Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античная художественная культура

1. Античная культура Средиземноморья - величайшее творение человечества. Она развивалась со II тысячелетия до н. э. до первых веков н.э. Античная культура заявила о себе общечеловеческой значимостью художественного творчества. Античность - это период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. Понятие «античность» возникло в эпоху Возрождения (от лат. «древний») и стало синонимом классической древности, отделяющей греко-римскую культуру от культуры Древнего Востока. Античная культура, в отличие от культуры Древнего Востока, развивалась очень быстро.

2. Древнегреческая культура развивалась на Балканском полуострове, островах Эгейского моря, на побережье Малой Азии. Она не представляла собой единого географического пространства. Различие в культуре городов-полисов проявлялись в языковых диалектах, собственных календарях, монетах, почитаемых богах и героях. Но античная культура обладала и определенной целостностью. Это выражалось в едином мировосприятии, в особенностях всей античной культуры, в объединении против общего врага.

3. Древнегреческие мифы вошли в культуру всех европейских народов. В отличие от Египта, религиозные обряды в Греции были просты. Здесь было мало жрецов, а функции идеологов взяли на себя народные сказители.

4. Греческие боги были лишены таинственности, а их нравы похожи на человеческие. Главным богом был громовержец Зевс. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя.

5. Мировосприятие античного человека было космогоничным. Космос противостоял Хаосу красотой, совершенством и упорядоченностью. Красота заключалась в природе, поэтому художники должны были подражать ей. Красота выражалась в соразмерности, органичности, гармонии. Наивысшим выражением гармонии была мера. По словам Демокрита, «прекрасное есть надлежащая мера во всем».

6. Античная культура была антропоцентрична. «Человек есть центр всей Вселенной и мера всех вещей» (Протагор). Сопоставление макрокосма — Вселенной и микрокосма — человека предполагало гармонию существования. Поэтому для древнегреческой культуры был свойственен поиск идеала человеческого тела и души. Тело человека изучалось, выявились идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. Идеал, к которому должен был стремиться каждый грек, — калокагатия, соединение красоты тела и нравственного совершенства. Достичь идеала можно было упражнениями, образованием, воспитанием. Все это определяло пластический, «телесный» характер античной культуры. Культ тела повлиял на совершенно особое отношение к наготе, а само тело стало мерилом всех форм античной культуры.

7. Одним из главных для гражданина античного полиса был идеал полисного общежития с его нормами героизма, гражданской солидарности, гармоничности развития, подчинение личности общественному долгу.

8. Античной культуре была свойственна состязательность. Агонизм (агон – «состязание») характеризовал все сферы жизни свободного грека-гражданина полиса. Это выражалось в различных состязаниях (поэтических, музыкальных, состязаниях философов и т. п.) или играх, посвященных богам. Самыми значительными из них были Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э., а также Пифийские игры — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах. Состязательный характер античной культуры проявлялся в ее праздничности и зрелищности.

9. В литературе гомеровского периода ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы «Илиада» и «Одиссея» Гомера. В литературе периода архаики лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру характерно для поэтессы Сафо. В качестве особого жанра оформляется басня, которую связывают с именем полулегендарного Эзопа. В нашу речь вошло понятие «эзопов язык», которое означает завуалированное высказывание.

10. Наивысшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (5-4 вв. до н. э.). Он связан с именами Перикла (правитель Афин), Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита (философы), Эсхила, Софокла, Эврипида (авторы трагедий), Аристофана (создатель комедии).

11. Достижение классической литературы — создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в 5 веке до н. э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч. «очищение»).

Софокл в трагедиях "Царь Эдип" и "Антигона" раскрывал конфликт между личностью и неумолимой судьбой — роком, господствующей в природе и обществе. Человек, раздираемый страстями, вступающий в противоборство с внешним миром, появляется в трагедии «Медея» Эврипида, которого называли «философом на сцене».

Комедия возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Наивысшего развития жанр комедии получил у Аристофана. В комедии «Мир» Аристофан дал острую сатиру на войну, в «Осах» высмеял судопроизводство и страсть афинян к судебным процессам.

