Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами.




В данном разделе платежного баланса сосредоточены два счета – 2.1. счет капитала; 2.2. финансовый счет. При этом наибольший интерес представляет финансовый счет, где отражаются прямые инвестиции (за рубеж и во внутреннюю экономику страны), портфельные инвестиции (активы и обязательства), финансовые производные, а также прочие инвестиции (активы и обязательства). Счет завершается определением изменения резервных активов (валюта, монетарное золото и т. д.).

Международные резервы (резервные активы). Если между счетом текущих операций и счетом операций с капиталом и финансовыми инструментами нет равновесия, то в этом случае затрагиваются валютные резервы страны. Когда речь идет о положительном (профицит) или отрицательном (дефицит) сальдо платежного баланса, то в расчет принимается именно характер операций с официальными резервами (приток или отток). Так что в итоге платежный баланс всегда предполагает нулевое сальдо.

В экономическом отношении международные активы страны – это отложенный спрос на реальные ценности «остального мира». В финансовом аспекте – это резерв высоколиквидных платежных средств. Актуальной задачей всегда выступает определение для страны минимального и максимального уровня официальных международных резервов, которые должны соответствовать строгому критерию отбора.

Международные валютные резервы могут поддерживаться и за счет сделок с крупной госсобственностью, внешних займов.

Качество платежного баланса. Платежный баланс отражает степень вовлеченности страны в МХ, привлекательность ее места в мировой торговой системе. Данные платежного баланса используются при оценке экономического потенциала, инвестиционной привлекательности страны. Поэтому важно постоянно анализировать и регулировать состояние платежного баланса страны, влиять на его качество.

Основной проблемой платежного баланса Беларуси является его хронический дефицит, который покрывается за счет наращивания внешней задолженности страны, преимущественно краткосрочного характера. Объектами активного регулирования должны выступать экспорт и импорт, валютно-обменные операции, условия привлечения иностранного капитала, миграция рабочей силы, международные кредитные отношения. При этом главенствующее значение имеет наращивание эффективного экспортного потенциала. Важно сохранять партнерские отношения с МВФ и ВТО.

Международная инвестиционная позиция. Платежный баланс страны рассчитывается лишь в пределах календарного года. Поэтому в международной статистике принято рассчитывать модель «Международная инвестиционная позиция страны» (МИП) на определенную дату, нарастающим итогом, т. е. под воздействием платежных балансов страны за длительный период времени.

МИП определяется как соотношение активов (инвестиции страны за границей плюс резервные активы) и обязательств (иностранный капитал, внешняя задолженность, резервная функция национальной валюты). В зависимости от знака этой разницы страну называют либо «чистым кредитором», либо «чистым должником».

На мировой арене современная Беларусь выступает как чистый должник, который ухудшает свою международную инвестиционную позицию.

 

 

12.4 Национальная экономика Беларуси в системе
региональной интеграции. Таможенный союз

 

От интеграции к глобализации. Объективной основой для становления мировой экономики выступило международное разделение труда (МРТ), имеющее свои объективные предпосылки и законы развития. МРТ закономерно усилило не только специализацию национальных экономик, но и породило разнообразные формы производственной кооперации, процесс экономической интеграции, как в региональном, так и мировом масштабе.

В качестве новой ступени интернационализации мирохозяйственных связей сегодня принято рассматривать глобализацию.

Глобализация есть расширение взаимосвязей национальных экономик, усиление взаимозависимости подавляющего большинства стран мира, что сопровождается выработкой общих правил регулирования экономических отношений, повышением степени открытости национальных экономик.

Глобализация означает достижения своеобразного единомыслия в оценке возможностей рыночной экономики, что сопровождается либерализацией международных экономических отношений. При этом рыночная экономика превращается в идеологию новой эпохи. Появление принципиально новых продуктов сопровождается возвышением потребностей в мировом масштабе.

Глобализация означает выработку единых стандартов на финансовую и бухгалтерскую деятельность, на технологию и экологию, на статистику и информационные технологии. Через деятельность МВФ, Всемирного банка и других организаций закрепляются критерии оценки макроэкономической политики государства, включая налоги, занятость населения, кредитную сферу.

