Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи. 8 глава




материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного

Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету

Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные

кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

Вопрос 62

Требования, установленные законом к кандидатам на должность судьи,

можно подразделить на несколько групп:

1) требования к гражданству кандидата;

2) требования к достижению кандидатом определенного возраста;

3) наличие у кандидата высшего юридического образования;

4) наличие у кандидата определенного стажа работы по юридической

профессии;

5) отсутствие у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на

должность судьи;

6) дополнительные требования, установленные законодательством.

Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи установлены

ст. 119 Конституции РФ, где сказано, что судьями могут быть граждане России,

достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж

работы по юридической профессии не менее пяти лет, иные же требования к

кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами. В

развитие данной конституционной нормы ст. 4 Закона «О статусе судей в РФ»

определяет, что судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее

юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к

кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными

конституционными законами, а также федеральными законами. Данные

требования конкретизируются применительно к кандидатам на должности судей в

зависимости от положения соответствующего суда в судебной системе РФ:

- судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший

возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15

лет;

- судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ может

быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по

юридической профессии не менее 10 лет;

- судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда

города федерального значения, суда автономной области, суда автономного

округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда

округа, арбитражного апелляционного суда1 может быть гражданин, достигший

возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее

семи лет;

- судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного)

суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также

мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий__ стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

При этом в стаж работы по юридической профессии включается время

работы на требующих юридического образования государственных должностях в

органах государственной власти и местного самоуправления, в органах Судебного

департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций

независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-

исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях,

время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях

среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского

профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и

нотариуса.

Федеральным законом могут быть установлены дополнительные

требования к кандидатам в судьи судов РФ. Так, Закон «О Конституционном

Суде РФ» в ст. 8 помимо требований к гражданству, наличию высшего

юридического образования, возраста и стажа работы устанавливает

дополнительные требования к кандидатам на должность судьи Конституционного

Суда РФ – у кандидата должна быть безупречная репутация и он должен обладать

признанной высокой квалификацией в области права.

Ст. 27 Закона «О военных судах РФ» устанавливает дополнительные

требования к кандидатам на должность судьи военного суда: кандидат не должен

совершить порочащих его поступков, должен иметь офицерское звание и

заключить контракт о прохождении военной службы.

Дополнительные требования к кандидатам на должности судей

конституционных (уставных) судов субъектов РФ могут устанавливаться также

законами субъектов РФ.

Несмотря на то, что в ст. 4 закона «О статусе судей в РФ» не указаны

требования к состоянию здоровья кандидатов на должность судьи, из содержания

ст. 4_1 данного Закона можно сделать вывод, что общим для всех кандидатов в

судьи является требование об отсутствии у них заболеваний, препятствующих

назначению на должность судьи. Указанная статья с целью обеспечения

соблюдения данного требования предусматривает обязательное проведение

предварительного медицинского освидетельствования кандидатов на должность

судьи.__

 

Вопрос 63

Ст. 5 Закона «О статусе судей в РФ» определяет порядок отбора

кандидатов на должность судьи.

Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе. Председатель

суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в

соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10

дней после открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей не позднее чем

через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об

открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и

места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и

места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, отвечающий требованиям установленным законом к

кандидатам на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на

должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную

комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной

комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей

субъекта РФ, которая утверждает персональный состав экзаменационной

комиссии. Положение об экзаменационных комиссиях по приему

квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное Постановлением

Высшей квалификационной коллеги судей РФ от 15 мая 2002 г. регулирует

порядок образования таких комиссий и организацию их работы, а также порядок

проведения квалификационных экзаменов на должность судьи.

Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих

квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных

судей. В состав этих комиссий могут входить ученые-правоведы и преподаватели

юридических дисциплин. Экзамен проводится по экзаменационным билетам,

каждый из которых содержит 3 вопроса по различным отраслям права и 2 задачи

из судебной практики. По решению экзаменационной комиссии экзамен может

быть дополнен письменным заданием по подготовке проекта процессуального

документа. На подготовку к ответам по вопросам билета, включая решение задач

и составление процессуальных документов, отводится не менее двух часов. Во

время экзамена кандидат вправе пользоваться сборниками нормативных правовых

актов и справочными материалами. Оценки, выставленные по каждому вопросу

билета и по письменному заданию, а также по результатам экзамена, отражаются

в протоколе заседания экзаменационной комиссии, к которому приобщается

письменная работа претендента. По итогам экзамена принимается решение о

сдаче или несдаче квалификационного экзамена на должность судьи суда

соответствующего вида и уровня. Лицу, сдавшему квалификационный экзамен,

выдается удостоверение об этом, а также выписка из протокола заседания

экзаменационной комиссии с оценками.

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех

лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в

течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

Порядок наделения судей полномочиями установлен ст. 128

Конституции РФ, ст. 6 Закона «О статусе судей в РФ», ст. 9 Закона «О

Конституционном Суде РФ». При этом назначение кандидатов на должности

судей производится только при наличии положительного заключения

соответствующей квалификационной коллегии судей.

Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, вправе обратиться в

соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о

рекомендации его на вакантную должность судьи. Квалификационная коллегия

судей организует проверку достоверности документов и сведений,

представленных претендентами на должность судьи. По результатам

рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов

проверки достоверности представленных ими документов и сведений, и с учетом

результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей

принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не

соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым

законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из

этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность

судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте

приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи. Решение

квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в судебном порядке.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина

на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который

в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке

представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае

несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для

повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при

повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями

голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель

суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на

должность судьи.__

 

Вопрос 64

Порядок наделения полномочиями мировых судей устанавливается ст. 6

Закона «О мировых судьях РФ» и законами соответствующих субъектов РФ.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным

(представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо

избираются на должность населением соответствующего судебного участка в

порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Порядок назначения на должность председателей, заместителей

председателей и других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ

устанавливается законами субъектов РФ.

Ст. 6_1 Закона «О статусе судей РФ» и ст. 23 Закона «О Конституционном

Суде РФ», установлены особые правила наделения полномочиями и прекращения

полномочий председателей и заместителей председателей судов.

Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель избираются

на пленарном заседании из числа судей этого суда тайным голосованием

большинством от общего числа судей Конституционного Суда РФ сроком на три

года.

Председатель Верховного Суда РФ и Председатель Высшего

Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации

Федерального Собрания РФ сроком на шесть лет по представлению Президента

РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной

коллегии судей РФ. Их заместители назначаются в том же порядке, только

представление Президента РФ об их назначении должно быть основано на

представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя

Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей других арбитражных судов,

судов общей юрисдикции областного звена и военных судов назначаются на

должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению

соответственно Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего

Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей

квалификационной коллегии судей РФ.

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются

на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению

Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения

соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов РФ.__

 

Вопрос 65

§3. Гарантии независимости судей

Под гарантиями независимости судей следует понимать меры правового,

организационного и материального характера, призванные обеспечивать

независимое положение судей при осуществлении ими правосудия.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты,

материального и социального обеспечения, предусмотрены Законом «О статусе

судей в РФ». Они распространяются на всех судей в Российской Федерации и не

могут быть отменены или снижены иными нормативными актами.

К гарантиям независимости судей относятся:

1. Установленная законом процедура осуществления правосудия, в т.ч.

запрет под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в

деятельность по осуществлению правосудия.

Ст. 1 Закона «О статусе судей в РФ» устанавливает, что требования и

распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех

без исключения государственных и муниципальных органов, их должностных

лиц, общественных объединений, других юридических и физических лиц.

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления

правосудия, предоставляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение

требований и распоряжений судей влечет установленную законом

ответственность.

Согласно ст. 10 Закона «О статусе судей в РФ» всякое вмешательство в

деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья

не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или

находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для

ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным

законом.

Судебное разбирательство происходит в условиях, обеспечивающих

надлежащий порядок в судебном заседании и безопасность участников процесса.

