Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние психологической депривации и стилей семейного воспитания на личность ребенка




Отсутствие материнской заботы как в виде изоляции и сепарации от матери, так и в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не осуществляет адекватного ухода за ним (грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично) сказывается в виде нарушений психического развития ребенка, задержки моторного, интеллектуального и эмоционального развития. Нередко эти негативные последствия необратимы. Так, дети, выросшие в условиях социальной изоляции по своему интеллектуальному развитию находятся на стадии олигофрении. Дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, вырастают эмоционально бедными. [14;с.65].

Е.Т.Соколова считает, что последствием материнской депривации может быть развитие личности, для которой характерны повышенная тревожность, неуверенность, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности. [14.С42 ].

А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых, исследуя особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи обнаружили, что дети, приходящие в 1 класс интерната из дошкольных детских домов, хорошо умеют читать, писать, копировать образцы, решать задачи определенного класса, что свидетельствует о большой работе, проведенной с ними, но они практически не умеют играть, рисовать, у них не развита фантазия. У этих детей оказываются несформированными именно те способности, пути познания мира, которые должны развиваться в дошкольном возрасте. [8.с27]

Второй характерной чертой младших школьников, воспитывающихся вне семьи, является, по мнению тех же авторов, недостаточная развитость механизмов саморегуляции: умения планировать свою деятельность. Ограниченное, преимущественно групповое общение детей с взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности. Твердый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение, и напротив, формирует привычку к «пошаговому» выполнению чужих поручений. [12;с.30]

Воспитание вне семьи неблагоприятно сказывается и на формировании психологического пола ребенка, поскольку, по мнению отечественных психологов, в основе формирования психологического пола лежит активное взаимодействие ребенка и родителей, причем определенную роль играет форма контроля за поведением ребенка в сочетании с полом контролирующего родителя. Но не только депривация или отсутствие семьи нарушает и изменяет ход нормального психологического созревания ребенка. Разные стили воспитания и обращения с ребенком в семье так же влияют на формирование индивидуально-личностных особенностей ребенка и его поведения.

Авторитарный стиль, подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть над ребенком. При этом в семьях не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляют себя уже в отношениях со сверстниками.

Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования, капризы, демонстрируемые обиды и т. п. В подобной семье вырастает недовольный окружающими людьми Эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми,- он конфликтен и труден. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений. Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека.

Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психодогическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за устремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в своем ребенке, посвящают ему свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего чада в будущем, но, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что они растят невротизированного, инфантильного, полностью лишенного самостоятельности человека. Такой ребенок займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди сверстников. [32;с.269]

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. Такой ребенок знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за других.

В отличие от названных выше стилей воспитания следует указать на стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношений в семье.

Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие к личности ребенка. В такой семье взрослые или «не видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии - психологической дистанции. Незаинтересованность родителей развитием своего ребенка и его внутренней жизнью делает ребенка одиноким, несчастным существом. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи не уверен в себе, невротизирован, он затрудняется во взаимоотношениях со сверстниками.

Стиль семейных отношений, конечно, определяет стиль воспитания ребёнка. Серьезная социальная проблема - агрессивное отношение в семье, когда агрессия направлена на каждого из ее членов. Причин жестокости много: психическая неуравновешенность взрослых; их общая неудовлетворенность жизнью, семейными отношениями; просто безкультурие. Такой ребенок не умеет приспособиться к нормативным требованиям, он не желает подчиняться правилам поведения в общественных местах и в школе. Он отстает в развитии, не умеет организовать себя на учение. Он понимает, что он «другой» и мстит за это.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всей жизнь. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Захарова А.И. считает, что: «По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям».

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Отношения привязанности, возникающие в семье, составляют не только основу его будущих взаимоотношений с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Таким образом, по мнению ряда авторов        (Адлер А.; Роджерс К.; Хорни К.), главная функция семьи - обеспечить базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Подрастая, ребенок начинает идентифицировать себя с взрослыми, копировать модели родительского поведения и перенимать специфику взаимоотношений между родителями. Дети заражаются теми или иными привычками, с легкостью перенимают у родителей или других близких людей особенности жестикуляции, походки, манеры говорить.

Тем не менее, ряд авторов считает, что роль моделей родительского поведения важна не только в процессе приобретения привычек, но и как способ преодоления стресса. Если родители реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессией, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно также [42;с.12].

