Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Три поколения «подводных авианосцев»

Александр Сергеевич ПАВЛОВ

УДАРНАЯ СИЛА ФЛОТА (подводные лодки типа «Курск»)

 

Якутск • 2001

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Нет никакого секрета в том, что советский военно-морской флот в послевоенное время создавался в основном для противодействия флоту американскому. Естественно и правильно то, что наши руководители пытались найти для достойного ответа нестандартные и неадекватные решения. Начни мы, к примеру, сразу же после войны реализовывать паритетную авианосную программу, страна разорилась бы не к 1991 году, а лет на 30 раньше.

Шутки шутками, но к 1957 году только в ВМС США числилось 17 ударных, 13 тяжелых авианосцев, 7 легких авианосцев ПЛО, 11 конвойных, 22 вспомогательных, 23 авианосца-вертолетоносца, плюс резерв. В условиях холодной войны, которая могла и планировалась перерасти в «горячую», с авианосцами надо было научиться бороться обязательно – они первыми получили на вооружение ядерное оружие и тяжелые самолеты для его доставки, став главной силой на море (с 1957 года, до ввода в строй системы «Поларис», именно они составляли основу морских стратегических ядерных сил США).

Но задача эта очень сложная – ни одна страна даже не пыталась создать какие- либо средства борьбы с авианосцами, как с классом кораблей. Все упиралось в огромную площадь Мирового океана, высокие возможности авиации, которая могла создать глубоко эшелонированную оборону.

И все-таки какие-то шансы поразить такую крупную и хорошо защищенную цель появились у дальней ракетоносной авиации и у атомных подводных лодок, вооруженных самолетами-снарядами. Но если палубная авиация НАТО уже в скором времени показала, что у наших самолетов- ракетоносцев шансы уменьшаются, то с подводными лодками все было значительно сложнее: «они» научились засекать всплывшую для старта лодку, зато у советских ракет увеличилась дальность стрельбы. Следующий шаг- подводный старт, ответ- усиление эффективности противолодочной обороны и систем обнаружения, с нашей стороны вновь увеличение дальности, внедрение «искусственного интеллекта», космического целеуказания… Так когда- то соревновалась броня со снарядом. Между прочим, в итоге нам удалось убедить потенциального противника в перспективности применения ракет с подводных лодок и они, хотя и запозданием, приняли на вооружение несколько видов ракет с подводным стартом.

 

К началу 80-х годов, наконец, соревнующиеся уравнялись в шансах. Фактически, ситуация в битве на море к этому времени между авианосной группой и «волчьей стаей» могла оцениваться как 50:50. Возможности созданной боевой системы вплотную приблизились к поставленной задаче.

Речь сегодня пойдет об ударных атомных лодках проекта 949, своеобразных подводных авианосцах, ставших реальной угрозой для надводных кораблей этого класса. Интерес к ним велик- и со стороны иностранных разведок, как к сокровищнице технологических секретов, и со стороны собственных любителей флота, как к необычному современному кораблю.

После трагической гибели подводной лодки «Курск» практически весь мир был прикован к событиям в Баренцевом море. Так или иначе, в период пика интереса к событиям вокруг «Курска» все нормально мыслящие люди изучали ее конструкцию: каждая домохозяйка знала, что у погибшей субмарины есть девятый отсек, спасательная камера, прочный корпус, переборки…

Но приходится признать, что из газет и телевидения специалисты так и не смогли определить, почему события на лодке развивались таким непонятным образом и что, собственно, привело к трагедии, а домохозяйки, несомненно, так и не смогли понять общего устройства подводной лодки, назначение и смысл многих, даже часто мелькавших названий. Автор не ставит перед собой никаких сверхзадач: просто хотелось бы мысленно пройтись по проекту 949, чтобы составить хоть некоторое представление об ее устройстве, назначении и боевых возможностях.

 

ТРИ ПОКОЛЕНИЯ «ПОДВОДНЫХ АВИАНОСЦЕВ»

 

К середине 1945 года огромный практический задел в разработке ракетного оружия был лишь у Германии, зато полученные странами- победительницами ракетные технологии были в США и СССР в полной мере использованы и умножены. Первые разрабатываемые в этих странах самолеты- снаряды, снаряженные ядерной боеголовкой, предназначались для стрельбы по берегу. 1 декабря 1954 года на правительственной пресс- конференции Пентагоном было впервые сделано заявление, что управляемый самолет- снаряд «Регулус» успешно запущен с подводной лодки «Танни», хотя ранее аналогичные старты были произведены с авианосца «Мидуэй» и судна «Нортон Саунд». Успехи были налицо, но американцы очень скоро вообще отказались от развития такого типа ракет: на горизонте замаячили более перспективные твердотопливные баллистические ракеты, с подводным стартом и более высокой точностью стрельбы, с меньшей уязвимостью и большей дальностью. Противокорабельный вариант самолетов-снарядов у них и не рассматривался: ни один флот мира тогда не имел заслуживающих внимания целей на море для таких ракет. Стоили эти снаряды чуть дешевле, чем небольшой корабль. Кроме этого, тогда еще существовала определенная проблема в надежном получении дальнего целеуказания.

