Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст 1. Политическая система общества.




 

Политическая система общества представляет собой целостную совокупность государственных и негосударственных организаций и отношений, посредством которых формируется и осуществляется политическая власть. Непосредственным субъектом осуществления власти является государство. В современном обществе механизм осуществления политической власти включает помимо государства и другие политические и общественно-политические организации, например, партии, профессиональные, молодежные, женские, экологические объединения.

Политическая система любого современного общества состоит из нескольких подсистем. Прежде всего выделяется организационная подсистема, включающая непосредственных субъектов политической жизни общества в виде государства, партий, общественно-политических организаций и движений. Государство и партии являются сугубо политическими по своему назначению. Другие организации (профессиональные, молодежные, культурные и т.д.) вынуждены участвовать в политической жизни, проводя свои интересы через государственные решения.

Вторая подсистема - культурно-идеологическая. Так, партии руководствуются определенными идеологиями, то есть совокупностью теоретических идей, выражающих интересы социальных групп. Идеологическая ориентация партий концентрируется в их программах и заявлениях. В политической системе есть партии с идеологиями либерализма, консерватизма, радикализма, социализма, национализма и т.д. Демократическое государство не закрепляет ту или иную идеологию в качестве государственной, но так или иначе проявляет идеологическую ориентацию в своей политике при победе определенной политической силы на выборах.

Политическая система функционирует на основе определенных политических норм. Часть норм (традиции, обычаи) составляет содержание политической культуры, но в целом нормативная подсистема выполняет самостоятель-ную роль в политике (организационную и регулятивную функции). Политическая норма - это правило политического поведения, признанное как в масштабах всего государства, так и в рамках отдельных политических институтов. Нормативная подсистема включает политико-правовые нормы, выполнение которых обеспечивается авторитетом государства. Общие политические нормы жизни общества и государства фиксируются в конституции.

Информационно-коммуникативная подсистема выполняет функции информирования и взаимосвязи между людьми и организациями. Обычно в нее включают средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение в аспекте их политической деятельности - а также научно-информационные учреждения, объектом деятельности которых выступает изучение политики и накопление политической информации.

Политические системы делятся на демократические и авторитарные. Большинство государств мира по форме правления представляет собой республики. Существующие монархии лишь в отдельных странах являются абсолютными (например, в Саудовской Аравии); большая же часть их представлена конституционной монархией, где власть монарха ограничена конституцией (Великобритания, Швеция, Норвегия, Испания, Япония). Республиканская форма правления также имеет свои разновидности: она может быть президентской (например, США, Мексика, Венесуэла, Уругвай), парламентской (ФРГ, Италия, Греция) и смешанной, или полупрезидентской (Франция, Финляндия, Португалия)

Однако иногда сложно однозначно ответить на вопрос, к какому типу политических систем следует отнести ту или иную национальную политическую систему. Существует много переходных типов. Элементы авторитаризма могут присутствовать и в демократических политических системах, особенно в условиях кризиса, роста терроризма или возникновения угрозы войны.

Сделайте правильный выбор

1.Совокупность идей, выражающих интересы социальных групп - это.... (А)идеология (Б) мировоззрение (В) программа партии  
2.Самостоятельную роль в политике играет.... (А) организационная подсистема (Б) информационно-коммуникативная подсистема (В) нормативная подсистема  
3.Выполнение политико-правовых норм гарантируется.... (А) партиями и другими общественными организациями (Б) авторитетом государства (В) законодательными актами
4.Форма правления в Венесуэле -.... (А)парламентская республика (Б)конституционная монархия (В)президентская республика

Часть 2

Задание 2

Вы готовитесь к семинару по культурологии и работаете с научной статьей.

Инструкция к заданию

 

Внимательно прочитайте текст 2, стараясь максимально понять содержащуюся в нем информацию.

Выполните задания после текстов (в матрице - пункты 5-16).

.

Время для выполнения задания - 20 минут.

При выполнении задания можно пользоваться словарем.

Текст 2

Европоцентризм - культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Первыми в Европе противопоставили себя Востоку древние греки. Понятие Востока они относили к Персии и другим территориям, находившимся восточнее греческого мира. Но уже в Древней Греции это понятие было не просто географическим, а в него вкладывался более широкий смысл. Разграничение Востока и Запада стало формой обозначения противоположности эллина и варвара, "цивилизованности" и "дикости".

Ясно, что такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского. Подобный взгляд со временем оформился в одну из традиций, которая была унаследована Европой Нового времени. Крестовые походы и путешествия, приведшие к великим географическим открытиям, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны - все это реальное проявление европоцентристской точки зрения. Согласно ей Европа, Запад с их историческим укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единственную и безоговорочную ценность.

В эпоху средневековья, когда экономические, политические и культурные связи Европы с остальным миром резко ослабевают, а важнейшим фактором духовной и политической жизни становится христианство, Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на задний план как нечто отдаленное и сугубо экзотическое.

Мысль о разъединенности людей поддерживалась в европейской философии концепцией избранности Запада. Сторонники идеи европоцентризма утверждали, что все народы пойдут по западному пути развития цивилизации и обретут единство.

Движение всех народов к единой всемирной истории, которое осмысливали Вольтер, Монтескье, Гердер, породило важную идею поиска изначальной универсальной культуры, когда различные народы не были разделены в духовном и религиозном смысле. У них были общие корни, но единая культура впоследствии распалась на множество самостоятельных ареалов. Гегель пытался поставить вопрос о том, почему восточные народы ушли от своих человеческих истоков и остались в известной мере за пределами магистральной линии истории.

Вместе с тем в ХХ веке в европейском сознании вызревал кризис европоцентризма. Европейский просвещенный мир пытался понять, правомерно ли рассматривать европейскую идею как всемирную. А.Шопенгауэр предостерегал от попытки "конструировать" историю. Шпенглер оценивал схему европоцентризма как бессмысленную. По его мнению, Европа неоправданно становится центром тяжести исторической системы. Позже Леви-Стросс, исследуя древнюю историю, высказал догадку, что именно западная культура выпала из всемирной истории.

Однако в целом европоцентристская концепция продолжает обсуждаться в научном мире. Современный европоцентризм поддерживается концепцией "модернизации мира". Ее сторонники утверждают, что другие культуры должны принять современный жизненный уклад Запада.

Сделайте правильный выбор

 

5. Первыми в Европе проти- (А) эллины
вопоставили себя Востоку.... (Б) персы
  (В) варвары
6. В соответствии с идеей существования изначальной (А) когда-то народы были разделены только религией
культуры.... (Б) в будущем народы смогут соединиться в универсальной культуре
  (В) у различных народов были общие корни
7.Шпенглер.... (А)не видел смысла в концепции европоцентризма (Б) сдержанно оценивал схему европоцентризма (В)предостерегал от попытки «конструировать» историю
8. Гегель считал, что.... (А) именно западная (а не восточная) культура выпала из всемирной истории
  (Б) восточные народы не уходили от своих человеческих истоков
  (В) восточные народы ушли на периферию истории

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...