Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуализация опорных знаний

Тема: Родной край - часть большой страны. Пустыни

 

Цели:

образовательная: формировать у учащихся понятие "пустыни", познакомить с ее характерными особенностями, обучать учащихся определять существенные признаки природных зон и сравнивать их используя метод моделирования.

развивающая: развивать интерес к предмету, сравнивать явления и обобщения.

воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Оборудование: карта природных зон, индивидуальные блок-схемы, карточки, демонстрационный материал.

Форма урока: Урок - путешествие.

Тип урока: Новая тема.

Межпредметная связь: биология, казахский язык.

План:

Орг. момент

Осн. часть

1. Эко-разминка

2. Опрос Д/З

.   Актуализация опорных знаний

.   Изучение нового материала

.   Эко-остров

.   Закрепление нового материала - Рефлексия

Итог

Обобщение

Д/З

Ход урока:

I.  Орг. момент

Осн. часть

1. ЭКО-РАЗМИНКА ( по группам )

-   Что такое экология?

-   Что такое природа?

    Какие пять признаков жизни вы знаете?

2. ОПРОС Д\З (по группам)

Что такое степь? Какие они бывают?

-   Составьте цепи питания для степи.

    Подчеркните животные степей

песец, корсак, хомяк, заяц-беляк, олень, беркут, лось, сайгак, джейран.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

(показ схемы)

 

 

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (работа со схемам).

Мы продолжаем путешествие по природным зонам нашей страны. Видя, схему вы наверно догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно пустыни, вот как она описывается в стихотворении:

Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется в пустыни

на желтый песок.

С чем ассоциируется у вас слово пустыня?

пустыня природа родной край

(Это жёлтое и голубое. Жёлтое - пески под ногами, голубое - это небо. Пески, небо, земля опалённая солнцем. Камни почерневшие от солнца и лопнувшие от жары - вот такая пустыня.)

Природу пустынь мы будем изучать по плану блок-схемы, которую мы составили в начале изучения природных зон (работа в индивидуальных блок - схемах) стр.79-80

·   Пустыня - это жаркие и засушливые области земли (СХЕМА)

Самые крупные пустыни мира - Сахара в Африке

Виктория в Австралии

Атамака в Южной Америке

Самые большие пустыни на материке Евразия, расположенные в средней Азии - это Каракумы, Кызылкумы, Мойынкумы, Бетпакдала.

Ребята как вы думаете. Почему название пустынь оканчиваются на " кумы "? (перевод с каз. языка " кум " - песок)

-   Подумайте, каким цветом обозначена пустыня на карте?

    Давайте заполним следующую схему: Пустыни бывают

Ø песчаные

Ø солончаковые

Ø глинистые

Ø каменистые

Небольшую часть площади Казахстана занимают пустыни, но нужно отметить, что каждая пустыня имеет свой растительный и животный мир.

На юге Казахстана около реки Сырдарья находится пустыня Кызылкум - "красные пески", это песчаная пустыня, ее поверхность холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3-8 м, они называются барханы. Образуются они при движении песков под воздействием ветра.

Одна сторона их пологая, другая крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники, колодцы. Но растения, оказавшись под песком, выпускают новые корни и продолжают расти.

Между хребтом Каратау и рекой Чу расположена глинистая пустыня Мойынкум, ее поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд.

И в песчаной, и в глинистой пустынях встречаются участки почвы, их называют солончаками - содержание в почве большого количества соли.

(СХЕМА)

Климат - Лето в пустынях продолжается пять месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30С, местами жара доходит до +40…+50С. В результате этого образуются такыры. Зима длится 2 - 3 месяца. Средняя температура - 12С. Снеговой покров невелик - 10 см.

ВЫВОД: Сухость, обилие света, жара, мало осадков (СХЕМА)

Растения:

-   Если в пустыняхзасуха и жара, то за счет чего живут там растения? (за счет приспособляемости - их корни глубоко уходят в землю, листья мелкие, или колючки) стр. 80-81-чтение сообщений детей

-   Саксаул - дерево пустыни. Ствол крепкий, сучья крученные, крона у него массивная. Он хорошо переносит засуху, осенью созревают плоды, ветер разносит их.

    Встречается песчаная акация - небольшое дерево с крохотными листьями.

    Очень ценны такие растения пустыни - как селин, верблюжая колючка, песчаная полынь, жузгун, ковыль; весной цветут маки, тюльпаны. (СХЕМА)

А теперь поговорим об оазисах - это участки пустынь вблизи водоемах с богатой растительностью и животным миром. (Минутка тишины - описание своих оазисов)

Животные.

К суровым условиям пустынь привыкают и животные (стр. 82-83)

-   Можно ли по внешним признакам догадаться, к какой природной зоне они обитают? (чтение сообщений детей)

v Описание зверька: лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, хвост льва. Кто это? (тушканчик)

v Сколько важности в походке!

По пустыне - сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (верблюд)

v Очень быстрое животное, достигает добычу бегом? (джейраны, куланы)

Значение пустынь стр. 84-87 Земледелие, животноводство.

5. ЭКО-ОСТРОВ В пустынной зоне созданы заповедники - Барсакелмес и Устюрт (чтение стихотворений о защите природы, беседа об эпиграфе урока).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...