Активными субъектами процесса глобализации выступают не только ведущие страны мира, мировые центры, региональные формирования, международные организации, но и транснациональные корпорации. Ставится вопрос о свободном доступе извне к национальным ресурсам.

Особой формой глобализации мирохозяйственных связей выступает региональная экономическая интеграция.

Региональная экономическая интеграция. Основная специфика здесь состоит в том, что региональная интеграция (объединение) одновременно сопровождается обособлением в определенных пределах некоторой части мирового хозяйства. Так, разработка согласованной экономической политики соседних государств, развитие кооперации хозяйствующих субъектов, взаимное проникновение и дополнение национальных процессов воспроизводства одновременно сопровождается выработкой внешней политики по отношению к третьим странам.

Региональная интеграция имеет свою логику развития. В качестве стадий развития региональной интеграции следует выделить:

1) межгосударственные соглашения по поводу льгот и преференций по широкому перечню торговых операций (подготовительный этап);

2) зону свободной торговли, когда ликвидируются торговые барьеры между странами-участниками, но внутри зоны контролируется перемещение товаров, происходящих из третьих стран. При этом участники зоны свободной торговли сохраняют независимость в выборе торговой политики по отношению к другим странам;

3) таможенный союз, когда по внешнему периметру государственных границ формируется общая таможенная граница, в отношении третьих стран вводятся единые таможенные пошлины и общий таможенный режим. Формируются наднациональные органы таможенного управления, а также система сбора и распределения таможенных пошлин. Возможно создание общего бюджета Таможенного союза, который используется для обеспечения общего таможенного режима;

4) общий рынок (экономическое сообщество), когда внутри сообщества обеспечивается свобода перемещения не только товара, но и факторов производства (капитал, рабочая сила); формируется общая внешняя торговая политика, унифицируются процессы структурной перестройки национальных экономик. При этом каждая страна самостоятельно проводит внутреннюю экономическую политику;

5) экономический союз (единый хозяйственный механизм, бюджет союза), что предполагает координацию (унификацию) внутренней политики, проведение совместной внешней экономической политики; формируется не только единое экономическое (налоги, финансы, кредит, защита прав собственности, ценные бумаги), но и социальное пространство (единые гарантии). Ускоряется выравнивание уровней экономического развития стран, входящих в интеграционный союз. Складывается система наднациональных органов власти (денежной, бюджетной, судебной, исполнительной, законодательной);

6) экономический и валютный союз, что предполагает наличие единой валюты, единого эмиссионного центра, усиление межбюджетных отношений, нарастание политической интеграции.

Беларусь и региональная интеграция. Надо признать, что для белорусской экономики региональная интеграция приобрела исключительно восточное направление. После распада всесоюзного хозяйственного комплекса (1991г.) все варианты региональной интеграции с «осколками СССР» неизбежно были направлены на минимизацию издержек состоявшегося дезинтеграционного процесса. С учетом набора участников такая региональная интеграция приобрела восстановительный характер.

1) Содружество Независимых Государств (декабрь, 1991 г.) выступает как международная организация. В своем Уставе (1993 г.) предполагает проведение согласованной экономической политики по всем основным направлениям. Вместе с тем отсутствие механизма реализации принимаемых решений, стремление опередить саму логику развития, а также внутренние политические противоречия (включая и военные конфликты) превратили данную организацию в некий «Клуб президентов», или в антимодель ЕС.

Статистика внешнего товарооборота свидетельствует о том, что в СНГ преобладают центробежные тенденции. Сырьевой характер экспорта России, ориентация ВЭД на дальнее зарубежье, технологическая отсталость, сокращение наукоемкого производства, а также дефолты и девальвации не позволяют данной стране выступить мощной интеграционной силой.

2) Таможенный союз (январь, 1995 г.) – Россия, Беларусь, Казахстан (1996 г. – Киргизия; 1999 г. – Таджикистан), участники которого декларировали отмену тарифных ограничений, снятие постов на внутренних границах. Развития не получил. В конце 2000 г. Таможенный союз-1995 был преобразован в Евроазиатсткое экономическое сообщество

3) Евроазиатское экономическое сообщество. (ЕврАзЭС; 2000 г.; наблюдатели ‑ Украина, Молдова, Армения; Узбекистан – член с 2005 г.). Считается, что впервые станы СНГ сумели создать механизм принятия решений по обсуждаемым экономическим вопросам. Было достигнуто соглашение о сотрудничестве на рынке ценных бумаг (2004 г.), о создании Международного банка ЕврАзЭС (2005 г.).

