По программе на дочисловой период отводится 6-12 уроков.
Методика обучения математике в дочисловой период. Задачи дочислового периода: 1) Выявление уровня подготовленности каждого ребенка. 2) Подготовка к изучению нумерации чисел. 3) Формирование элементарных учебных умений и навыков, связанных с использованием тетради, учебника, ручки, карандаша, счетного материала. Наглядные пособия: счетный материал, наборное полотно, атрибуты или настольный театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», светофор, пособия для сравнения групп предметов. Методика изучения темы: 1. Обучение количественному и порядковому счету предметов. В этот период учитель должен учить детей вести счет, присчитывая по одному (от 1 до 10) и отсчитывая по одному (от 10 до 1), на каждом уроке. При этом считать не только предметы (игрушки, кубики, книги, палочки), но и их изображения (счетный материал), звуки(хлопки, постукивания), движения (шаги, наклоны, прыжки). Обучая счету, надо показать, что: 1)считая предметы, надо ставить каждому из них в соответствие слово – числительное, при этом нельзя не пропустить ни один предмет, и не сосчитать его дважды (здесь можно использовать прием «Найди ошибку Незнайки»); 2) результат количественного счета не зависит от порядка счета (начинать вести его можно с любого предмета и в любом направлении); 3) последнее из числительных, названных при счете, дает ответ на вопрос «Сколько?», т.е. характеризует количество предметов; 4) порядковый счет зависит от направления счета (используется сказка «Репка» – кто пришел первым тянуть репку, кто вторым и т.д. или прием демонстрации – вызывается 5 учеников и спрашивает: которым по счету стоит Дима, считая слева направо и т.д.; или игра «Вагончики» – кто едет в первом вагончике, в котором по счету вагончике едет зайчик и т.д.)
5) Вопросы «Сколько?» и «Который по счету?» требуют пересчитывания. Учит давать правильные ответы на эти вопросы и ставить вопросы по рисунку учебника. Давать ответы на вопрос «Сколько?» предлагать в разной форме: индивидуально, хором, показывая пальчиками, счетными палочками и др., можно использовать физминутки, связанные со счетом, например: Сколько елочек зеленых, (показывает 4 елочки) Столько выполним наклонов. Сколько у меня флажков, (показывает 3 флажка) Столько выполним прыжков. 2.Обучение выделению свойств предметов и сравнению предметов. Проходит, используя конкретные предметы, например, берет кубик и предлагает его проанализировать: что вы можете сказать о кубике? Дети обычно выделяют цвет, величину, иногда, материал, из которого изготовлен кубик. Нужно учить выделять другие свойства предметов с помощью приема сравнения с другими предметами, так, сравнивая кубик с шариком, выделяют новое свойство: кубик квадратный в отличие от круглого шарика. Аналогично, сравнивая со следующими предметами, выделяют соответствующее свойство кубика: стекло ® непрозрачный; гирька ® легкий; поролон ® твердый; елочная игрушка ® неблестящий и т. д. На этом этапе необходимо дать понятие о том, что «сравнить» – это значит найти сходство и различие. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине (используя рисунки учебника, практическую работу). Учить сопоставлять понятия: большой – маленький, толстый –тонкий, узкий – широкий, длинный – короткий, тяжелый – легкий и др., используя игру «Наоборот» (учитель бросает мяч и говорит – высокий, ученик возвращает мяч с обратным словом – низкий) или игру «Концовки» (учитель называет предмет, например: мяч, дети заканчивают предложение, отвечая какой он? Например: мяч – круглый, маленький, резиновый, легкий, красный и т.д.
3. Обучение сравнению двух групп предметов и выяснению отношений «больше», «меньше», столько же». Учитель должен показать детям два способа сравнения: с помощью счета и с помощью установления взаимно однозначного соответствия. Например, предлагает установить, кого в классе больше мальчиков или девочек. Дети обычно сами предлагают способы сравнения и разбирают их с учителем. Используется для сравнения наборное полотно и счетный материал: морковки и зайчики и др. Выясняет с детьми приемы сравнения: 1) наложение (сравнивая количество больших и маленьких кубиков, на каждый большой кубик кладут маленький); 2) приложение (под каждым зайчиком кладут морковку, и здесь важно прикладывать предметы друг под другом); 3) составление пар (мальчик – девочка); 4) зачеркивание (зачеркивают одновременно по одному предмету в каждой группе на доске, в тетради на печатной основе); 5) проведение стрелок (соединяют стрелками пары предметов по одному из каждой группы) Здесь необходимо показать, что нельзя судить о количестве по величине (феномен Пиаже – не считая, дети говорят, что больше там, где предметы большого размера). Для этого можно предложить выяснить, в какой пачке книг больше (в первой пачке – 5 толстых книг, во второй – 8 тонких) и доказать. После счета вернуться к сравнению пачек по толщине и подчеркнуть, что хотя первая пачка была толще второй, книг в ней меньше. Пусть дети попытаются осознать, почему так могло получиться и сделать вывод: нельзя судить о количестве по величине. При сравнении групп предметов постоянно использовать двоякий смысл отношений «больше» – «меньше». Так, если зайчиков больше, чем морковок, то морковок меньше, чем зайцев. Учить преобразовывать неравночисленные множества в равночисленные двумя способами: 1) по большему количеству, добавив недостающие предметы в меньшую группу; 2) по меньшему количеству, убрав лишние предметы из большей группы. (что надо сделать, чтобы морковок было столько, сколько зайчиков или наоборот) 4. Уточнение пространственных и временных представлений, установление отношений: справа, слева, направо, налево, между, за, перед, впереди, сзади, вверху, внизу, раньше, позже.