Перед советскими моряками и разработчиками ракет как раз такие цели- американские авианосцы и другие тяжелые корабли- были. Трудно даже представить, если бы и мы по примеру американцев отказались от крылатых ракет или не смогли их создать: с чем бы тогда пришлось выходить в океан? Поэтому развитию этого направления, в качестве противовеса авианосным ударным группам, был отдан приоритет. Политики, что были тогда у власти, к ракетам относились с любовью, надеждой и верой (тем более, что сын Хрущева создавал ракеты, отец их внедрял).

Целеуказание должно было поначалу добываться так: руководством страны флоту ставилась задача непрерывно и скрытно отслеживать каждую авианосную группу в океане с обязательным ее уничтожением в случае начала военных действий. Н.С. Хрущев на Совете Обороны в 1964 году заявил, что для этого флот должен иметь не менее 65 подводных лодок с противокорабельными крылатыми ракетами. Обращалось внимание на перспективу- подводный старт.

Так же, как и в Америке, все разработки, которые создавались для стрельбы по берегу и тем самым дублировали комплексы морских баллистических ракет, были остановлены. Зато противокорабельные системы получили развитие: для малых катеров и береговых войск была создана ракета П-15 (первый старт с катера 16 октября 1956 года), а для подводных лодок- П-6 (первые старты противокорабельного варианта в январе 1960).

Но объявленную национальной задачу требовалось решить в кратчайшие сроки, вот почему упор был сделан на количественный рост. Для этого в качестве носителей противокорабельных ракет были выбраны как дизельные, так и атомные лодки. При этом учитывался опыт создания первых кораблей с ракетами для поражения береговых целей: проектов 644 и 665 (на базе дизельной лодки 613 проекта) и атомной 659 проекта. В короткое время были готовы новые носители для противокорабельных ракет- дизельная проекта 651 и атомная проекта 675, которые несли по 4 и 8 пусковых установок. Это позволяло достаточно быстро нарастить количественный потенциал мощного противокорабельного оружия, хотя все и видели недостатки атомных лодок первого поколения и понимали ограниченные возможности дизельных лодок.

Вообще, в этот период испытывалось значительно большее количество ракет, но дальнейшее развитие получили только два указанных типа, благодаря одной особенности- автомату раскрытия крыла в начале полета. Таким образом, размещение и хранение ракет на кораблях стало возможным в компактных контейнерах, а значит, в больших количествах. Это было важное достижение.

Теперь, когда ракеты были, пришлось решать проблему получения целеуказания. Следить за каждой АУГ постоянно было нереальной на те годы задачей. Даже быстроходные надводные корабли иногда упускали из виду применявшие тактические приемы авианосцы. Невозможно было следить за АУГ, когда они входили в закрытые для наших кораблей терводы. Поэтому пришлось создавать сложную систему «Успех», для освещения дальней обстановки при помощи авиации. Самолеты, оснащенные мощными РЛС, «видели» все надводные цели и могли по запросу выдавать данные для залпа. В качестве резервного варианта предусматривалась стрельба с подводной лодки в режиме разведывательно- ударного комплекса, например, при устаревании полученных данных целеуказания. При этом одна из ракет П-6, взлетая на высоту до 10 км, транслировала на подводную лодку- носитель радиолокационную картину (шириной до 100 км) и оператор определял важность объектов для очередности нанесения удара, одной или несколькими ракетами. Далее, по сигналу, ракеты захватывали цели и производили наведение уже самостоятельно. Телеуправление (система «Аргумент») позволяло держать под контролем все изменения в обстановке, перенацеливать залп, но зато и демаскировало лодку, давая противнику четкую информацию о том, откуда и какие на них идут ракеты.

Известно, что с камикадзе американцы так и не научились бороться до самого конца войны. Ракета с системой самонаведения на конечном участке, летя на огромной скорости, на небольшой высоте, также практически не оставляла никаких шансов на самозащиту крупному кораблю. До сих пор эта проблема остается, для попытки ее решить разработаны зенитные и артиллерийские комплексы внутреннего рубежа самообороны (во многих из них, кстати, применяются снаряды со стержнями из обедненного урана), различные системы помех, но стопроцентной гарантии они не дают. Поэтому для отработки тактики применения крылатых ракет опыт П-6 был, несомненно, бесценен, но мало того, что телеуправление стало со временем демаскирующим фактором, американцы стали при помощи патрульных самолетов постоянно освещать надводную обстановку вокруг авианосцев, в пределах досягаемости П-6 (около 350 км). Через некоторое время после всплытия подводная лодка засекалась и могла быть уничтожена еще в период предстартовой подготовки. Надводный старт стал возможным лишь во втором эшелоне или при слабой авиационной поддержке соединений противника.

