Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аудит нематериальных активов

Аудит основных средств и нематериальных активов

Аудит наличия и сохранности основных средств

Аудит движения основных средств

Аудит начисления амортизации

Аудит налогообложения по операциям с основными средствами

Аудит нематериальных активов

1 вопрос

Аудит основных средств осуществляется на базе следующих законов и нормативных документов:

- Гражданский кодекс РФ;

- Налоговый кодекс РФ;

- ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ;

- ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ;

- План счетов и инструкция по его применению;

- ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»;

- ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

- ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

- ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

- Постановление Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка исчисления индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных средств и иного имущества организации при их продаже в целях определения налогооблагаемой прибыли».

Цель аудита основных средств – подтверждение правильности учета основных средств, полноты и своевременности начисления амортизации.

Основные документы (источники информации) при проверке операций учета основных средств:

- договоры купли-продажи;

- счета-фактуры;

- товарно-транспортная накладная;

- акты приемки-передачи основных средств;

- акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств;

- акт на списание основных средств;

- акт на списание автотранспортных средств;

- акт о приемке оборудования;

- акт о приемке-передаче оборудования в монтаж;

- акт о выявленных дефектах оборудования;

- инвентарная карточка учета основных средств;

- ведомость начисления амортизации;

- учетные регистры по счетам 01,02,07,08;

- главная книга;

- отчетность.

Основные задачи, которые решает аудитор в ходе проверки:

1. Правильность отнесения объектов к основных средствам.

2. Правильность оценки основных средств в учете.

3. Правильность отражения и оформления операций по поступлению и выбытию основных средств.

4. Правильность начисления и отражения в учете амортизации.

5. Правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

При решении 1 задачи аудитору необходимо проверить была ли создана в организации комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов, составлены ли договоры купли-продажи основных средств, правильно ли определена первоначальная стоимость объектов основных средств и др.

По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор делает вывод об эффективности контроля.

Важное условие обеспечения сохранности основных средств – качественное проведение инвентаризации. Поэтому аудитор проверяет полноту и своевременность, правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

При проверке состояния учета основных средств аудитору нужно убедиться в правильности организации аналитического учета. Для этого аудитор запрашивает список всех основных средств, которые находятся в организации. К этому списку должны быть приложения сведения о списании или переоценке стоимости объектов основных средств, а также об арендованных основных средствах.

О основные средства отражаются в учете по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и затраты производства.

Документальное подтверждение фактов хозяйственной деятельности по основным средствам – это процесс выбора статьи, счета и поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетных записей.

В процессе проверки операций по основным средствам аудиторы широко применяют прием пересчета, который осуществляется при проверке начисления амортизации, оценке выбытия и списания основных средств.

 

2 вопрос

 

Аудит движения основных средств аудиторы начинают с анализа видов поступления в организацию основных средств:

- покупка (приобретение за плату);

- путем создания, строительства;

- безвозмездно;

- путем вклада в уставный капитал;

- путем выкупа арендованных основных средств;

- путем получения излишек в результате проведения инвентаризации.

Все поступившие основные средства должны оформляться актом приемки-передачи объектов основных средств с приложением к нему технической документации на данный объект.

Затем аудиторы рассматривают причины выбытия основных средств:

- продажа;

- износ;

- переоборудование;

- порча;

- кража;

- чрезвычайные обстоятельства;

- в качестве дарения;

- при недостаче, выявленной в результате проведения инвентаризации

Для определения непригодности основных средств в организации создается комиссия, которая оформляет акт на списание основных средств. Этот акт должен быть утвержден руководителем.

Далее аудиторы проверяют правильность оценки основных средств. При аудиторской проверке операции по движению основных средств аудитор особое внимание обращает на ряд важных моментов:

- при передаче объектов основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа цены соглашения при передаче.

- перечню должны быть приложены вторые экземпляры актов приемки-передачи, заверенные печатью передающей стороны и вся техническая документация на передаваемые объекты.

В случае приобретения объектов основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости износа и цены приобретения. Если основное средство приобретается в комплексе, то в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка, а при покупке за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения.

