Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Актуальные проблемы исторической науки и образования




Проблемы методологии исторической науки. Методология истории как наука. Практические проблемы исторического познания. Научные понятия – логический фундамент методологии истории. Н.И. Кареев, В.О. Ключевский и Р.Ю. Виннер как методологи русской исторической науки. Развитие методов исторического исследования (В.Дильтей, Г.Зиммель, Г.Риккерт, В.Виндельбанд, М.Вебер). Школа «Анналов» (М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель). Основные современные методологические концепции в историческом исследовании. Определение истории. Объект и предмет исторической науки. Структура предмета исторической науки. Место истории в системе общественно-гуманитарного знания. Исторический процесс как сознательная целенаправленная деятельность человека. Ретроспективный характер исторического познания. Концепции исторического познания: новые проблемы и новые подходы к постижению истории. Сущность системного, структурного и цивилизационного подходов. Исследования социальной истории России. Применение основных методов исторического исследования: историко-генетического, историко-сравнительного, историко-типологического, историко-системного. Вклад И.Д. Ковальченко в разработку методов исторического исследования. Методологические проблемы применения количественных методов и компьютерных технологий в исторической науке. Основные методы математико-статистического анализа и информационных технологий при изучении истории. Проблема самоидентификации отечественной исторической науки и попытки ее решения. Применение социологического и антропологического подходов к изучению истории. Изучение проблем российской ментальности. Влияние зарубежной историографии на развитие отечественной исторической науки. Публикации трудов «русской исторической школы», историков «русского зарубежья». Концепция «модернизации» при исследовании отечественной истории. Многофакторный подход к изучению исторического прошлого. Новые концептуальные идеи и направления развития исторической науки. Прошлое России в современных трудах но «истории повседневности».

Зарождение и развитие отечественной исторической науки в XVII – XIX вв. Историография как отрасль исторической науки. Накопление исторических знаний в Древней Руси. Летописи. Устная народная традиция. Повести. Изменения в характере и форме исторических сочинений в XVII веке. Новые тенденции в объяснении прошлого и настоящего на рубеже XVII-XVIII веков. Рационализм. Труды и историческая концепция В.Н. Татищева. Начало превращения исторических знаний в науку. Вклад М.В. Ломоносова в изучение русской истории. Исторические взгляды М.М. Щербатова. История XVIII в. в публицистике Щербатова. Новые идеи в трудах И.Н. Болтина. Роль Н.И. Новикова в развитии отечественного источниковедения и историографии. Радикально-просветительская идеология в творчестве А.Н. Радищева. Историко-научная жизнь в России в первой трети XIX века. Эволюция философских и политических взглядов Н.М. Карамзина. Сентиментализм и рационализм. Историческая наука в середине XIX века. Официально-охранительное направление. М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов. Исторические взгляды славянофилов. «Государственная школа». Историческая концепция К.Д. Кавелина Научное творчество С.М. Соловьева. Исторические взгляды Б.Н. Чичерина. Радикальное направление историко-политической мысли в России. Историческая наука во второй половине XIX века. Историческая концепция В.О. Ключевского. Консервативно-монархические взгляды историков Д.И. Иловайского, Н.К. Шильдера, К.Н. Бестужева-Рюмина, С.С. Татищева. Народническая историография. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Применение Г.В. Плехановым марксистской теории к анализу истории России.

Эволюция исторической науки в России в ХХ – начале ХХI вв. Историческая наука в России на рубеже XIX-ХХ веков. Углубление размежевания историков разных направлений. Связь политических позиций и исторических построений историка. Исторические сочинения П.Н. Милюкова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского. «Экономический материализм» М.Н. Покровского. Исторические и социологические работы Н.А. Рожкова. Труды А.А. Шахматова в области летописания. С.Ф. Платонов. Становление советской историографической науки в 1917 – середине 1920-х годов. Влияние внутрипартийной борьбы и идеологического нажима на состояние исторической науки. Роль М.Н. Покровского. Марксистские научные исторические центры и общества. Профессиональная деятельность русских историков в эмиграции. Историческая наука в СССР в конце 20-х – 30-е годы. Изучения советскими историками проблем классовой борьбы, революционного движения, экономического развития России. Дискуссии. «Академическое дело». Насаждение догматизма и единомыслия. Роль «Краткого курса истории ВКП(б)». Советская историческая наука в период Великой Отечественной войны. Тематика исследований. Агитационно-пропагандистская литература. Сбор и изучение документов о войне. Развитие историографии в 1945-1990 годах. Научные дискуссии по актуальным вопросам исторической науки. Историки в годы «перестройки». Отечественная историческая наука в 90-е годы XX века. Внимание исследователей к «белым пятнам» истории. Монографии и статьи по важнейшим вопросам истории феодализма, капитализма, советского общества. Дискуссии об истории крестьянства, интеллигенции, о российском либерализме, проблемах изучения истории Великой Отечественной войны. Необходимость модернизации и поиски новой концепции российского исторического образования.

Генезис исторического образования в России в ХХ веке. Государственная политика по развитию исторического образования в России в конце XIX - начале XX вв. Содержание и структура исторического образования в российских гимназиях. Изменение правительственного курса в области высшего исторического образования в 1870 - 1880 гг. и принятие Устава 1884 г. Реорганизация учебного процесса на историко-филологических факультетах. Попытки реформирования системы исторического образования на рубеже веков. Развитие методической мысли в дореволюционной России. Парадигмы изучения истории и подготовки историков в 1917 – 1934 гг. Процесс идеологизации исторического образования и его результаты. Формирование нового содержания и методики преподавания истории в школе и вузе. Реформирование исторических факультетов и кафедр в 1935 – 1945 гг. Подготовка научно-педагогических кадров в довоенный и военный периоды. Историческое образование накануне и в период «оттепели». Изменение в структуре и содержании подготовки историков. Реформы и контрреформы в области исторического образования в 1965 – 1990-е гг. Совершенствование содержания школьного исторического образования в 1960 – 1980 гг. Эволюция форм и методов исторического образования. Методологический кризис и попытки его преодоления.

Сущность и основные направления модернизации исторического образования на современном этапе. Влияние новых социально-исторических условий на развитие отечественного исторического образования. Деидеологизация и гуманизация исторического образования. Формирование новой концепции исторического образования. Выделение проблем специфики исторического развития России, ее места в мировом сообществе цивилизаций, исторической правды и воспитательных функций исторического образования. Использование концепции «модернизации» в преподавании истории в вузе и школе. Информатизация исторического образования. Публикация новых учебников по отечественной истории, их роль в формировании исторических знаний у обучающихся. Применение новейших информационных технологий в организации учебного процесса. Использование методов дистанционного обучения. Историческое краеведение в процессе преподавания истории.

Актуальные задачи преподавания истории в вузе и школе. Изменение структуры и содержания исторического образования. Переход от линейной к концентрической системе изучения истории в средней школе. Основные задачи пропедевтического курса в начальных классах, курсов истории при неполном среднем и полном среднем образовании. Роль государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в систематизации исторического образования в стране. Соотношение федерального и регионального компонентов в ГОС ВПО третьего поколения. Роль и задачи многоуровневой системы подготовки в модернизации исторического образования. Компетентностный подход в преподавании истории. Повышение роли самостоятельной работы студентов и школьников. Расширение форм и средств активизации познавательной деятельности обучающихся. Система менеджмента качества в историческом образовании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...