 

Успехи подводных пусков ракет «Поларис», создаваемых в США, переориентировали и наших конструкторов на старт из-под воды. Поскольку опыта по реализации запуска турбореактивного двигателя сразу после вылета ракеты из-под воды у нас не было, первые комплексы ракет с подводным стартом имели твердотопливные двигатели.

Тут стоит отдельно упомянуть о несерийной лодке с уникальными характеристиками, проекта 661, которая на испытаниях завоевала «голубую ленту» подводной скорости, дав 44,7 узла, а в дальнейшем послужила во многом в качестве прототипа для лодок следующего поколения. Она впервые вооружалась 10 ракетами «Аметист», имела титановый корпус и оснащалась только новейшим оборудованием. Максимальная дальность «Аметистов» с новыми твердотопливными двигателями достигала лишь 70 км, зато при этом, как оказалось, можно было обойтись без внешнего целеуказания. На таких расстояниях ЦУ вполне мог обеспечить собственный гидроакустический комплекс.

Примерно такая же ситуация («услышал-выстрелил-забыл») сохранилась и после принятия на вооружение ракетного комплекса «Малахит» с подводным стартом и увеличенной до 120 км дальностью стрельбы. Подводные лодки второго поколения проектов 670 и 670М практически весь период службы были настоящей грозой для американских авианосных соединений, хотя наши специалисты их критиковали, напирая на малую дальность стрельбы «Аметистов» и «Малахитов».

Тем временем на смену авиационной системе «Успех», которая выдавала «картинку» местонахождения кораблей, пришла морская космическая система разведки и целеуказания «Легенда». Флот получил беспрецедентные возможности по определению координат любого объекта в реальном масштабе времени. Можно было, не всплывая, или с перископной глубины, получить полную информацию о наличии сил, средств и возможных целей практически в любом районе океана – была создана основа для борьбы на море со всеми классами морских кораблей. Впервые по «Легенде» на предельную дальность «Гранитов» стреляли две лодки проекта 949 в 1985 году.

 

 

1) Винт, 2) Малый руль, 3) Вертикальный руль, 4) Рулевые машины, 5) Буй, 6) Преобразователи, 7) Отсек вспомогательных механизмов, 8) Люк, 9) Саншлюз, 10) АТГ, 11) Химлаборатория, 12) ГТЗА, 13) Отсек ГТЗА, 14) Люк, 15) Сушилка, 16) ЦП и жилой отсек, 17) «Самум», 18) Пеленгатор, 19) РКП, 20) РЛС, 21) ВСК, 22) Рубка, 23) Перископ, 24) ЦП, 25) Выгородка вентиляции, 26) Посудомоечная, 27) Жилой и аккумуляторный отсек, 28) Столовая, 29) Выгородка вентиляции, 30) Торпедный отсек, 31) Амбулатория, 32) Гальюн, 33) Торпеды, 34) Торпедопогрузочный люк, 35) Пост «Аметист», 36) ТА, 37) ГАС, 38) АБ, 39) Отсек аккумуляторов и ГАК, 40) Трюмный пост, 41) Помещение ГАК, 42) Кают-компания, 43) Кубрик, 44) Каюты, 45) Провизионка, 46) Душ, 47) Гиропост, 48) Тамбур, 49) Трюмный пост, 50) ЯР, 51) Электрокомпрессор, 52) ПГ, 53) Отсек АППУ, 54) ЯР, 55) ТГ, 56) Холодильная машина, 57) Компрессор, 58) Трюмный пост, 59) Рулевые машины, 60) Контейнеры, 61) Носовые выдвижные рули.

 

К началу 70-х годов главной силой флота начали считаться атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, СССР в ответ «Джорджу Вашингтону» начал строительство противолодочных авианесущих кораблей и подводных лодок- истребителей. Предполагалось, что наша авиастроительная промышленность в короткий срок сумеет создать корабельные самолеты, превосходящие по всем параметрам иностранные, а значит, противолодочный крейсер сумеет под собственным прикрытием не только выполнить задачи по поиску и уничтожению подводных ракетоносцев противника, но и нанести удар по любому корабельному соединению, поэтому лодок с противокорабельными ракетами много не нужно. Строительство их свернули, отдав приоритет стратегическим подводным ракетоносцам. Многочисленные проекты ПЛАРК, разработанные к этому времени, остались нереализованными.

