Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суд как орган судебной власти.




Предмет курса «Суд и правоохранительные органы». Система курса.

Поо-учебная дисциплина напр.на изучение совокуп.юр.знанийоб органах осущ.ПОД.это систематическая дисциплина т.к.в ее основу не положена отдельная отрасль права.а изучаются нормы различ.отраслей права регулирующ.порядок организационной д-ости поо.Под предметом понимается круг вопросов,изучаемых в рамках этой учебной дисциплины,определяющих ее основное содержание.В курсе (дисциплине) ПОО РФ освящается устройство органов суда, юстиции и иных правоохранительных органов РФ. Предмет изучения курса следует различать в широком и узком смысле. В первом – как изучение истории и современного устройства,организации,структурного построения и основ д-ости поо и их системы на терртирории РФ,как изучение НПА о поо и соответсвующего понятийного аппарата,как изучение ор-ции службы в поо и кадрового опеспечения правоохранительной д-ости В узком смысле нормы ряда отраслей права устанавливающие устройство правоохранительных органов. Систему курса составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, изучаемых в определённой последовательности: 1) предмет, система и законодательные источники курса. 2) Правоохранительные органы РФ (общая характеристика). 3) Понятие судебной власти, правосудия. 4) Организация отдельных звеньев судебной системы.(районного, областного, верховного и военного) 5)Организация конституционного суда РФ 6) Организация арбитражных судов РФ. 7) Министерство юстиций РФ. 8) прокуратура РФ. 9) органы следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности. 10) МВД и ФСБ РФ. 11) Органы налоговой полиции и таможенной службы. 12) адвокатура РФ и другие общественные поо

 

Место курса в системе дисциплин.

Место курса поо определяется прежде всего тем, что эта дисциплина юридическая, она изучает право и связана с другими правовыми науками и дисциплинами. Дисциплина ПОО связана с общей ТГиП. Последняя является теоритической базой всех правовых наук. Значение курса поо для изучения других юридических дисциплин определяется её вводным характером, позволяющим предварить освоение прочих предметов юриспруденции. Особенно важны взаимосвязь и значение данной дисциплины с курсами гражданского процесса, уголовного процесса и прокурорского надзора, поскольку дисциплина поо подводит к изучению указанных дисциплин. Курс поо связан с дисциплиной «Административное право», особенно в вопросах организационного обеспечения судов и деятельности МВД.ПОО широко применяют в своей деятельности уголовное,гражданское,земельное,а так же ряд других отрослей права,содержащие ин-цию о признаках преступлений и правонарушений о видах наказания.Уч.курс так же связан с такими дисциплинами как криминалистика,криминология которые содержат ин-цию о преступности,ее кач-ных и количественных х-тиках,тактике и методике борьбы с преступностью.Учебный курс ПОО РФ опирается на обширную теоритическую и нормативную базу,которая дает возможность последовательно и логично изложить общую и особенную части в их единстве и взаимосвязи.

 

Правоохранительная система, её звенья.

Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в определенном, установленном законом порядке, путем применения юридических мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение правопорядка. Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие, обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение Преступлений и иных правонарушений. Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К ним примыкают нотариат и адвокатура. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1.Органов внутренних дел РФ.2.Органов федеральной службы безопасности.3. Федеральных органов налоговой полиции.4. Федеральных органов государственной охраны.5.Органов пограничной службы Российской Федерации.6.Таможенных органов Российской Федерации.7.Службы внешней разведки Российской Федерации.8. Министерства юстиции Российской Федерации.

 

Основные источники курса.

Основные источники курса – законодательные источники. Это нормативные акты, в которых содержаться нормы конституционного, административного, процессуального и других отраслей права, регулирующие построение суда, прокуратуры, адвокатуры и иных правоохранительных органов и организаций. Все нормативные акты, содержащие обязательные правила поведения, подразделяются на законы и подзаконные акты, последние издаются государственными органами на основе и в соответствии с законами. Законы: первая группа н.а. – конституция рф, конституции республик в её составе, а так же уставы других субъектов рф; вторая группа н.а.- законы, принятые в рамках текущего законодательства законодательными органами РФ, республик в её составе и других субъектов РФ. Подзаконные акты: третья группа – указы президента РФ и президентов республик в составе РФ; четвёртая группа – постановления и распоряжения Правительства РФ, издаваемы им на основе конституции РФ, федеральных законов, указов президента; пятая группа – ведомственные акты руководителей систем поо. Например указы ген. Прокурора РФ; шестая группа- международные акты, пакты, декларации, договоры РФ с другими государствами.КРФ закрепляет основополагающие общественные и экономические отношения,является ключевым элементом правовой основы на которой строится законодательство о ПОО,создает предпосылки к принятию законов охватывающих весь комплекс мер по образованию,реформированию и упразднению поо.в соотв.с КРФ признаются и гарантируются права человека и гражданина.н аоснове конституционных положений разработаны,приняты Фед.собр.РФ и вступили в действие ФКЗ,ФЗ,указы Президента и постановления правительства.(см.схему в лекциях)

 

Суд как орган судебной власти.

Понятие "суд" имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела. Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московский областной суд, военный суд Одинцовского гарнизона).Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово "суд" - суды офицерской чести, товарищеские суды и т. д. - не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и Закон "О судебной системе РФ" предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи. Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их. 1.Суд — это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебнаявласть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды (статьи 125 – констит. 126 – общ. Юрисдикц. 127 – арбитраж). Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе (Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации") говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи. 2.Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. 3.Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...