Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выберите правильный ответ.




17. Под тургором мягких тканей понимают:

1) ощущение сопротивления, получаемое при сдавливании кожи и подкожной клетчатки;

2) ощущение при надавливании мягких тканей к близко лежащей кости;

3) ощущение эластичности;

4) ощущение своеобразного треска - крепитации при надавливании;

5) ощущение упругости при сдавливании всех мягких тканей.

 

Выберите правильные ответы.

18. Клинические признаки дегидратации:

1) снижение массы тела на 5% и более;

2) увеличение массы циркулирующей крови;

3) потеря тургора тканей;

4) сухость склер и слизистых;

5) увеличение диуреза.

 

19. Установите правильную последовательность:

При голодании подкожно-жировой слой исчезает у детей в следующей последовательности:

а­) лицо б) туловище в) живот г) конечности

 

Выберите правильные ответы.

20. Объективно при гипотрофии 1 степени наблюдается:

1) некоторая бледность кожных покровов;

2) тургор тканей не изменен;

3) тургор тканей снижен;

4) эластичность кожи не изменена;

5) общее самочувствие удовлетворительное, психомоторное развитие соответствует возрасту.

 

Выберите правильный ответ.

21. О гипотрофии 2 степени можно говорить, когда дефицит массы составляет:

1) 10 - 19%; 2) 20 - 29%; 3) 30 - 39%;

4) 40 - 49%; 5) 50% и выше.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

1. 1 2. 2, 3, 4 3. 2, 4, 5, 6 4. 2, 3, 6, 7 5. 2, 3, 5 6. 2 7. 1 8. 1, 3, 5 9. 3 10. 2, 4 11. 1, 2, 4, 5 12. 1, 3 13. 1, 3, 5 14. 1, 4 15. 1 16. 1, 5 17. 5 18. 1, 3, 4 19. 1-в, 2-б, 3-г, 4-а 20. 2, 4, 5 21. 2

ЗНАНИЯ СЕМИОТИКИ ПОРАЖЕНИЙ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЖИ И ПОДКОЖНОЙ КЛЕТЧАТКИ СТУДЕНТ МОЖЕТ ПРОВЕРИТЬ ПРИ РЕШЕНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ЗАДАЧА № 1

 

Маша К. 5 месяцев. Поступила в клинику с жалобами матери на плохое прибавление в массе, пониженный аппетит и неустойчивый стул.

Девочка от первой беременности, родилась с массой 3500 г. рост 50 см. Период новорожденности протекал благоприятно. До одного месяца находилась на грудном вскармливании. В 2-х месячном возрасте перенесла кишечную инфекцию, в 3 месяца - пневмонию.

За первый месяц прибавила в массе 500,0 г, за 2 и 3 месяц по 400,0 г, за 4-й месяц - 300,0 г. Головку начала держать с четырех месяцев. Масса при поступлении в клинику 5200,0 г. рост 52 см. Девочка редко улыбается, обычно скучна, вяло реагирует на обследование, плохо и мало спит. Кожа бледная, с сероватым оттенком, сухая, потерявшая эластичность, легко собирается в складки. Мышечный тонус дряблый.

Подкожно-жировой слой практически отсутствует на туловище и конечностях, тургор тканей снижен. Во рту молочница. Аппетит значительно снижен.

При пальпации живот мягкий, печень и селезенка пальпируются на 1,5-2 см ниже реберной дуги. Стул 4-5 раз в сутки желто-зеленого цвета, с неприятным запахом.

 

Оцените:

1. Физическое развитие ребенка.

2. Состояние кожи и подкожной клетчатки.

3. Есть ли у ребенка дефицит массы и какой степени гипотрофии это соответствует?

4. Какие факторы способствовали развитию гипотрофии?

ЗАДАЧА № 2

 

Ребенку 6,5 месяцев. Родился от первой беременности, протекавшей с угрозой прерывания в первой половине, первых срочных родов, с массой 3000,0 г, длиной тела 50 см, на 7 баллов по шкале Апгар. К груди приложен через 12 часов.

На естественном вскармливании до 3-х месяцев, затем на смешанном из-за гипогалактии у матери до 4-х месяцев, с 4-х месяцев на искусственном вскармливании адаптированными смесями.

В 5 месяцев перенес кишечную инфекцию, в 6 месяцев гнойный отит. В настоящее время масса ребенка 6000,0 г, рост 66 см. Кожные покровы умеренно бледны, на животе подкожно-жировой слой практически отсутствует, на внутренней поверхности бедер толщина подкожно-жировой клетчатки 0,8-1,0 см, эластичность кожи удовлетворительная, тургор тканей снижен.

Отмечается уплощение затылка, увеличение лобных и теменных бугров, большой родничок 1,5 х 1,5 см, края слегка податливые.

В легких везикулярное дыхание, тоны сердца ритмичные, громкие.