Но шло время, а советская палубная авиация продолжала оставаться слабой. Зато к этому периоду резко возросла мощь авианосных ударных соединений ВМС США, за счет постройки новых многоцелевых атомных авианосцев, оснащенных сильным авиакрылом (до 100 самолетов, половина из которых- носители ядерного оружия), обладающих высокой боевой устойчивостью. В состав АУГ включались атомные крейсеры с развитыми системами обнаружения, целеуказания и поражения, в охранении таких соединений участвовали многоцелевые атомные субмарины- общая глубина гидроакустического наблюдения АУГ дошла до 200 км, радиолокационного наблюдения- до 650 км, а с использованием системы АВАКС- до 1300 км, корабельные истребители могли обеспечить перехват воздушных целей на дальностях до 900 км. Для потопления атомного авианосца (при расчете принята масса боевого заряда в 400 кг) необходимо было попадание до 25 торпед, или не менее 15 крылатых ракет, или 11 днищевых взрывов. Все это повышало ударные и оборонительные возможности потенциального противника.

 

Организационно угрожающие нам авианосцы входили во 2 флот (Норвежское и Северное моря), 6 флот (Средиземноморский) и 7 (Тихоокеанский), являлись силами передового базирования и в течение первых 3-5 суток могли нанести до 1500 ядерных ударов по объектам на территории СССР. Такого «мускулистого парня» обязательно требовалось нейтрализовать.

Задачу уничтожения авианосных ударных групп вновь пришлось доверить подводным лодкам с крылатыми ракетами, только совершенно нового, третьего поколения. Поиски по определению вида будущей «охотницы за авианосцами» начались в 1967 году, одновременно с началом работ по перспективной противокорабельной ракете.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Проработки по новой подводной лодке было решено поручить одновременно трем КБ, после выработки в декабре 1969 года ВМФ тактико- технического задания. Телеграммой за подписью Главкома ВМФ С.Г. Горшкова и министра судостроительной промышленности Б.Е. Бутомы от 2 февраля 1970 года СКБ-112, ЦКБ-16 и ЦКБ-18 поручалось выполнить проектную проработку по дальнейшему развитию атомных подводных лодок с крылатыми ракетами.

 

Дело в том, что после окончания работ по проекту 661 (уже упоминавшаяся скоростная титановая лодка) вышло Постановление ЦК и Совмина от 10 августа 1964 года по десятилетнему плану судостроения, в котором серийных лодок этого типа не предусматривалось. ЦКБ-16, тем не менее, продолжало дальнейшее развитие 661 проекта и после сдачи опытной лодки, поэтому по полученному заданию под руководством Н.И. Исанина было проработано три варианта, из которых третий (основной) имел на вооружении 16 перспективных ракет «Гранит», ГАК «Скат», 6 торпедных аппаратов с боезапасом до 22 торпед, водоизмещение 6210 тонн, длину 124 метра. Еще два варианта были проработаны для комплекса «Малахит», с возможностью замены на «Гранит», а также с освоенным промышленностью ГАК «Рубин». Лодка предполагалась титановой. Это предопределило ее судьбу, так как титан был еще очень дорогим и трудоемким материалом.

Горьковское СКБ-112 еще в 1967-68 году под руководством А.Г. Лещева рассмотрело несколько вариантов перевооружения строящихся лодок проекта 670 новым комплексом «Гранит». С 24 ракетами ее водоизмещение составляло 5200 тонн, но транспортировка на Север из Горького потребовала бы демонтажа оборудования и разделения корпуса на две половины. Поэтому в 1970 году ограничились лишь предложением по установке четырех ПУ на заказ С-721, для отработки комплекса и испытаний. Предложение не было принято.

Одновременно задание поступило и в ЦКБ-18. Проектные работы возглавлял П.П. Пустынцев. Поскольку подобных 661 и 670 проектам наработок здесь не было, они были взяты в качестве прототипа. При наличии той же самой номенклатуры вооружения, что и в варианте ЦКБ-16 (16 ракет «Гранит», 6 ТА двух калибров) подводный ракетоносец предполагался стальным, что удешевляло строительство и выгодно отличало «рубиновский» вариант от «малахитовского». Водоизмещение составляло 6700 т.

На основе всех этих проработок постановлением правительства от 16 июля 1970 года было принято решение о проектировании и создании подводной лодки с крылатыми ракетами третьего поколения, для включения ее в план военного кораблестроения на 1971-80 годы.

Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга В.Н. Иванов. В середине 1971 года был готов эскизный проект, а в 1975 году был утвержден технический проект. В августе 1977 года, после смерти П.П. Пустынцева, главным конструктором проекта 949 стал И.Л. Баранов, который позднее за создание этих лодок станет лауреатом Ленинской премии.