Участники процесса и все присутствующие в зале судебного заседания граждане

обязаны соблюдать установленный порядок в судебном заседании. Порядок

судебного разбирательства обеспечивается судебными приставами. Распоряжения

председательствующего судьи и требования судебного пристава по обеспечению

порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале

судебного заседания. При нарушении порядка в судебном заседании,

неподчинении распоряжениям председательствующего или судебного пристава

лицо, присутствующее в зале судебного заседания, предупреждается о

недопустимости такого поведения, в случае неподчинения удаляется из зала

судебного заседания, на него судом может быть наложено денежное взыскание

(штраф). В случае, если в действиях лица, нарушающего порядок в судебном

заседании, имеются признаки преступления, судья направляет соответствующие

материалы прокурору для возбуждения уголовного дела в отношении нарушителя

(ст. 258 УПК РФ, ст. 159 ГПК РФ, ст. 154 АПК РФ).

Процессуальное законодательство запрещает вышестоящим судебным

инстанциям давать такие указания нижестоящим инстанциям, которые

противоречат самостоятельности суда и независимости судей при осуществлении

правосудия. Так, ч. ст. 386 УПК РФ устанавливает, что при отмене приговора и

направлении уголовного дела на новое судебное рассмотрение суд кассационной

инстанции не вправе предрешать вопросы:

1) о доказанности или недоказанности обвинения;

2) о достоверности или недостоверности того или иного доказательства;

3) о преимуществах одних доказательств перед другими;

4) о мере наказания.

Согласно ч. 2 ст. 369 ГПК РФ суд кассационной инстанции в случае

отмены решения суда первой инстанции и передачи дела на новое рассмотрение

не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или

иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, а

также о том, какое решение суда должно быть принято при новом рассмотрении

дела.

Кроме того независимость судей призвано обеспечивать правило о

принятии судебного решения в совещательной комнате и соблюдение тайны

совещания судей. Во время постановления решения в совещательной комнате

могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу.

Запрещается доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения

с лицами, входящими в состав суда. По окончании рабочего времени, а также в

течение рабочего дня судьи вправе сделать перерыв для отдыха с выходом из

совещательной комнаты. Судьи не вправе разглашать сведения о содержании

обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей,

входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей

(ст. 298 УПК РФ, ст. 194 ГПК РФ, ст. 167 АПК РФ). Нарушение тайны совещания

судей признается процессуальным законодательством безусловным основанием к

отмене судебного решения.

2. Несменяемость судей. Судья не может быть переведен, назначен или

избран на другую должность или в другой суд без его согласия. В случае

упразднения или реорганизации суда судья может быть с его согласия переведен в

другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей

сохраняется заработная плата. Судьям, переведенным в другую местность,

расходы по их переезду и переезду членов их семей возмещаются в полном

объеме. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на

общих основаниях.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в

порядке, установленном законом и только по решению соответствующей

квалификационной коллегии судей.

3. Независимость судьи обеспечивается также его правом на отставку.

Отставкой судьи по смыслу Закона «О статусе судей в РФ» признается почетный

уход или почетное удаление судьи с должности. Уход – это добровольный уход в

отставку по инициативе судьи. Каждый судья имеет право на отставку по

собственному желанию независимо от возраста. Удаление – это вынужденная

отставка судьи в случае достижения им предельного срока полномочий,

неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам

осуществлять полномочия судьи. За лицом, пребывающим в отставке,

сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и

принадлежность к судейскому сообществу.

Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное

пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за

каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной

заработной платы по оставляемой должности.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности

судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях

или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере

восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей

должности судьи. В случае если стаж работы у судьи превышает 20 лет, то размер

пожизненного содержания увеличивается на 1 процент за каждый год стажа

свыше 20 лет, но пожизненное содержание не должно превышать 85 процентов

заработной платы занимающего соответствующую должность работающего

судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности

судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер

ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально

количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает

требования, предусмотренные Законом «О статусе судей в РФ», сохраняет

гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и

тем самым умаляющих авторитет судебной власти. Квалификационная коллегия

судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в

отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым

к судьям указанным Законом, прекращает отставку судьи. Отставка судьи

прекращается также в случае повторного назначения (избрания) его на должность

судьи.