12. В архитектуре Древней Греции сложились архитектурные ордера: дорический и ионический, утвердился синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшались рельефами, внутри ставились статуи богов. Самый знаменитый храмовый комплекс Древней Греции — Афинский Акрополь. Он строился в 5 веке до н. э. под руководством скульптора Фидия. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом наивысшего расцвета Афин. Он включал ряд сооружений: Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), главный храм Афин — Парфенон (посвящен Афине Деве). В скульптурных украшениях Парфенона получила отражение мифология древних греков. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.

13. Славу греческой скульптуры классического периода составили Мирон, Фидий, Поликлет и Пракситель. Мирон в знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела. Фидий, скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций. Он создал одно из чудес света древностистатую Завса в Олимпии. Поликлет создал строгий канон для воплощения образа совершенного человека («Дорифор»). В ту эпоху культивировался образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах. Лишь в 4 веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню («Афродита Книдская») обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе.

14. Древнегреческая живопись до нас не дошла, но о ее достижениях можно отчасти судить по росписям керамических ваз, которые представляют декоративно-прикладное искусство Древней Греции.Древнегреческая вазопись выполнялась в двух основных техниках: чернофигурной и краснофигурной.

15. Особый этап в развитии древнегреческой культуры – эллинизм - эпоха распространения греческой культуры на всей территории империи Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур создало единую эллинистическую культуру, развивавшуюся и после распада империи на ряд государств: Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство, остров Родос и др. Город Александрия, основанный Александром Македонским в Северном Египте, стал центром научной и духовной жизни Средиземноморья. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, содержала около миллиона папирусных свитков. Библиотека входила в состав Мусейона (греч. «храм муз») - совокупности научных и учебных учреждений, одного из главных центров науки и культуры древности. Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры.

В период эллинизма были созданы два величайших шедевра древнегреческой скульптуры «Ника Самофракийская» и «Афродита Милосская».

 

ВЫВОД: Древние греки — народ эстетически высоко развитый. Чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности всегда присутствовало в их культуре. Греки умели красиво, со вкусом работать, жить и творить. Они это делали скромно и изысканно, без излишеств восточной роскоши.

 

Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода еще называют эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Ее центром являлся остров Крит, а несколько позже — город Микены на Балканском полуострове.

Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что говорит о светском характере критской культуры. В критской культуре не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй богов и обожествленных правителей. Их изобразительное искусство служило преимущественно украшению жилищ и различных предметов домашнего обихода.

Легендарный дворец в Кноссе на о. Крит, прозванный греками «Лабиринтом», стал прообразом многочисленных сказаний и мифов. Кносский дворец строился более полувека. Огромный комплекс дворца занимал территорию около 16 тыс. кв. м. Центром был главный двор, он связывал многочисленные помещения дворца и служил для них световым колодцем.

Рядом с критской культурой существовала близкая ей по духу микенская культура. Микены, расположенные на территории материковой Греции, в 17-13 вв. до н. э. превратились в крупный культурный центр. Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м и толщиной 6 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв. м. У городских ворот располагался обширный некрополь с огромными купольными гробницами. Микенский архитектурный стиль отличался монументальностью, его назвали «циклопическим» из-за особой каменной кладки.

Помимо Микен крупным очагом культуры в III-II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город находился на северо-западном побережье Малой Азии. В середине XIX века некоторые ученые высказывали сомнения в существовании Трои. Лишь раскопки немецкого археолога Генриха Шлимана в 70-х годах XIX века доказали ее существование.

 

В литературе гомеровского периода ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, созданные в VIII в. до н. э.

В период архаики зарождаются спортивные и музыкально-поэтические игры, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 года до н. э.; Пифийские игры — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

В литературе периода архаики лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру характерно для Сафо (Сапфо, ок. 610—580 до н. э.). В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (6 в. до н.э.). Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В нашу речь вошло понятие «эзопов язык», которое означает завуалированное высказывание.

В изобразительном искусстве появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.

К 6 веку до н.э. оформляется архитектурные ордера: дорический и ионический. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому ордеру соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В изящном ионическом ордере колонна более декоративна: имеет капитель с завитками-волютами и подставку-базу. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов.

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 года до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 года до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.

Достижение классической литературы — создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в 5 веке до н. э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами.

