Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы отбора содержания и организации учебного процесса «Производственной практики».




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ «ОмГПУ»)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Производственная практика

 

Направление подготовки 050 100 062 Педагогическое образование____

 

Профиль подготовки________________________________

 

Омск, 20­­­12

Составитель (и):

Старший преподаватель Мохова Ю.А. ________________________________________________/____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

 

 

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2012 года и рассмотрена на заседании кафедры_________________________ ___________________

«31» августа 2012г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой:

Доктор психологический наук Шаров А.С./____________

(уч. степ., уч. звание) (Ф.И.О) (подпись)

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии_____________________________________________________________________

«» ______ 20__ г. Протокол № ___

 

 

Председатель учебно-методической комиссии:

_________________________________________________/____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

 

Учебная и Производственная (Педагогическая) практики включены в базовую часть цикла дисциплин в структуре Основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Учебная и Производственная (Педагогическая) практики бакалавров ОмГПУ характеризуются тем, что позволяют:

преодолеть противоречия между преимущественно теоретическим характером содержания психолого-педагогической подготовки и ситуациями, возникающими в реальной профессиональной деятельности будущих учителей (проблемы в осуществлении воспитательной деятельности, в реализации современных педагогических технологий и т.д.);

развивать профессиональную направленность студентов ОмГПУ, ориентировать их на педагогическую деятельность в учреждениях образования различных типов и видов;

расширить виды деятельности будущих учителей для их успешной адаптации к рынку труда;

последовательно подготовить студентов к успешному выполнению ими функций классного руководителя и учителя-предметника.

 

Прохождение Практик складывается из нескольких этапов, которые определяются логикой становления и развития профессиональной компетентности учителя: от содействия становлению базовой профессиональной компетентности путем развития ключевых компетентностей на первом этапе (Учебная практика (Ознакомительная)) к содействию развитию базовой профессиональной компетентности на втором этапе (Учебная (Инструктивно-методический лагерь), Учебная (Психолого-педагогическая) практики), от него к содействию становлению специальной компетентности путем развития базовой и специальной на третьем этапе (Производственная (Педагогическая) практика).

Учебная (ознакомительная) практика и учебная практика «Инструктивно-методический лагерь» реализуется преподавателями кафедры педагогики. Учебная (Психолого-педагогическая) практика реализуется преподавателями двух кафедр: Педагогики и Психологии. Производственная (Педагогическая) практика реализуется преподавателями трех кафедр: Педагогики, Психологии и Методики преподавания предмета.

В данной рабочей учебной программе находит отражение содержание и организация педагогической практики (в 8 и 9 семестрах), осуществляемая преподавателями кафедры Психологии.

Производственная (Педагогическая) практика

Курс: 4

Форма обучения: очная

Семестр: 8

Трудоемкость: 0,75 зачетных единиц, 6 недель.

Форма аттестации: зачет

 

 

«Производственная практика» включена в профессиональный цикл, в раздел «Учебная и производственная практики» основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «».

Цель практики: развитие предметно-личностной рефлексии и проективно-рефлексивных способностей бакалавра.

 

Задачи:

1. Формирование представления о профессиональной деятельности педагога.

2.Формирование навыка проектирования и организации обучения и воспитания с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

3. Формирование навыка взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

4. Формирование у студента потребности в самопознании и самосовершенствовании.

 

Ожидаемые результаты:

В соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности проведение практики направлено на формирование у бакалавров (магистров) следующих компетенций:

- ОК 1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- ОК 6 – способен логически верно излагать устную и письменную речь;

- ОК 7 – готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

- ОК 8 – готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией.

 

Также данная практика способствует развитию следующих компетенций:

 

- ОПК 1 - сознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- ОПК 2 - способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- ОПК 3 - владение основами речевой профессиональной культуры;

- ОПК 4 - способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности);

- ОПК 6 – способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

- ПК 1 – способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

- ПК 6 – способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.