Также аудиторы обращают внимание на то, что объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения. Аудиторы обращают внимание на то, что объекты основных средств, принятые в эксплуатацию на условиях текущей аренды, должны учитываться на забалансовом счете 001.

 

3 вопрос

 

В ходе проверки начисления амортизации аудиторы устанавливают, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли амортизация с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации и др. Т.е. амортизация должна начисляться по всем видам основных средств. за исключением находящихся на консервации, земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей.

Амортизационные отчисления по объектам основных средств начинаются с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету. Они начисляются до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета в связи с окончанием права собственности или иного права. Прекращаются отчисления с 1 числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.

Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся независимо от результатов деятельности организации в отчетном году. Амортизационные отчисления отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

Все вышеуказанное аудитору необходимо установить в ходе проверки (правильность и порядок начисления амортизации).

В настоящее время применяются следующие варианты начисления амортизации:

- линейный;

- способ уменьшаемого остатка;

- пропорционально объему выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

- списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

При проверке аудитору важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Для проверки этого следует по счетам основных средств или других источников установить назначение этих основных средств (производственное, непроизводственное). Для этого аудитор должен обратить внимание на начисление амортизации по основным средствам, которые не относятся к промышленно-производственным, а также проверить, не включается ли амортизация в стоимость продукции для того, чтобы снизить затраты на содержание непромышленных объектов. Важно обратить внимание на то, не продолжалось ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ и не допускались ли ошибки в определении норм амортизации.

Важным этапом проверки является проверка затрат на ремонт основных средств. При этом аудитору необходимо установить наличие планов и смет на ремонт, актов сдачи-приемки выполненных работ, договоров подряда, актов технического осмотра зданий, сооружений, правильность и своевременность составления этих документов, правильность отнесения расходов на статьи затрат, соблюдение норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих.

Целесообразность и законность операций по ремонту основных средств определяется на основе проверки первичных документов (лимитно-заборные карты, дефектные ведомости, требования, наряды на сдельную работу). При необходимости аудиторы могут провести контрольную инвентаризацию выполняемых ремонтных работ по отдельным объектам.

Если в проверяемом периоде организация производила переоценку основных средств, то аудитор должен убедиться в правильности ее проведения и отражения в учете. Для этого путем прослеживания первичных документов и арифметических расчетов выясняется действительная первоначальная стоимость объекта на определенную дату и сравнивается с учетной. Результаты переоценки объектов основных средств должны подтверждаться соответствующими расчетами, документами о рыночных ценах, сложившихся по этим объектам на дату переоценки.

 

4 вопрос

 

В последнее время в учете основных средств произошли изменения в части начисления амортизации, учета капитальных вложений, переоценки основных средств, списания затрат на ремонт основных средств, учета продажи основных средств и др.

Для выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства, и для этого он может применять различные способы, т.е. проверка арифметических расчетов, инспектирование, наблюдение, подтверждение, аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов используется для подтверждения достоверности расчетов суммы начисленной амортизации, налоговых расчетов, показателей отчетности и т.д. Инспектирование и наблюдение применяются для проверки фактического наличия основных средств. Проверка соблюдений правил учета применяется для проверки на соответствие с ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ, установленной корреспонденции счетов. Аналитические процедуры используются при сопоставлении наличия основных средств в различные периоды, данные отчета об их движении, оценки соотношения между разными статьями и формами отчетности.

Часто встречающиеся ошибки, выявленные в ходе аудита:

1. Ослаблен аналитический учет.

2. Несвоевременное оприходование основных средств

3. Неправильно формируется первоначальная стоимость поступивших объектов основных средств.

4. Начисление амортизации по полностью самортизированным объектам.

5. Неправильно организован учет (некорректное составление хозяйственных операций, неправильное исчисление налогооблагаемой прибыли при продаже основных средств)

В конце проверки аудиторы определяют количественное влияние выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности и фиксируют их в своих рабочих документах.

 

5 вопрос

 

Проверка операций с нематериальными активами осуществляется на базе следующих нормативных документов:

- Гражданский кодекс РФ;

- Налоговый кодекс РФ;

- ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ;

- ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ;

- План счетов и инструкция по его применению;

- ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»;

- ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименование мест происхождения товаров»

- ФЗ «Об охране программ ЭВМ и баз данных»;

- ФЗ «Об авторском праве и смежных правах».