Аналогичное влияние испытывают и межличностные отношения. Так, для мальчиков отношение отца к матери в значительной мере определяет характер их собственного отношения к девочкам. Если модель отношений в семье включает в себя теплоту, взаимную заботу и уважение, то, вероятно, этими же чертами будет характеризоваться и поведение сына. Презрительное же отношение отца к матери может оказать соответствующее влияние на отношение сына к девочкам.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (то есть готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (то есть примера).

Бронфенбреннер У. пытался установить связь между доминантностью, главенством в семье одним из родителей и активностью ребенка, его самостоятельностью. Он считает, что у ребенка формируется чувство ответственности и самостоятельности в том случае, если в семье правит родитель того же пола, что и ребенок. Мальчики более дисциплинированы в том случае, если за дисциплиной в доме следит отец, девочки более активны, если авторитет матери сильней. Но наиболее благоприятные условия для развития активности и самостоятельности детей складываются в такой семье, где оба родителя активно участвуют в воспитании ребёнка, но ведут себя по-разному: один берёт на себя поддерживающую функцию, другой дисциплинарную. [6;с.45]

Итак, разный стиль семейного воспитания, воздействует на ребёнка по-своему. Авторитарный стиль приводит к невротизированию ребёнка, делает его неуверенным или агрессивным. В семье с либерально – попустительским стилем воспитания вырастет эгоист, который не умеет вступать во взаимоотношения с людьми. Гиперопекающий стиль воспитания полностью в лишает ребёнка самостоятельности. Самый эффективный стиль воспитания - ценностное отношение к ребёнку, в такой семье вырастет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственный за других. Отчуждённый стиль воспитания, приводит ребёнка к неуверенности в себе, невротизирует его, затрудняет общение со сверстниками.


Заключение

В работе была изучена и исследована проблема влияния детско-родительских отношений на личностное развитие ребенка дошкольного возраста. Изучением данного вопроса занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи Ю.П.Азаров, Д.Б.Бриггс, А.Г.Гамбургова, И.В.Гребенников, А.В.Запорожец, С.А.Козлова, А.Д.Кошелева,                      И.Лангмейер, А.Н.Леонтьев, Т.А.Макарова, 3.Мадейчик, С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина, Я.З.Неверович, А.В.Петровский, Л.И.Постовалова,                   О.Е.Смирнова, И.П.Сорокин, А.С.Спиваковская, А.Г.Харчев, и другие.

Как показывают психолого-педагогические исследования                 А.Н.Леонтьева, С.А.Козловой из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребёнка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлеется в его сознании иногда на всю жизнь.

В современной семье всё большее значение приобретает этикопсихологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей друг к другу, меняется сам критерий семейного счастья и благополучия. Наиболее бгагоприятный климат для ребёнка возникает тогда, когда его рождение - результат естественной потребности и желаний двух любящих друг друга людей. Ребёнок входит в мир, любимый родителями, как самая большая ценность. В этом случае родители заранее подготовили для ребёнка условия его окружения, которые направлены на развитие позитивных его качеств. Любовь родителей к ребёнку выражает любовь родителей друг к другу. Именно настоящая любовь поднимает тонус жизни семьи, развитие ребёнка, для его нравственного воспитания.

Причина поведения, подрывающего семейную любовь - неумение понять друг друга. Но этому, как утверждают психологи 3.Мадейчик,       Ю.П.Азаров, Н.Ф.Обухова можно научить. Уже с третьего года жизни ребёнок чувствует настроение, состояние близких, особенно радостное. Необходимо учить ребёнка с уважением относиться к близким, сопереживать. Для этого родители должны проявлять внимание к внутреннему миру ребёнка: чем он интересуется, что его радует, печалит. Родители должны больше общаться с ребёнком, но не навязывать ему своего мнения. У ребёнка есть и свои представления о мире, которые нужно развивать родителям, обращая внимание на своё поведение.

Семейная среда, будучи для ребёнка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, информационное окружение ребёнка. От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития. Чем меньше родители одёргивают ребёнка, запрещают что - либо делать, тем активнее развивается самостоятельность ребёнка.

Семья выступает фактором воспитания ещё и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. Чем интереснее и разнообразнее проводится время в семье, тем больше возможностей открывается для развития внутреннего мира ребёнка, расширяется его кругозор, сфера деятельности.

Влияние структуры семьи на формирование личности ребёнка неразрывно связано с царящими в семье отношениями. Дисгармония семейных отношений даёт ребёнку образцы агрессивности. Непостоянства, враждебности и асоциального поведения.

Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребёнка и в формировании отрицательных черт личности. Уделение внимания ребёнку, знание психологических основ возрастных особенностей ребёнка, создание благоприятного климата в семье способствует развитию позитивных качеств личности.

Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребёнком и обращения с ним как с формировавшейся личностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...