К этому периоду возможности потенциального противника лодки- «охотницы за авианосцами» еще более возросли: в составе палубной авиации ВМС США появились перехватчики «Томкэт», способные поражать цели на высотах от 10 до 22000 метров, одновременно обстреливая ракетами большой дальности «Феникс» до 4 летящих объектов. Самолет дальнего обнаружения и управления «Хокай» мог начать сопровождение нескольких десятков целей на расстоянии 450-500 км от авианосца, звено «Томкэ- тов» по его целеуказанию имело шанс сбить все 16 ракет, идущих на авианосец. У многих советских экспертов и военно-морских специалистов опустились руки.

Но Главком ВМФ С.Г. Горшков, который отстаивал создание таких «противоавианосных» лодок, рассудил иначе: по расчетам получалось, что уже 20 ракет в залпе имеют шанс прорвать «непробиваемую» ПРО, тем более, что ракеты «Гранит» предполагалось оснастить системами постановки электронных помех, защитить броней, создать особую систему наведения с управляемым целераспределением, а сам носитель должен был обладать повышенной скрытностью. Таким образом, принятое им решение о размещении 24 ракет явилось своего рода «подстраховкой» на будущее. Таким образом, по возможностям нанесения ракетного удара лодки этого типа превосходят даже надводные атомные крейсера.

Для потопления авианосца достаточно было 9 попаданий «Гранитами» в обычном снаряжении. Но это все, разумеется, по идеальным расчетам. Пожар на «Форрестоле» (29 июня 1967 года) не могли потушить целые сутки, ущерб составил 140 миллионов долларов, а ведь все началось со взрыва одной небольшой ракеты «Зуни». Да и была бы «непробиваемой» ПЛО АУГ, не сталкивались бы наши лодки с авианосцами…

«Гранит», ради которого и задумывалась новая лодка, создавался в реутовском ОКБ- 52 Главного конструктора В.Н. Челомея с 1969 года. Ракета ЗМ-45 планировалась как для подводного, так и надводного старта (но с «мокрым» вариантом, из заполняемой водой ПУ), имела сбрасываемый кольцевой твердотопливный стартовый ускоритель в хвостовой части, который работал под водой. После выхода из воды включался маршевый турбореактивный двигатель и начинался полет по заданному заранее режиму. Испытания нового комплекса П-700 (что означало задаваемую дальность в 700 км) начались в ноябре 1975 года со специальных стендов СМ-101, СМ-103 и СМ-107 и закончились в период вступления в строй головной подводной лодки проекта 949.

 

При создании АЭУ третьего поколения были поставлены задачи повышения ее мощности в два раза, без увеличения габаритов и массы, обеспечение требований безопасности, надежности, ремонтопригодности, маневренности. Для решения этих задач разработка ППУ осуществлялась на конкурсных началах, в котором принимали участие ОКБМ, НИКИЭТ, ЦНИИ имени Крылова и КБ Ижорского завода.

Работы по выполнению эскизного проекта атомной паропроизводящей установки для лодок третьего поколения были начаты в Горьковском ОКБМ еще раньше, в 1963 году, в отделе перспективного проектирования, поэтому ОКБМ в 1964 году в конкурсной борьбе выиграл право на дальнейшее продолжение работы.

При создании ППУ третьего поколения был сделан значительный шаг вперед по укрупнению оборудования блока парогенератора до уровня унифицированного агрегата, в который, кроме основного оборудования, были включены бак железоводной защиты, блоки биологической защиты, рама и другие части ППУ. При этом все системы были выполнены чрезвычайно компактно, с превращением их в отдельные агрегаты. Это повышало качество сборки, сокращало объемы монтажа, позволяло проводить унификацию элементов систем на разных заказах и делало возможной перевозку готового блока по железным дорогам. Технический проект был утвержден в 1971 году.

 

После завершения рабочего проектирования стендовой установки, которой был присвоен индекс ОК-650БК, в 1973-75 годах этот стенд был собран и испытан. АППУ для подводных лодок получила обозначение ОК-650Б-3, отличаясь от стендовой более мощными титановыми парогенераторами.

В процессе подготовки серийного производства выяснилось, что блок корпусов АППУ оказался все же очень сложным и трудоемким в изготовлении, длительные поиски привели к решению изменить конструкцию парогенераторов, за счет исключения блоков очистки и расхолаживания (их сделали отдельными), а также уменьшить количество корпусов ПГ с четырех до двух. К этому прибавилось то, что к концу 1975 года была закончена отработка малогабаритного прямотрубного парогенератора вместо традиционного змеевикового, при этом был достигнут в два раза больший съем мощности с единицы площади. Модернизированной установке был присвоен индекс 650М.01, а ее проект был утвержден в 1977 году. Он и пошел на лодки третьего поколения.

