Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ричард Лоув - Последний ребенок в лесу. Как спасти наших детей от синдрома дефицита общения с природой




 

www.e-puzzle.ruwww.e-puzzle.ru

Нынешнее поколение детей совершенно оторвано от мира природы; вместо того чтобы просто бродить по лесу, они изучают его на уроках природоведения. Сегодня дети прекрасно разбираются в компьютерных играх, но не знают, как выглядит дубовая роща, и не помнят запаха соснового бора; природа для них - абстракция, а не реальное переживание. Природа, как ничто другое, помогает ребенку обрести душевное равновесие, она может питать его душу и стать для него источником глубоких переживаний и творческих озарений. Книга американского журналиста Ричарда Лоува "Последний ребенок в лесу" - это страстный призыв ко всем родителям поднять наших детей с диванов, оторвать от экранов телевизоров и компьютеров и вновь пробудить в них интерес к миру природы. Автор показывает, что непосредственное общение с природой необходимо для полноценного развития ребенка, для физического и эмоционального здоровья человека и что "синдром дефицита общения с природой" является причиной многих серьезных проблем: ожирения, агрессии, расстройства внимания, депрессий. Ричард Лоув предлагает родителям и учителям практические способы восстановления прерванной связи и рассказывает о том, как приобщить наших детей к природе, чтобы вырастить их здоровыми и более приспособленными к жизни.

 

Джейсону и Мэтью

 

И ходил ребенок, куда хотел, ходил изо дня в день,

И на какой бы предмет ни взглянул,

тотчас в тот предмет он превращался,

И предмет тот становился частью его на часть дня,

а то и на день,

Если не на много лет, а то и на долгие годы.

 

Юная лилия стала частью ребенка,

И трава, и белое и красное сияние утренней зари,

и белый и красный клевер.

А еще песня ночной птицы,

И трехмесячный ягненок, и бледно‑розовой свинки приплод.

Да малый жеребенок, да теленочек малый…

 

Уолт Уитмен

 

Я люблю играть дома, потому что там есть электрические розетки.

Четвероклассник из Сан‑Диего

 

Одна из самых волнующих, хорошо написанных книг из тех, которые я, насколько мне помнится, читал в последнее время. Она соперничает с «Молчаливой весной» (Silent Spring) Рейчел Карсон.

Газета The Cincinnati Enquirer

 

Серьезно и оригинально… Лоув очень настойчиво и красноречиво доказывает, что наши мамы были правы, твердя нам день за днем: «Идите поиграйте на улице».

Газета The Christian Science Monitor

 

Красноречивая, очень нужная и своевременная книга. В ней изложены важные идеи и способы их осуществления. Книга для родителей, школ и общественности.

Сэмюэл Ошерсон, доктор философии, автор книги «Найдем наших отцов» (Finding Our Fathers)

 

Эту книгу обязательно должны прочесть родители…

Газета The Boston Globe

 

Природе нужны ее дети. Откуда же возьмутся те, кто будет о ней заботиться? Книга Лоува – призыв к действию, она не только предупреждает об опасности, но и предлагает массу новых идей.

Еженедельник Publishers Weekly

 

Объяснить, почему книга Лоува так важна, можно одним предложением. «Наши дети, – пишет он, – принадлежат к первому поколению, которое растет без контакта с миром природы». Этот факт играет очень большую роль, и «Последний ребенок в лесу» предельно ясно объясняет почему и показывает, как вернуть утраченное.

Журнал The Ecologist

 

Одна из лучших книг, которые я читал за последние годы.

Газета The Fort Collins Coloradoan

 

Это самая простая, самая мудрая, самая полезная книга из всех, которые я когда‑либо читал. Это книга о личностных проблемах как наших детей, так и нас самих в конкретной исторической ситуации, когда мы вступаем в новый, двадцать первый век.

Томас Берри, автор «Мечты о земле» (The Dream of the Earth)

 

Эта книга – предупреждение у самой черты, переступив которую мы вырастим поколение роботов.

