Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактика отклоняющегося поведения




Профілактика девіантної поведінки

Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может но­сить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологиче­ской помощи. В силу сложного характера поведенческих наруше­ний их предупреждение и преодоление требует хорошо организо­ванной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как кон­фиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное до­верие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) 11 психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реаби­литация). Психодиагностика, как правило, не является самостоя­тельным направлением работы и не должна быть целью психологической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важной, но не обязательный, как правило, решающий промежуточные практические задачи.

Рассмотрим подробнее два основных вида психологической помощи

 

Профилактика отклоняющегося поведения

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает сис­тему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактиче­ской работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особен­но важно в работе с активно формирующейся личностью, напри­мер с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаше на при­мерах именно подросткового возраста.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выде­лять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблаго­приятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди под­ростков. Задача вторичной профилактики — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с«груп­пой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без прояв­ления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических рас­стройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс ме­роприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффек­тивна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

Существуют различные формы психопрофилактиче­ской работы.

Первая форма — организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные фак­торы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, на­пример через создание негативного общественного мнения по от­ношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкрет­ная личность.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по форми­рованию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специ­альные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы — все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноимен­ной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и обща­ется. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.

Работа с подростками может быть организована также на ули­це, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лиде­ров, проводящих соответствующую работу.

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки со­здания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с неже­лательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит до­статочно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы — инфор­мирование. Это наиболее привычное для нас направление психо­профилактической работы в форме лекций, бесед, распростране­ния специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть под­хода заключается в попытке воздействия на когнитивные процес­сы личности с целью повышения ее способности к принятию кон­структивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтверж­денная статистическими данными, например о пагубном влиянии Наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные по­следствия употребления наркотиков или описываются драмати­ческие судьбы девиантов, их личностная деградация.

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает Уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее зна­комство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный дис­сонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого введения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны Одержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.

Перспективному развитию данного подхода может способство­вать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-эко­номическим характеристикам.

Третья форма психопрофилактической работы — актив­ное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная мо­дель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.

1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному соци­альному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное повеление, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давле­ния сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения.
Основан на представлении, что девиантное поведение непосред­ственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предуп­реждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмо­ции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справлять­ся со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооцен­ка, стимулируются процессы самоопределения и развития пози­тивных ценностей.

3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения лично­сти. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Нако­нец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверен­ного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

Четвертая форма — организация деятельности, альтер­нативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с пред­ставлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. На­пример, аддикция может играть важную роль в личностной дина­мике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности при­знаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Эта форма реализуется практически во всех программах оказа­ния помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося по­веления. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, раз­витие способности любить и быть любимым, формирование уме­ния себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в раз­личные виды активностиспорт, искусство, познание. Если к под­ростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потреб­ностей и занятий.

Пятая форма — организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение че­ловека достигать оптимального состояния и успешно противосто­ять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регуляр­ные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль осно­ван на экологическом мышлении и существенно зависит от уров­ня развития общества.

Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Ак­тивные занятия подростков спортом, их творческое самовыраже­ние, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспе­чивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к не­гативному внешнему воздействию.

Седьмая форма — минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в слу­чаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она на­правлена на профилактику рецидивов или их негативных послед­ствий. Например, наркозависимые подростки могут получать свое­временную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

В различных видах психопрофилактической работы могут ис­пользоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилакти­ки: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предуп­реждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов пси­хопрофилактической работы: информирование, группо­вые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, модели­рование эффективного социального поведения, психотерапевти­ческие методики.

В зависимости от используемых методов психопрофилактиче­ская работа может осуществляться в форме тренингов, образова­тельных программ (например, школьного спецкурса), психологи­ческого консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактиче­ской работы:

—комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

—адресность (учет возрастных, половых и социальных характе­ристик);

—массовость (приоритет групповых форм работы);

—позитивность информации;

—минимизация негативных последствий;

—личная заинтересованность и ответственность участников;

—максимальная активность личности;

—устремленность в будущее (оценка последствий поведения,
актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...