Для этого можно использовать сюжетные картинки на какую-либо тему, например «Режим дня» или «Как хлеб на стол пришел?», «Как рубашка в поле выросла?», с помощью которых предлагается детям рассказать, что было раньше, что позже, что перед.., за.. и т.д. также можно использовать сказки, например, «Репка» и ответить на вопросы: кто стоит перед внучкой,..за кошкой,..между мышкой и Жучкой,..впереди бабки, сзади кошки и т.д. Учить различать правую и левую руки (стороны), предлагая упражнения: 1) Возьмите в руку карандаш. Это правая рука, правой рукой мы пишем. 2) Покажите другую руку. Это левая рука 3) Назовите, какой рукой мы кушаем? 4) Покажите правый глаз (левое ухо). 5) Назовите, кого или что вы видите справа (слева, впереди, сзади) от себя. 5. Формирование учебных умений и навыков. ü учить правилам обращения с учебником, тетрадью, дидактическим материалом, ручкой (показывать, как открывать, как листать, как держать и т.д.); ü учить правилам поведения на уроке (как сидеть, как показать готовность отвечать, как отвечать и т.д.); ü формировать умение ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), например, обведите грибок в левом верхнем углу, найдите правый верхний рисунок; ü формировать умение работать в едином темпе (раскладывать и убирать счетный материал одинаково быстро по заданию учителя), поддерживать рабочий порядок на своем месте. 6. Подготовка к письму цифр. На каждом уроке не менее 10 минут предлагать практические упражнения: обведение по контуру (например, листа дерева, трафарета), их раскрашивание или штриховка наклонными линиями, рисование линий, квадратов, кружков, бордюров, образцов записей, письмо палочек, элементов цифр, рисование тренировочных узоров по образцу учителя, учебника или на слух по указанию учителя. 7. Организация деятельности учащихся в дочисловой период. К проведению занятий в дочисловой период предъявляются следующие требования: ü создание на уроке атмосферы доброжелательности, ровное доброжелательное общение учителя с учащимися, постоянное поощрение деятельности учащихся (замечать и подчеркивать даже малейшие успехи ребенка), а если порицание, то не в грубой и не обидной для ребенка форме;
ü максимальная активизация деятельности детей за счет включения в урок дидактических игр, создания игровых ситуаций, привлечения учащихся к различным демонстрациям, использования «обратной» связи (показать сигнальными карточками, на пальчиках, хлопками), использования дополнительного занимательного материала (загадки, пословицы, стихи), включения в урок элементов соревнования; ü использование яркого разнообразного демонстрационного материала (т.к. внимание детей неустойчивое, а мышление наглядно-образное); ü своевременная смена видов деятельности детей и разнообразие выполняемых заданий (т.к. у детей низка сопротивляемость утомлению и они быстро устают); ü проведение на каждом уроке различных практических работ с раздаточным материалом, счетными палочками; ü показ учителем образцов способов деятельности учащихся, детализация и конкретизация самых простых учебных действий (как выполнять то или иное задание. Т.е. по формуле «посмотри – сделай также»; ü планирование урока с соблюдением временных рамок примерно по схеме: I Организация урока (1 мин) II Актуализация опорных знаний (устные упражнения) (5-8 мин) III Объяснение нового материала (3-7 мин) IV Формирование умений и навыков. 1) Практическая работа (10 мин) 2) Фронтальная работа по учебнику или по таблице под руководством учителя (5-10 мин) 3) Работа в тетради под руководством учителя (5 мин) 4) Самостоятельная работа (5-10 мин) V Итог урока. В течение урока проводить 1-2 физминутки, домашнее задание не задавать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|