Источниками информации служат:

- договоры купли-продажи объектов НМА;

- авторские договоры;

- акты приемки-передачи объектов НМА;

- свидетельство на право пользования, в том числе природными ресурсами;

- протоколы собраний учредителей, в том числе протоколы о внесении объектов НМА в уставный капитал;

- карточки учета НМА;

- акты списания НМА;

- учетные регистры по счетам 04,05;

- главная книга;

- положение об учетной политике;

- бухгалтерская отчетность.

При проверке операций с НМА аудитор решает следующие задачи:

1. Аудитор должен изучить состав и структуру НМА, подтвердить право собственности на них.

2. Подтвердить первоначальную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета НМА.

3. Установить правильность отражения в учете операций с НМА.

4. подтвердить достоверность начисления и отражения в учете амортизации по НМА.

5. Оценить качество проводимых инвентаризаций НМА.

Решая 1 задачу, аудиторы должны убедиться, что объекты, которые отражены в составе НМА, действительно являются ими, и для этого они подтверждают характерные для НМА особенности:

- объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, т.е. объект предназначении для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации или для использования в деятельности, направленной на достижение цели создания некоммерческой организации;

- организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в т.ч. организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации: патенты, свидетельства, охранные документы);

- возможность выделения или отделения объекта от других активов;

- объект предназначен для использования в течение длительного периода времени, т.е. сроком полезного использования свыше 12 месяцев;

- организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев;

- фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

- отсутствие у объектов материально-вещественной формы.

К нематериальным активам относятся: право пользования программами, товарные знаки, авторские права, ноу-хау, патенты и т.д. К НМА не относятся: лицензии, расходы, связанные с созданием юридического лица и т.д.

Для подтверждения первоначальной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета НМА аудиторы разрабатывают тесты, вопросники, на основании которых устанавливается оценка надежности системы внутреннего контроля и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования.

На следующем этапе аудиторы изучают правильность оценки НМА и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по их движению. Для этого устанавливается способ приобретения НМА и соответствие ему примененной оценки НМА. При этом особое внимание аудиторы должны обратить на правильность формирования первоначальной стоимости НМА в зависимости от способа поступления (покупка, дарение, вклад в уставный капитал, создание). Проверка операций по выбытию НМА включает изучение правильности оформления документов по выбывшим НМА и отражение их у учете (все операции, которые связаны с выбытием НМА, отражаются на счете 91).

При решении 4 задачи аудиторы должны подтвердить правильность применения установленного в учетной политике способа начисления амортизации, достоверность расчета суммы амортизации и отражение этих сумм на счетах бухгалтерского учета. Выбранный способ должен применяться в течение всего срока полезного использования НМА. Амортизация по НМА не начисляется в некоммерческих организациях и с неопределенным сроком полезного использования.

Изучая операции с НМА, аудитору необходимо обратить внимание на возможное ошибочное включение в их состав различных лицензий со сроком использования до года. Чтобы избежать ошибок в организациях должна ежегодно проводиться инвентаризация. При этом отличительная особенность этой инвентаризации заключается в том, что происходит изучение не самих объектов учета, а документов, которые подтверждают наличие таких объектов.

Оценивая качество такой инвентаризации, аудиторы рассматривают подробный список НМА и прилагаемых к нему правоустанавливающие документы. В этом списке должны быть указаны перечень всех объектов НМА, принятых на учет, дата и основания поступления их в организацию, срок полезного использования каждого объекта, объекты, по которым начисляется амортизация, их первоначальная стоимость, норма и сумма фактически начисленной амортизации.

Часто встречающиеся ошибки при аудите НМА:

1. Неправильное отнесение отдельных видов расходов к НМА.

2. Неправильное начисление амортизации по отдельным объектам НМА.

3. Отсутствие первичных документов или оформление их с нарушением установленных требований.

4. Неправильное определение первоначальной стоимости поступивших НМА.

5. Слабый контроль за ведением учета НМА.

Выявленные расхождения и недостоверные данные аудитор регистрирует в рабочих документах и определяет их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...