Теперь, когда количественно мы обогнали США, наконец-то жестко был поставлен вопрос о повышении качества лодок за счет снижения шумности и резкого увеличения дальности действия гидроакустики. При создании ГАК «Скат» был совершен переход на инфразвуковые частоты, которые, как известно, долго не затухают, внедрены развитые носовые, бортовые и буксируемые пассивные антенны с электронным формированием многолепестковых диаграмм направленности и управлением ими по пространству, цифровая обработка, автоматическая выдача целеуказания оружию.

В 1967 году ЦНИИ «Аврора» было дано задание по разработке средств комплексной автоматизации лодок третьего поколения. Первой явилась система управления и регулирования для стенда- прототипа ЯЭУ «Сталь-0», на основе которой и была создана КСУ ТС «Сталь-049». Принципиальным решением системы явилась разработка и внедрение децентрализации управления с организацией местных постов живучести в периферийных отсеках, поста аварийного управления ЯЭУ, предусмотренных на случай крупных пожаров, с выходом из строя центральных пультов управления. При этом, для обеспечения скоординированности действий операторов и вахтенных отсеков в аварийных ситуациях, впервые было организовано автоматизированное рабочее место командира БЧ-5.

 

Между прочим, в Северодвинске была изготовлена масштабная копия проекта 949, которая до 1986 года подвергалась различного рода испытаниям, в том числе и на взрывостойкость, вначале в Севастополе, а затем на Ладожском озере. Эта 25- метровая «рыбка» долгое время вызывала у всех вопросы, так как выглядела она вполне по боевому.

Что касается компоновочных решений, то можно сделать выводы, сравнивая две проектных школы: «малахитовскую» и «ру- биновскую». Если первые много экспериментируют, рискуют, за счет этого повышая боевые характеристики своих лодок, то вторые предпочитают отработанную, простую и прочную конструкцию, склоняясь к тому, что «воюют не водоизмещением».

 

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО

 

Атомная подводная лодка проекта 949А (шифр «Антей») создана на базе проекта 949 путем врезки дополнительного отсека (пятого) с целью размещения новой аппаратуры, для удобства компоновки. Внешний вид её весьма примечательный- оставив прочный корпус цилиндрическим на всем протяжении, а пусковые установки разместив по бортам, между прочным и легким корпусами, конструкторы получили весьма «широкоплечую» лодку, которая на фотографиях с носовых ракурсов напоминает батон. На прототипе- проекте 661 в районе ракетных шахт корпус в сечении имел форму «восьмерки».

Краткие характеристики проекта 949 («Гранит», первые два корпуса): водоизмещение надводное- 12500 т, полное подводное- 22500 т, размерения- 144 х 18 х 9,2 м, скорость надводная- 16 уз, подводная- 32 уз, мощность- 98000 л.с. Экипаж- 94 чел.

Основные характеристики модернизированного проекта 949А следующие: водоизмещение надводное- 14820 т, надводное полное- 15100 т, подводное- 19254 т, полное подводное (с учетом объема легкого корпуса)- 25650 т, что всего на 1000 тонн меньше, чем у надводных тяжелых атомных крейсеров типа «Киров»! Запас плавучести составляет 29,9 %, лодка сохраняет надводную (не подводную) плавучесть при затоплении одного отсека. Полная длина- 154,8 м, ширина- ровно 18 м, осадка в крейсерском положении носом- 9,1 м, на миделе- 9,3 м и кормой- 9,5 м, высота от киля до верха ограждения рубки- 18,3 м. Длина легкого корпуса- 151,8 м. Ширина лодки по кормовым горизонтальным рулям- 22 м, по НГР (в выдвинутом положении)- 24 м.

Прочный корпус лодки длиной 122 м разделен на 10 отсеков, имеет переменный диаметр, рассчитан на предельную глубину погружения в 600 метров, более которой корпус разрушается (толщина прочных стенок из стали АК-33 при этом получилась от 45 до 68 мм), рабочая глубина составляет 480 м. Концевые переборки прочного корпуса литые, сферические, радиус носовой 8 м, радиус кормовой- 6,5 м. Поперечные переборки плоские, между первым и вторым, а также между четвертым и пятыми отсеками рассчитаны на давление 40 атмосфер и имеют толщину до 20 мм. Таким образом, лодка разделена на три отсека- убежища для аварий на глубинах до 400 метров: при затоплении части прочного корпуса люди в этом случае имеют шанс спастись или в первом отсеке, или во втором- третьем, или же в кормовых отсеках. При аварии «Курска» так и получилось- более того, переборка кормового отсека- убежища выдержала основной удар от взрыва! Остальные переборки внутри зон спасения рассчитаны на 10 атмосфер (для глубины не более 100 метров).