Газета The New York Times

 

Наше общество лишилось природы, и, кажется, мало кто понял серьезность того, что телевизор и Интернет вытеснили природу из жизни наших детей. Эта книга – необходимое средство для их выздоровления. Ее нужно прочесть всем родителям, но не менее важно, чтобы все учителя приняли ее близко к сердцу и направили своих учеников навстречу природе.

Пол Дэйтон, доктор философии, обладатель премии натуралистов Э. О. Уилсона

 

Захватывает… Завораживает.

Газета St. Louis Post‑Dispatch

 

Какое впечатление… Несет в себе силу полемики, но не растравляющей душу, а дающей ощущение бодрости, как после дневной прогулки.

Газета The Austin (TX) American‑Statesman

 

Читая последнюю главу, я обнаружил, что глаза мои увлажнились и расширились от изумления, и я потянулся за влажными салфетками, думая о том, не могу ли и я записаться в команду Лоува.

Газета The San Diego Union Tribune

 

Великолепно, призывает к действию.

Журнал Healthy Beginnings

 

Наши дети оказались участниками обширнейшего эксперимента: они стали первым поколением, которое растет без очень важного для человека контакта с миром природы. Ричард Лоув показывает, как это влияет на наших детей, и дает разумные советы по поводу того, как восстановить длившуюся веками связь между человеком и всей остальной планетой.

Билл Маккиббен

 

Честная, продуманная и хорошо написанная книга. Она оказалась одной из первых книг, в которых отражена эта насущная проблема.

The Atlanta Journal‑Constitution

 

Призыв очнуться.

Журнал Spirituality And Health

 

Призыв Лоува к играм на воздухе очень убедителен, а возможность использования природы вместо лекарства против многих современных болезней настолько воодушевляет, что не увлечься этой идеей просто невозможно.

Журнал Audubon, редакторская подборка

 

Замечательный способ оторвать наших детей от Интернета и дать им снова побродить на свободе в лесу.

Майк Дэвис, автор «Экологии страха» (Ecology of Fear)

 

Взбудоражившая общество новая книга Лоува о природодефиците у детей… вызывает дискуссии и вопросы у людей во всем мире.

Журнал Parade

 

«Последний ребенок в лесу» – это не ностальгическое воспоминание. Мистер Лоув приводит массу доказательств выдвинутого им положения.

Газета The Wall Street Journal

 

Написано от души и умно, соседство анекдотов и научных исследований вполне уместно. Лоув дает любым читателям – будь то учителя, ученые, родители – оценку социальных и экологических последствий разлада между американским обществом и природой и описывает новые пути приобщения детей к природе, что позволит вырастить их здоровыми и более приспособленными к тому, чтобы взять на себя заботу о нашей планете.

Трейг Тафтс, натуралист, руководитель Национальной федерации по охране окружающей среды

 

Потрясающе… Приводит весомые аргументы в пользу того факта, что природа помогает детям развивать в себе способность чувствовать, стимулирует воображение и учит их рисковать с умом.

Газета The Monroe (LA) News‑Star

 

У Лоува есть что посоветовать родителям, учителям, политикам, городским архитекторам… Обязательное чтение для тех, кто интересуется данной темой.

Газета The Raleigh (NC) News And Observer

 

Эта книга открывает глаза родителям на проблемы их детей и на свои собственные. Надеюсь, она станет поворотной точкой, так как вполне заслуживает этого.

Бернис Вейсбоурд, заместитель редактора журнала Parents и автор книги «Начнем с семьи» (Putting Families First)

 

В «Последнем ребенке в лесу» есть много обнадеживающего, так как в основе этой книги лежит множество научных исследований, которые доказывают, что союз с миром природы может оказаться могущественным средством от большинства детских недомоганий нашего времени… Здесь приведены вдохновляющие примеры как способов действия, так и мест, где природа последовательно и неотступно возвращается в жизнь детей.

Газета The Madison (WI) Capital Times

 

Особую привлекательность представляют примеры из личного опыта Лоува, отца двоих сыновей, и его любовь к детям, которая и вдохновила его на создание этой книги.

Журнал In Balance

 

Призыв очнуться для родителей, учителей и всех, кого волнует будущее наших детей и всего общества в целом… Эта книга написана для того, чтобы поднять детей с кушеток и диванов, оторвать от экранов телевизоров и вновь зажечь в них природное любопытство и восторг… «Последний ребенок в лесу» потребуется каждому, кто воспитывает детей дома или в школе, она нужна всем, кто думает о будущем.