4. Одной из центральных гарантий независимости судей является их

неприкосновенность. Неприкосновенность судьи включает в себя

неприкосновенность его личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и

служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных

средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну

переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых,

телеграфных и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Неприкосновенность судьи предполагает также и установленный законом

иммунитет от ответственности. Судья, в том числе по истечении срока его

полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за

выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом

решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет

установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении

заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. При этом

привлечение судьи к ответственности в указанных случаях принимается в особом,

усложненном порядке.

Так, решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении

судей либо о привлечении судьи в качестве обвиняемого по другому уголовному

делу принимается: в отношении судей Конституционного Суда РФ, Верховного

Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других арбитражных судов, судов

общей юрисдикции областного звена, в т.ч. окружного (флотского) военного суда,

- Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в

составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков

преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ (в

отношении судей Конституционного Суда РФ – с согласия Конституционного

Суда РФ); в отношении других судей – Генеральным прокурором РФ на

основании заключения судебной коллегии в составе трех судей суда областного

звена о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия

квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации

преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается

только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении

уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве

обвиняемого по уголовному делу.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной

ответственности принимается: в отношении судьи Конституционного Суда РФ,

Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, другого арбитражного

суда, суда общей юрисдикции областного звена, в т.ч. окружного (флотского)

военного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по

представлению Генерального прокурора РФ; в отношении судьи иного суда -

судебной коллегией в составе трех судей суда областного звена по представлению

Генерального прокурора РФ.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по

иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный

орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания,

после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев,

предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности

других лиц.

Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения

заключения под стражу принимается: в отношении судей Конституционного

Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других

арбитражных судов, судов общей юрисдикции областного звена, в т.ч. окружного

(флотского) военного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного

Суда РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ; в отношении судьи иного

суда - судебной коллегией в составе трех судей соответствующего суда

областного звена по ходатайству Генерального прокурора РФ. Причем

заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно

Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии

судей по представлению Генерального прокурора РФ.

Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий,

а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено

уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному

делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его

неприкосновенности допускается не иначе как на основании решения,

принимаемого: в отношении судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда

РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других арбитражных судов, судов общей

юрисдикции областного звена, в т.ч. окружного (флотского) военного суда -

судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ; в отношении

судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей областного, краевого

суда.

При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении

судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о

привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в

отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий соответствующий суд

либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных

мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при

осуществлении им своих полномочий, отказывают в даче согласия на

производство указанных мероприятий или действий.

Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до

начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ.

За совершение дисциплинарного проступка, связанного с нарушением

норм Закона «О статусе судей в РФ», положений Кодекса чести судьи РФ на

судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения

или досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью

дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к

компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении

полномочий этого судьи на момент принятия решения, а в отношении судей

Конституционного суда РФ – этим судом.

5. Следующей гарантией независимости судьи является деятельность

органов судейского сообщества, которые создаются и действуют для выражения

интересов судей как носителей судебной власти (ч. 1 ст. 3 Федерального закона

«Об органах судейского сообщества» от 14 марта 2002 г. №30-ФЗ). Органами

судейского сообщества в России являются: Всероссийский съезд судей;

конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов

Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия

судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов Федерации. Подробнее

вопросы организации и деятельности этих органов рассмотрены в пятом

параграфе данной главы.

6. Предоставление судье за счет государства материального и

социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, также

выступает важной гарантией независимости и беспристрастности судей.

В ходе судебной реформы был существенно повышен уровень

материального и социального обеспечения судей. Эти вопросы регулируются ст.

19 и 20 Закона «О статусе судей в РФ» и Федеральным законом

«О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата

судов РФ».

Заработная плата судей (денежное содержание судей военных судов)

состоит из должностного оклада (а для военных судей – также оклада по

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...