4) Единое экономическое пространство (сентябрь, 2003 г.; с участием Беларуси, России, Украины и Казахстана). В 2004 году для разработки был определен пакет документов, который регулировал бы введение единых правил лицензирования экспортных и импортных товаров, транзита через территорию ЕЭП, единые принципы предоставления сельскохозяйственных и промышленных субсидий, условия свободного движения капитала. В дальнейшем такие намерения, за исключением взимания НДС по принципу страны назначения, не были реализованы в силу ряда причин.

5) Таможенный союз – 2006. В 2006 г. было принято решение ускорить развитие правовой базы Таможенного союза ЕврАзЕС, но только с участием «тройки» Таможенного союза -1995 (Беларусь, Россия, Казахстан). Предполагалось, что в дальнейшем остальные члены ЕврАзЕС будут иметь возможность присоединиться к апробированному таможенному механизму. В настоящее время получает активное развитие.

6) Союзное государство Беларусь и Россия. В апреле 1996 г. Беларусь и Россия, в рамках намеченного Таможенного союза (1995) и СНГ (1991), заключили межгосударственное Соглашение о Сообществе двух государств. В апреле 1997 г. было достигнуто соглашение о Союзе Беларусь и Россия.

В декабре 1999 г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства Беларусь и Россия. Данный документ предполагал:

а) формирование специального бюджета; постепенный переход к единой налоговой политике вплоть до принятия единого Налогового кодекса;

б) формирование общего рынка ценных бумаг;

в) унификация торговых режимов в отношении третьих стран;

г) введение единой денежной единицы (валюты) при наличии единого эмиссионного центра;

д) принятие Конституционного договора.

По истечении времени многие положения не реализованы, или утратили актуальность.

Сотрудничество Беларуси с объединенной Европой. Примерно 40% белорусского экспорта приходится на страны ЕС. «Евро» включена в валютную корзину, на основе которой регулируется обменный курс белорусского рубля. С разной степенью интенсивности белорусские экспортеры пользуются льготами и преференциями ЕС. Республика Беларусь принимает участие в реализации ряда программ сотрудничества ЕС с восточными партнерами.

Вступление Беларуси в ЕС. Постановка такой стратегической задачи на среднесрочную перспективу (5–10 лет) получает положительное отражение в национальном сознании. Можно прогнозировать, что подобные предпочтения должны усиливаться на фоне стабильного социально-экономического развития ближайших соседей Беларуси – Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, которые относительно недавно стали полноправными членами Европейского союза.

На первом этапе вполне резонно ожидать развития торгово- экономического и гуманитарного партнерства Беларуси в первую очередь с ближайшими соседями (Литва, Польша, Латвия). Снятие ряда ограничений и санкций должно дополняться выполнением встречных пакета, с ориентацией на предоставление Беларуси режима наибольшего благоприятствования.

На втором этапе важно обеспечить стратегическое партнерство крупнейших производителей с европейскими транснациональными корпорациями, включая и участие последних в модернизации белорусских предприятий, а также выполнение стандартных требований по реформированию белорусской экономики. Важно обеспечить максимальное соответствие экономического, политического порядка институциональным нормам ЕС.

На третьем этапе должна состояться подача заявки на вступление страны в ЕС при достижении полного соответствия стандартных требований ЕС, включая финансовую, денежно-кредитную и таможенную сферы.

Сотрудничество с международными организациями. Международные организации оказывают стабилизирующее воздействие на состояние мирового экономического порядка. Обычно каждая международная организация специализируется на регулировании особого направления в системе торгово-экономических отношений.

Регулируя внешнюю экономическую деятельность, белорусское государство активно сотрудничает с различными международными (межправительственными и неправительственными; глобальными и региональными организациями). Отметим сотрудничество Республики Беларусь с МВФ (структура ООН, 1944 г.), Всемирным банком и его организациями (МБРР; МФК), институтами ЕС, включая ЕБРР и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...