Марта Фаррелл Эриксон, доктор философии, сопредседатель Президентской инициативы по вопросам детства и главный руководитель консорциума «Дети, молодежь и семья», университет Миннессоты

 

От автора

 

Эта книга, как и большинство других, является результатом коллективных усилий. Она написана благодаря интеллектуальной и эмоциональной поддержке моей жены Кэти Фредерик Лоув и сыновей Джейсона и Мэтью, которые еще и помогали мне проводить исследования.

Издатель Элизабет Шарлатт и литературный агент Джеймс Левин сделали все, чтобы эта книга вышла в свет. Свойственные Элизабет умение четко видеть перспективу и мягкость позволили развить важное и отбросить лишнее. Работать с ней одно удовольствие. Эми Гэш из «Алгонкина» также помогала мудрыми и своевременными советами, то же можно сказать о Крейге Попеларсе, Айне Стерн, Брансоне Хуле, Майкле Тайекенсе, Эймей Болленбах, Катарин Уард и всех остальных сотрудниках издательства «Алгонкин». Все трудности издательского процесса разделил с нами мой талантливый друг Дин Сталь – он мне почти как брат. Неоценимую поддержку оказали редакторы Джон Шор, Лайза Поликов и Шерил Никчитта. Книга появилась благодаря моим друзьям и коллегам журналистам, с которыми я общался долгие годы. Среди них Элен и Дэвид Копли, всегда поддерживавшие мои публикации в San Diego Union‑Tnbune и «приютившие» в этом издании многие ранние идеи (позднее они были развиты в этой книге), а также сотрудничавшие со мной многие годы редакторы Кэрин Уиннер, Билл Осборн, Берни Джонс, Лора Цикало, Джейн Клиффорд и Питер Кайе. Спасибо всем, кто своевременно помогал ценными советами и делился наблюдениями: Джону Джонсу, Дэвиду Боу, Лари Хинманну, Карен Керчелих, Розмари Эриксон, Р. Лари Шмит, Медиссе Болдвин, Джеки Грину, Джону Пару, Марти Эртксону, Джону Фунабики, Биллу Стотерсу, Майклу Стерне ру, Сюзан Бейлз, Майклу Голдштейну, Сьюзан Уайт, Боб Лоуренс, Джаннетте Ди Вайзе, Гари Шеблеру, Анни Пирсе Хокер, Джанет Фаут, Нилу Пиерсу, Лавонне Миснер, Мелиссе Мориарти, сотрудникам DMG и особенно Майклу Лоуву.

Благодарю за терпение и поддержку партнеров Движения за изменение мира: Институт адвокатуры, аспирантуру Роберта Ф. Вагнера в Нью‑Йоркском университете и фонд Форда.

Хотя не принято выражать благодарность людям, которых цитирует автор, я не могу не отдать дань уважения и не высказать слов благодарности двум группам людей: учителям, особенно Джону Рику, Бренди Келсо, Тине Кафке Дэвиду Уарду и Кэнди Вандерхоф, которые сделали все, чтобы их ученики рассказали мне о себе, и самим учащимся (имена некоторых были изменены), а также всем профессорам и ученым, работающим в этой области. Особенно я благодарен Луизе Шаула, которая не только поделилась со мной своими открытиями, но и обратила мое внимание на другие работы, о которых вы прочитаете в этой книге. Я приношу извинения тем, чьи слова я здесь не привел, но чья работа при этом представляет не меньшую ценность.

И в заключение я хочу с благодарностью отметить вклад Элейн Брукс, которая не дожила до выхода этой книги, но которая говорит с вами с ее страниц.

 

Вступление

 

Как‑то вечером, когда мои мальчики были гораздо младше, чем сейчас, десятилетний Мэтью, сидевший напротив за ресторанным столиком, посмотрел прямо на меня и серьезно сказал:

– Пап, что ж это, получается, когда ты был мальчишкой, было веселее?

Я спросил, что именно он имеет в виду.

