходства, так и

различия.

Сходства между этими формами расследования обусловлены наличием общих

условий предварительного расследования, выражающими наиболее существенные

особенности стадии. Условия, являющиеся общими для предварительного

расследования в целом, содержатся в гл.21 и 22 УПК РФ. В ст. 223 УПК РФ

прямо указывается, что дознание, за некоторыми характерными исключительно

для данной формы предварительного расследования изъятиями, производится по

правилам гл. 22 «Предварительное следствие».

Согласно ст. 5 УПК РФ дознание – форма предварительного расследования,

осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство

предварительного следствия необязательно. Дознание – проведение органом

дознания (дознавателем) следственных действий и принятие связанных с ними

процессуальных решений в целях обеспечения всесторонности, полноты и

объективности предварительного расследования, предупреждения, пресечения и

раскрытия преступлений.[4]

Основной же формой предварительного расследования является следствие,

которое обязательно по подавляющему большинству дел.[5] Предварительное

следствие – форма предварительного расследования, осуществляемого

следователем.

Формы предварительного расследования различаются между собой по

категориям тяжести расследуемых преступлений, по органам и должностным

лицам, осуществляющим такую деятельность, по срокам производства по

уголовным делам.

К общим условиям (общим чертам обеих форм предварительного

расследования) следует отнести:

V Условия начала и окончания предварительного расследования: как

предварительное следствие, так и дознание начинаются с момента

возбуждения уголовного дела, о чем следователь или дознаватель выносит

соответствующее постановление, которое должно быть согласовано с

прокурором. Следователь или дознаватель производят по уголовному делу

следственные и иные процессуальные действия в пределах своей

компетенции до тех пор, пока полученные результаты не позволят

констатировать наличие оснований для завершения производства в стадии

предварительного расследования.[6]

V Определение подследственности в соответствии с требованиями ст.151 УПК

РФ.

V Обязательность рассмотрения ходатайств участников уголовного процесса

следователем или дознавателем.

V Как для дознания, так и для следствия обязательно соблюдение

требований, предъявляемых законом к порядку производства следственных

действий. Кроме того, действуют одни и те же правила протоколирования

данных действий.

V В случаях, установленных УПК РФ, следователь и дознаватель привлекают

к участию специалиста, переводчика, понятых.

V Перед следствием и дознанием стоят одни и те же задачи: защита прав и

законных интересов потерпевших, защита личности от незаконного и

необоснованного обвинения, осуждения и ограничения прав и свобод,

раскрытие преступлений, пресечение новых преступлений; на дознавателя

и следователя возложена обязанность осуществления уголовного

преследования от имени государства по делам публичного и частно-

публичного обвинения.

V Предварительное следствие и дознание предназначены для установления

обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу

(ст.73 УПК РФ).

V Следователь и дознаватель обязаны принимать меры попечения о детях,

иждивенцах подозреваемого (обвиняемого) и меры по обеспечению

сохранности его имущества.

V Действия и решения, принятые как следователем, так и дознавателем,

имеют одинаковую юридическую силу.

Общие условия, одинаковые для предварительного следствия и дознания,

направлены на обеспечение единства уголовно-процессуальной формы, создание

гарантий прав лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства,

повышение уровня обеспеченности интересов личности, общества, государства.

Учитывая, что виновность лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении

преступления, независимо от того, проводилось по данному уголовному делу

расследование следователем или лицом, производящим дознание,

устанавливается судом путем рассмотрения дела в судебном заседании, в целях

оптимизации судопроизводства и обеспечения реализации принципа равенства

перед судом объективно существует потребность в установлении таких общих

условий.

 

 

67. Органы предварительного следствия. Их задачи, система, полномочия

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН.[1]. Согласно последним изменениям в Уголовно-процессуальном Кодексе (16.07.08 и ранее) из компетенции прокурора изъяты: — задержание подозреваемого, как мера процессуального принуждения; — избрание меры пресечения; — осуществление уголовного преследования (ст. 21 УПК); — прекращение уголовного дела в связи с примирением (ст. 25 УПК); — прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием (ст. 28); — кроме того внимательно ознакомьтесь с гл. 6 УПК.


К общим условиям предварительного расследования относятся: «формы предварительного расследования; подследственность; место производства предварительного расследования; соединение уголовных дел; выделение уголовного дела; выделение в отдельное производство материалов уголовного дела; начало производства предварительного расследования; производство неотложных следственных действий; окончание предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайства; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования» (гл. 21 УПК). [2]

Общая характеристика дел, подследственных следователям прокуратуры, включает: убийства; изнасилования; похищение человека; контрабанду; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.

Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.[1]

Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления.[1]


На следователей органов налоговой полиции возложено расследование дел об уклонении граждан и организаций от уплаты налогов; о незаконном предпринимательстве и незаконной банковской деятельности и др. преступлений.[1]

.

68. органы дознания. Их задачи и полномочия

Виды: в качестве органов дознания уголовно-процессуальным законодательством (ст. 117 УПК) названы милиция, органы государственной безопасности, начальники исправительно-трудовых учреждений, органы пограничной охраны, главное управление налоговых расследований, таможенные органы, а также ряд других органов и лиц.

Обязанности по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших, в полной мере могут выполняться лишь перечисленными органами и их должностными лицами. Уголовно-процессуальный кодекс установил два порядка дознания в зависимости от того, действуют ли органы дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым оно не обязательно (ст. 118 УПК). По делам, по которым обязательно предварительное следствие, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Дознание этого вида должно быть окончено не позднее десяти суток, а дело передано следователю. После передачи дела орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах. Дознание по делам, по которым следствие не обязательно, производится по тем же правилам, что и предварительное следствие, но за небольшими исключениями.

 

69. Опреративно-розыскная деятельность (ОРД). Понятие, задачи, органы, ее осуществление

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) -- вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов уполномоченных на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. [1]

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

ГЛАВА III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов Федеральной службы безопасности.
3. Федеральных органов налоговой полиции.
4. Федеральных органов государственной охраны.
(п.4 в ред. Федерального закона от 18.07.97 г. №101-ФЗ)
5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1-7 части первой настоящей статьи.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...