Аппетит умеренно снижен. Живот мягкий, печень = + 2,0 см из-под реберной дуги. Мочеиспускание свободное, стул 2-3 раза в день.

Вопросы:

1. Оцените анамнез жизни с выделением факторов риска.

2. Оцените физическое развитие ребенка.

3.Есть ли у ребенка дефицит массы и какой степени гипотрофии это соответствует?

4. Поражение каких систем имеется у ребенка?

 

ЗАДАЧА № 3

 

Марина С., 6 месяцев поступила в стационар по поводу бронхита. При осмотре ребенка в приемном покое дежурный врач выявил следующее: кожные покровы бледно-розовые, на щеках гипермия, шелушение, единичные папулы 0,2-0,3 см. Толщина подкожно-жировой клетчатки под ключицей 2,5 см, на животе 3,0 см, на внутренней поверхности бедра 4,0 см. Тургор мягких тканей умеренно снижен. Масса ребенка 9800,0 г, рост 69 см. Родилась с массой 3300,0, длиной тела 50 см.

 

Вопросы:

1. Оцените физическое развитие ребенка.

2. Оцените состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки.

 

ЗАДАЧА № 4

 

Ребенку 4 месяца. При рождении масса 3300,0 г, рост 52 см. Роды в срок, протекали без осложнений. Находился на грудном вскармливании, но плохо прибавлял в массе, часто срыгивал. Контрольное кормление не проводилось.

Объективно: бледность кожных покровов, несколько снижена эластичность кожи, тургор тканей снижен. Подкожно-жировой слой на уровне пупка - 0,3 см, на бедрах - 0,8 см, мышечная гипотония, сухость кожи, масса - 4800,0 г, рост 58 см. Индекс Л.И.Чулицкой – 4 см.

 

Вопросы:

 

1. Укажите системы поражения.

2. Определите: а) долженствующую массу ребенка;

б) дефицит массы в %;

в) степень гипотрофии.

2. О чем свидетельствует индекс Чулицкой? И чему он равен у ребенка первого года жизни?

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К КЛИНИЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ

ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 1

1. Долженствующий рост = 50 + 3 х 3 + 2,5 х 2 = 64 см.

Долженствующая масса = 3500 + 600 + 800 х 2 + 750 + 700 = 7150 г.

Девочка отстает в росте, массе, а также в развитии статики и моторики.

 

2. У ребенка имеются клинические признаки гипотрофии 2-3 степени.

 

3. Дефицит массы у ребенка = 7150 - 5290 = 1950 г., что в процентах составляет:

1950 х 100 = 27,1 % и соответствует 2-3 степени гипотрофии

4. Причинами гипотрофии явились искусственное вскармливание, частые инфекционные заболевания, дисфункции кишечника в настоящее время.

 

ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 2

1. Анамнез жизни неблагоприятный, т.к. имеются факторы риска:

- патология беременности у матери;

- асфиксия легкой степени у ребенка при рождении;

- ранее искусственное вскармливание;

- частые заболевания на первом году жизни.

 

2.-3. Долженствующий рост = 50 + 3 х 3 + 2,5 х 3 = 66,5 - 67 см

Долженствующая масса = 3000 + 600 + 800 х 2 + 750 + 700 + 650 + 300 = 7600 г-7,6 кг

Дефицит массы = 7600 - 6000 = 1600 г, что в процентах составляет

1,6 х 100 = 21%

7,6

Это соответствует гипотрофии 2 степени.

 

4. У ребенка имеется поражение кожи и подкожной клетчатки, костной системы.

 

 

ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 3

1. Долженствующий рост = 68-69,5 см. Фактический рост 69 см.

Долженствующая масса тела 8200,0. Фактическая - 9800,0.

Избыток массы 1600,0 или 19,4%, что свидетельствует о паратрофии.

 

2. Поражены кожа (высыпания), подкожно-жировая клетчатка (избыточное ее развитие).

 

ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 4

1. Системы поражения: кожа и подкожная клетчатка, мышечная система.

 

2. Долженствующая масса = 3300,0 + 600,0 + 800,0 х 2 + 750,0 = 6250,0.

Дефицит массы = 6250,0 - 4800,0 = 1450,0 или 23%, что соответствует гипотрофии 2 степени.

 

3. Индекс Чулицкой или индекс упитанности в норме равен 20-25 см.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней», М., 1985 г., стр. 70 – 83; С.-Петербург, 1999 г., стр. 223 – 264.

2. Усов И.Н., Чичко М.В. «Практические навыки педиатра», Минск, 1990 г., стр. 373 – 380.

3. Лекции. Методическое пособие для студентов.

4. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред.

Юрьева В.В. – СПб, «Питер», 2003.

 

Дополнительная:

Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006 – 704 с.

 

5. ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ

РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...