 

ПЕРВЫЙ ОТСЕК: разделен платформами на три яруса. Внизу, в трюме, расположены компрессор воздуха высокого давления (ВВД) ЭКСА-25, вентиляторы и в специальной выгородке- носовая аккумуляторная батарея (112 элементов изделия 440). Над ними- газоплотный настил, рассчитанный на давление 0,1 атм. На второй палубе- стойки аппаратуры ГАК «Скат-3» (основной объем), станции воздушно- пенного пожаротушения (ВПЛ) и объемно- химического пожаротушения (ЛОХ), трапы.

Здесь же, по бортам, имеются входные люки в специальные були (прочные выгородки за бортом), в которых находятся приводы носовых горизонтальных рулей. Между второй палубой и торпедным отсеком имеется платформа, рассчитанная на 5 атмосфер, фактически это как горизонтальная переборка для глубины 50 метров! Как видим, обычный пожар не может из межпалубного объема переброситься ни вверх, ни вниз, а конструкция продумана так, чтобы даже при гипотетическом взрыве водорода в аккумуляторной батарее торпедный отсек не был задет.

Торпедных аппаратов всего 6 (шесть). Из них два калибром 650 мм (нижние внутренние, хотя иногда заявляют, что они наружные) и четыре калибром 533 мм (два сверху, два по краям). Автоматизированный торпедо- ракетный комплекс «Ленинград- 949» состоит из ТА, ПУТС «Гринда», торпедопогрузочного устройства (с люком в носовой переборке прочного корпуса, диаметром 800 мм), УБЗ и трехъярусных стеллажей с торпедами и ракетами. Последний момент, с учетом взрыва боезапаса на «Курске», представляет определенный интерес. Итак, по проекту в торпедном отсеке при отсутствии торпед могут быть загружены всего 28 (двадцать восемь) ракето- торпед типов 83-Р (10), ракет 84-Р (8), 10 (десять) ракето- торпед 86-Р (6) и ракет 88-Р (4). В торпедном варианте загружаются 18 УСЭТ- 80 и 10 типа 65-76А, всего 28 единиц боезапаса, из которых, естественно, шесть в торпедных аппаратах. В смешанном варианте по проекту может быть принято 16 (или 12) торпед УСЭТ-80, две (или 6) ракето- торпеды 86-Р и десять 83-Р. Прием и постановка мин не предусмотрены. ТА № 5 и 6 (650 мм) могут служить аварийно- спасательными выходами.

 

Торпедные аппараты и сами торпеды представляют из себя прочные конструкции- торпедами можно стрелять на глубинах до 480 метров на скоростях от 13 узлов (тип 65-76А) до 18 узлов (УСЭТ-80), причем защита от непроизвольного взрыва на торпедах за более чем 100 лет их применения доведена до совершенства: теперь на них имеются системы, не позволяющие производить самонаведение на стреляющую лодку (торпеда в этом случае самозатапливается), кроме этого, торпеды падают во время погрузок, на них спят, из них сливают спирт и т.д. и тем не менее, они не взрываются. Были случаи, когда лодки на полном ходу, ударяясь о подводные препятствия, сминали и носы, и торпедные аппараты, и находившиеся в них торпеды- и ничего, приходили в базы. С другой стороны, был случай взрыва боезапаса в Полярном, 11 января 1962 года, во время пожара в носовом отсеке дизельной подводной лодки Б-37. Лодке как раз оторвало два носовых отсека…

Устройство быстрого заряжания позволяет заменить боекомплект в торпедных аппаратах за 5 минут. Торпеда типа 65-76А (шифр «Кит») принята на вооружение в 1976 году, противокорабельная, дальноходная, на маловодной перекиси водорода (топливо- керосин), калибр 650 мм, длина- 11 м, скорость 50 узлов, дальность хода 50 км. Масса торпеды- 4650 кг, вес ВВ- 530 кг. Имеется вариант с ядерной боеголовкой (без самонаведения), но по договору в 1989 году такие торпеды сняты с вооружения. По этой же причине в арсенале отсутствуют ракеты ВА-111 «Шквал».

Торпеда УСЭТ-80 на вооружении с 1980 года, универсальная, электрическая, самонаводящаяся, калибр 533 мм, поисковая скорость- 18 уз, максимальная- 50 уз, дальность хода 15 км. Масса торпеды- 1800 кг, длина- 7,8 м, вес ВВ- 290 кг. По проекту имеет серебряно- цинковые аккумуляторы, но на «Курске» имелась опытная торпеда с более дешевой энергоустановкой. Нелишним будет отметить, что указанные торпеды имеют существенно лучшие характеристики, нежели иностранные, а у 65-76А вообще нет аналогов.