Эсхил (525—456 до н. э.) ввел в представление второго актера — таким образом возникли диалог и драматическое действие, которые комментировал хор. Постепенно роль хора уменьшалась, а число актеров у Софокла (ок. 496-406 до н. э.) достигло трех. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества. Они раскрывали конфликт между личностью и неумолимой судьбой — безличной силой, господствующей в природе и обществе. Столкновение героя с судьбой, его страдания помогали узнать волю богов и подчиниться ей. Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч- «очищение»). Важнейшие вопросы бытия решаются в трагедиях Софокла "Царь Эдип" и "Антигона". Человек, раздираемый страстями, непредсказуемый, вступающий в противоборство с внешним миром, впервые появляется в трагедии Эврипида «Медея», которого античная критика называла «философом на сцене».

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Наивысшего развития жанр комедии получил у великого Аристофана (ок. 445— ок. 386), который превратил ее в изображение общественных явлений. Аристофан, первый выдающийся комедиограф в европейской литературе, оставил 44 комедии (сохранились 11). Его комедии выражали протест против войны и желание мирной жизни. В комедии «Мир» Аристофан дал острую сатиру на войну, в «Лисистрате» показал, как женщины изобрели средство покончить с войной, в «Осах» высмеял судопроизводство и страсть афинян к судебным процессам.

В период классики скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал красоты и «олимпийского» спокойствия образа. Помимо мрамора широко используется бронза.

Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры классического периода. Мирон в знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела. Фидий, скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций. Поликлет создал строгий математический канон для воплощения образа идеального гражданина — физически и духовно совершенного человека («Дорифор»). В ту эпоху культивировался образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах. Лишь в 4 веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту («Афродита Книдская») обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе.

Основным памятником живописи этого периода считается прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.

Период классики ознаменовался великолепными архитектурными постройками. Основным типом общественного здания по-прежнему был храм. Самый знаменитый храмовый комплекс — Афинский Акрополь. Разрушенный персами в 480 году до н. э., он заново отстраивается на протяжении всего 5 века до н. э. под общим руководством великого скульптора Греции Фидия. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон.

Парфенон был воздвигнут из мрамора в виде периптера, окруженного дорическими колоннами. Фронтоны храма украшены скульптурами богов. На рельефном фризе, который сплошной лентой опоясывает верхнюю часть храма, изображено торжественное шествие афинского народа в день праздника, посвященного богине Афине, покровительнице города. Ни одна из 500 фигур фриза не повторяет другую, движения людей и животных полны естественности и свободы. В скульптурных украшениях Парфенона получили отражение вся история и мифология древних греков. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.

Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323—30 гг. до н. э.) — эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. Александрия, основанная в 331 году до н. э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средиземноморья, благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, содержала около миллиона папирусных свитков. Все ее рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран. Библиотека входила в состав расположенного рядом Мусейона (греч. museion — храм муз), представлявшего собой совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками. Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры.

Во всех завоеванных странах распространялась греческая духовная культура, которая сама вбирала некоторые черты других национальных культур. В интеллектуальной жизни империи большое значение получили греческие традиции, "ученость". Во всем эллинистическом мире получил распространение греческий язык. В условиях непрерывных военных действий, когда жизнь целых стран находилась в зависимости от индивидуальности и таланта полководца, в массовом сознании идеалом служил не отвлеченный собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже в конце 4 веке до н.э. афиняне обожествляли в прямом смысле своих царей-благодетелей, возводя им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь и т. п.

Иногда, когда событие имело исключительное общественное значение, художественное воображение создавало шедевры экспрессивно-героического плана. Такова "Ника Самофракийская" - статуя богини-победительницы, воздвигнутая в честь разгрома флота Птолемея (3 в. до н. э.). Стройная фигура в развевающихся одеждах словно слетела с небес на нос корабля, установленного на скале высоко над морем.

Именно эти приемы, создающие иллюзию движения в неподвижных фигурах, блестяще реализованы в статуях Афродиты Милосской (Агесандр, III—II вв. до н. э.) и Аполлона Бельведерского (Леохар, 340 г. до н. э.).

 

Шедевром античной скульптуры является фриз храма-алтаря Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.). Горельеф длиной в 120 м, изображающий битву богов-олимпийцев с гигантами, плотно заполнен борющимися фигурами. При этом вместо ужаса битвы фриз передает жизнеутверждающее настроение, вызывает ощущение гимна. В известном смысле он предвещает искусство барокко.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...