В ходе практики студент должен

знать:

- правовые нормы реализации педагогической деятельности (Закон «Об образовании», «Конвенцию о правах ребенка», «Устав ОмГПУ», «Устав ОУ» и т.д.);

- сущность и структуру образовательных процессов в ОУ различных типов и видов г. Омска и Омской области, в том числе характеристику образовательного процесса и среды ОмГПУ;

- ценностные основы реализации профессиональной деятельности в сфере образования;

- возрастные особенности учащихся;

–особенности социального партнерства в системе образования; способах профессионального самопознания и саморазвития;

 

уметь:

- составлять индивидуальный план работ на период практики;

- организовывать взаимодействие субъектов образовательного процесса;

- учитывать в педагогическом взаимодействии особенности бесконфликтного общения с различными субъектами педагогического процесса;

- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

- наблюдать, анализировать (в том числе и школьную документацию), планировать работу ОУ;

- осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности на практике;

владеть:

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

–способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.), совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды

 

В результате прохождения данной практики студенты приобретут:

- практические навыки (знания о) планирования и реализации педагогической деятельности.

- умения психологически грамотно проектировать урок психологического анализа урока.

- умением организовывать взаимодействие субъектов образовательного процесса на этапе планирования, организации и оценке эффективности деятельности;

- умением осуществлять рефлексию своей профессиональной деятельности.

- овладеют следующими компетенциями: ОК 1, ОК 6, ОК 7, ОПК 1, ОПК 2, ОПК 3, ОПК 4; ОПК 6, ПК 1, ПК 2, ПК 6.

 

Принципы отбора содержания и организации учебного процесса «Производственной практики».

Отбор содержания и организация практик обусловлены принципами развития высшего профессионального педагогического образования и задачами обучения бакалавра:

· личностной ориентации образования (принцип предполагает выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования);

  • гуманитаризации (принцип определяет тенденции интеграции знаний в сфере человекознания и обосновании ценностных основ теоретических построений, диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);
  • фундаментализации (принцип определяет концентрацию практического материала вокруг «ядра» научных дисциплин как основы решения профессиональных задач и «задачное построение» содержания, предполагающего активизацию исследовательской деятельности);
  • практико-ориентированности (технологичности) (принцип направлен на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики);
  • принципа дополнительности (принцип характеризует взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство);
  • вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления и профессионально-личностной рефлексии, потребностей рынка труда);
  • историзма, который предполагает научную объективность в освещении исследуемых процессов; рассмотрение изучаемых явлений и фактов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы развития педагогической науки.

Междисциплинарные связи

Производственная практика предполагает междисциплинарные связи с дисциплинами психолого-педагогического цикла, дисциплинами специальной подготовки, является одной из базовых курсов профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра и в соответствии с профилем подготовки.

Используемые технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в программе Производственной (педагогической) практики предусмотрено использование технологии индивидуального сопровождения студента, а также активных и интерактивных форм взаимодействия. Использование данных технологий решает задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков бакалавров. В рамках организации процесса практики могут быть предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы педагогов и специалистов, экскурсии и другие формы организации обучения и использованы образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, которые можно использовать при выполнении различных работ на практике.

Организация (структура и содержание) производственной практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Сроки выполнения раздела, этапа и предусмотренных заданий Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов Формы текущего контроля
  Подготовительный   Знакомство с целями и задачами практики. Изучение содержания практики и подготовка к целенаправленному наблюдению урока педагога. (изучить схему анализа урока). Посещение установочной конференции     Индивидуальный план прохождения практики
  Организационно-исследовательский   Посещение уроков педагога-предметника. Посещение уроков однокурсников. Проведение собственного урока. Конспект урока
  Аналитический   Участие в коллективном обсуждении посещаемых уроков. Анализ собственного урока. Психологический анализ собственного урока.
  Отчет   Написание отчета Отчет о прохождении практики

На подготовительной этапе студенты посещают установочную конференцию, знакомятся с заданием, изучают теоретический аспект психологического анализа урока.

На организационном этапе студенты посещают уроки профессионала, анализируют его в соответствии с планом анализа. Посещают уроки практикантов – однокурсников. Подготавливают и проводят собственные уроки.

На аналитическом этапе студенты коллективно обсуждают посещаемые уроки однокурсников и учителя. А так же анализируют свои собственные уроки.

На этапе отчета студенты готовят отчетную документацию (письменный вариант психологического анализа собственного урока)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...