Ракето- торпеда 83-Р «Водопад» (УРПК- 6) имеет калибр 533 мм, длину 8,2 м, дальность стрельбы 50 км, в качестве головной части установлена малогабаритная торпеда УМГТ-1. 86-Р «Ветер» (УРПК-7) примерно то же самое, только калибр ее 650 мм, дальность стрельбы 110 км, глубина старта в два раза больше, а в качестве боевой части применена торпеда УСЭТ-80. Комплексы 84-Р и 88-Р представляют из себя модификацию ракето- торпед «Водопад» и «Ветер», где в качестве головной части установлена ядерная глубинная бомба. Очевидно, что ядерных боеголовок тактического оружия на «Курске» не было по причине, указанной выше.

Твердотопливные ракеты этих комплексов стартуют из-под воды, корректируются бортовой инерциальной системой, по установленным ранее от БИУС данным, в заданной точке торпеда (или глубинная бомба) отделяется, на парашюте приводняется, после чего парашют отстреливается, бомба погружается на определенную глубину (около 200 м) и там взрывается, а торпеда начинает поиск и самонаводится на цель.

Общий объем отсека- 1157 м 3. По боевой готовности №1 в отсеке по расписанию находится 5 человек- в кормовой части, по левому борту имеется служебное помещение для командира БЧ-3 (пост контроля перезарядки боезапаса), а по правому борту, через выгородку, переборочная дверь во второй отсек.

ВТОРОЙ ОТСЕК: имеет четыре палубы. На верхней- главный командный пункт с обилием пультов: «Корунд» по правому борту- пост управления рулями, пульты ГАС «Арфа», «Омнибуса», «Гринды», «Молибден» для управления общекорабельными системами, пульт ЦУ, главный воздушный пульт, посты вахтенного офицера и инженера- механика. В кормовой переборке-

люк в третий отсек, рядом- станция ЛOX, походная каюта командира. С ГКП имеется возможность вести наблюдение через два перископа- носовой (командирский ПЗКЭ- 11 «Лебедь») и кормовой (штурманский, «Сигнал-3»). Подводные лодки проекта 949А имеют на вооружении высокоточный навигационный комплекс УНК-90-949А «Симфония» (на первых лодках- «Медведица»), с приемоиндикатором КПФ-ЗК и пеленгатором КПИ-7Ф, навигационной системой привязки по гидроакустическим маякам- ответчикам СНП-3, эхолотами типа НЭЛ-2 и НЭЛ-5, космической системой АДК-ЗМ (или АДК-4М) и АВК-73, гирокомпасом ГКУ-1М, магнитным компасом КМ-145-П2, инерциальными системами «Стеллит» и «Скандий», лагами ЛКП-1 и «Самшит», замкнутыми на ЦВК «Струна». Здесь же имеется тамбур и трап, который ведет в верхний рубочный люк (вернее, во всплывающую спасательную камеру).

 

 

Через ВСК входит и выходит экипаж в обычных условиях, в аварийном случае ее вместимость 107 человек. Это, собственно, сама по себе сверхмалая прочная подводная лодка с небольшой автономностью. В ней есть НЗ, воздух, аккумуляторы, радиопередатчик, при помощи ручного привода ее можно вентилировать. Всплывающая камера своим комингсом при помощи кремальерного разъема крепится к комингсу прочного корпуса, при этом между ней и кораблем создается водонепроницаемый шлюз (предкамера). Для отделения всплывающей камеры, после размещения в ней экипажа, необходимо закрыть и задраить нижний рубочный люк и нижний люк ВСК, отдать вручную стопор, развернуть пневматикой или вручную кремальерное кольцо, заполнить водой предкамеру, при необходимости подать воздух на пневмотолкатели для окончательного отрыва ВСК от лодки. По боевому расписанию в отсеке находится 30 человек.

У кормовой переборки второго отсека имеется трап вниз, на вторую палубу, которая занята ЦВК «Струна» (из нескольких ЭВМ) и БИУС МВУ-132 «Омнибус». Там же кондиционеры, приборы микроклимата и основной люк в третий отсек.

На третьей палубе располагаются гиропост и посты комплекса «Гранит». Для удобства организации предстартовой подготовки ракет (их все- таки 24 штуки) и «разгрузки» ЦВК было решено разделить корабельную систему ПП на контуры (3 залпа- 3 контура). Такое тройное дублирование резко повысило гибкость, живучесть системы, сократило время подготовки и ввода данных, позволило таким образом производить обстрел различных целей одновременно. Даже при повреждениях, сбоях и ошибках уж один-то контур в любом случае уцелеет, а ракеты вылетят и найдут, кого нужно. Разумеется, есть и ручной канал ввода данных для крайнего случая. А вооб<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...