– Ну видишь, ты все рассказываешь о своих лесах, всяких домах‑деревьях и как ты на лошади съезжал в низину, прямо к болоту.

Сначала мне показалось, что он просто меня поддразнивает. Я и вправду часто ему рассказывал, как, бывало, привязав к веревке кусочек печенки, приманивал в тихой заводи речных раков, – сейчас не так‑то просто встретить мальчишку за подобным занятием. На самом деле я, как и многие родители, склонен идеализировать собственное детство и зачастую недооценивать способности своих детей играть с таким же увлечением и изобретательностью, как когда‑то играл я. Но сын мой был серьезен – он чувствовал, что лишен чего‑то очень важного.

И он был прав. Американцы моего возраста, дети времен демографического бума[1]и ему предшествовавшего периода, вовсю наслаждались свободными и естественными играми, которые в эру детских пейджеров, SMS‑сообщений и игровых приставок стали казаться старомодным артефактом, не более.

За несколько десятилетий дети стали воспринимать природу совершенно иначе. Их отношение к ней в корне изменилось. Сейчас они прекрасно осведомлены о серьезных опасностях, которые угрожают окружающей среде, однако их физический контакт, их непосредственная близость к природе постепенно ослабевает. Когда я был ребенком, ситуация была совершенно иной.

Мальчишкой я и не подозревал, что лес, в котором играю, экологически связан с другими лесами. В 1950‑е никто не говорил нам о кислотных дождях и дырах в озоновом слое, не знали мы и о глобальном потеплении. Зато я знал свои леса и поля, знал каждый изгиб речного берега и каждую ямку на ведущей к реке тропинке. Даже во сне я бродил по своим лесам. Сегодня, кажется, любой ребенок сможет рассказать о тропических зарослях Амазонки, но не припомнит, когда же ему в последний раз приходилось обследовать безлюдные лесные уголки или лежать в поле, слушая ветер и глядя на плывущие в небе облака.

В этой книге рассказывается о неуклонно возрастающем разрыве между молодым поколением и миром окружающей природы, анализируются экологические, социальные, физиологические и психологические последствия, к которым приводит этот разрыв. В ней собраны исследования, которые убедительно доказывают, что для здорового развития ребенка, как, впрочем, и любого взрослого, необходим тесный контакт с природой.

Сконцентрировав особое внимание на детях, я пишу здесь о тех американцах, которые родились за последние три десятилетия. Даже если принять как факт, что мы любим природу, происшедшие в наших с ней взаимоотношениях изменения ошеломляют. Так, например, совсем недавно летний лагерь был местом, где люди устраивались на ночлег, ходили в походы в лес, узнавали что‑то новое о растениях и животных, рассказывали у ночного костра истории о призраках и пумах. Сегодня все совсем не так, и «летний лагерь» стал местом, куда приезжают сбросить лишний вес, или из простого лагеря превратился в компьютерный. Для нового поколения природа из реальной превратилась в абстрактную. Она все больше становится тем, за чем мы наблюдаем, что едим и надеваем – и что мы игнорируем. Недавно в одном из рекламных роликов показывали, как по берегу горной реки, среди такой красоты, что дух захватывает, мчится внедорожник. А на его заднем сиденье двое ребят, не обращая никакого внимания ни на пейзаж за окном, ни на реку, смотрят фильм на откидном экране видеоплеера.

С тех пор как историк Фредерик Джексон Тернер сказал о том, что американских первопроходцев как таковых больше не существует, прошел уже век[2]. Дебаты по поводу этого заявления ведутся и по сей день. Сегодня можно поставить крест еще на одном, более важном явлении.

Наше общество учит молодых людей избегать непосредственного контакта с природой. Этот урок преподносится и в школах, и в семьях, и даже в организациях, связанных с занятиями на открытом воздухе; он проник в законодательные и управляющие структуры многих наших муниципальных общин. Во всей нашей системе, в пропитанных идеей урбанизации планах, в отражающей позицию общества культуре природа непреднамеренно стала ассоциироваться скорее с обреченностью и страхом, нежели с источником радости и уединения. Руководствуясь благими намерениями, средства массовой информации, система школьного образования, да и сами родители весьма преуспели в том, что дети стали бояться лесов и полей. Мы наблюдаем, как в свободно разрушающейся системе высшего образования естественно‑научные Дисциплины, например зоология, отмирают, уступая место более абстрактным и востребованным, таким как микробиология и генная инженерия. В стремительно развивающихся технологических процессах стирается различие между подходом к людям, животным и машинам. Идея последнего времени о том, что реальность сконструирована, что мы лишь часть программы, говорит о безграничности возможностей человека. Однако то обстоятельство, что часть жизни, которую молодые люди проводят в естественной природной среде, постоянно уменьшается, ведет к ослаблению чувственного восприятия человека как в физиологическом, так и в психологическом плане, а это, в свою очередь, означает утрату огромного богатства – глубины и полноты восприятия в целом.

И в то же самое время, когда нарушается связь между молодым человеком и естественной природной средой, неуклонно растет число исследований, подтверждающих, что наше умственное, физическое и духовное состояние непосредственно связано с природой и близость к ней оказывает на человека самое благотворное влияние. В некоторых работах выдвигается предположение, что продуманное обращение молодых людей к природе может оказаться весьма действенным средством терапии в случаях нарушения способности концентрации внимания и в борьбе с другого вида заболеваниями. По мнению одного ученого, мы теперь можем со всей определенностью сказать, что контакт с природой необходим детям не меньше, чем хорошее питание и здоровый сон.

Восполнить дефицит – наладить разорвавшуюся связь между ребенком и природой – в наших с вами интересах. И к этому взывает не только справедливость, этого требует не только эстетическое чувство. Необходимость действовать продиктована тем, что от восстановления связи с природой зависит и наше интеллектуальное развитие, физическое и духовное состояние. От этого зависит здоровье всей планеты. От того, как будет взаимодействовать с природой молодое поколение, как будет оно воспитывать своих детей, зависят условия жизни в наших городах и жилищах – словом, вся наша повседневная жизнь. На страницах этой книги исследуются альтернативные пути будущего развития: базирующиеся на принципиально ином отношении к природе школьные программы, пересмотр и изменение планировки в условиях урбанизации – то, что теоретики называют грядущим «зоополисом»; рассматриваются варианты обращений с призывами экологических групп, а также направления деятельности организаций, убеждающих общество в очевидном: природа является неотъемлемым условием духовного развития детей. Со страниц этой книги с вами заговорят родители, дети, бабушки и дедушки, учителя, представители религиозных направлений, ученые, специалисты по проблемам окружающей среды, иные исследователи. Они расскажут о происходящих сейчас изменениях. Некоторые из них представят вам картину иного будущего, в котором дети вновь обретут единство с природой, а люди научатся по‑настоящему ценить и защищать естественный мир.

Когда я работал над этой книгой, то, к своей радости, обнаружил, что многие представители юного поколения, первым испытавшего на себе, что такое недостаток общения с природой, соприкоснувшись с ней, все же сумели интуитивно почувствовать, сколь многого лишились. Тяга молодых людей к природе придала мне сил. Они противятся стремительному уходу из мира реального в мир виртуальный, из настоящих гор – в матрицу. Они не хотят оказаться последними детьми, побывавшими в лесу.

И все же моим сыновьям грозит опасность испытать на себе то, что Билл Маккиббен назвал «концом природы», – бесконечную печаль мира, которой не избежать ни одному из живущих в нем людей[3]. Но существует и иная возможность: не гибель природы, а возрождение чуда и радости жизни. Скорбное заявление Джексона об исчезновении духа американских первопроходцев было справедливо только отчасти. Одна граница стерлась, но за ней появилась вторая, в пределах которой американцы романтизировали и покоряли, защищали и губили природу. А теперь граница там, где фермерские угодья, где дорога уходит в лес, где раскинулся национальный парк, и мы всем сердцем чувствуем, как она исчезает или меняется до неузнаваемости.

Но, как и раньше, наши взаимоотношения с природой могут перейти на иную, более высокую ступень. И эта книга – рассказ о завершении раннего периода и одновременно о новом этапе развития, о более совершенной жизни в союзе с природой.

 

Часть I

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...