Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности осмотра места убийства с использованием транспортного средства.




 

В ходе решения общих задач осмотра места ДТП должны быть установлены следующие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

1) достоверность факта дорожно-транспортного происшествия (ДТП);

2) место ДТП, его границы, пути предварительного и последующего движения транспортных средств;

3) точное время ДТП (путем сопоставления данных из различных источников информации);

4) с учетом характера ДТП предположительная его классификация: столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, на велосипедиста, стоящее транспортное средство, гужевой транспорт, животное; падение пассажиров из движущегося транспортного средства; другие происшествия;

5) направление движения, местонахождение и действия участников ДТП в момент возникновения опасной ситуации;

6) местонахождение и действия участников в момент самого происшествия (кульминационная стадия);

7) положение и состояние участников в конечной (завершающей) стадии ДТП;

8) какова была дорожная обстановка на момент происшествия:

а) тип и состояние дорожного покрытия;

б) ширина и разметка дороги;

в) ее обустройство;

г) характеристика прилегающих участков;

д) наличие дорожных знаков;

е) обзорность;

ж) видимость;

з) освещенность;

и) плотность и интенсивность движения;

к) наличие помех движению и дефектов дороги.

9) состояние ходовой части, рулевого управления, осветительных приборов, тормозной системы транспортных средств;

10) имеются ли отделившиеся части транспортного средства и предме­ты груза, упавшего с него; их местоположение;

11) кто является очевидцем ДТП [36, с. 27].

Мероприятия, проводимые до выезда следователя на место ДТП.

Получив сообщение о ДТП, следователь учитывает, что в соответствии с наставлением по дорожно-потрульной службе работник полиции, первым прибывший на место происшествия, обязан:

1) оказать потерпевшим срочную первоначальную медицинскую помощь и, при необходимости, отправить их в лечебное учреждение;

2) при наличии трупа зафиксировать его положение на месте происшествия с помощью стойкого красителя или мела;

3) обнаружить следы и иные вещественные доказательства, отметив их местоположение и поставив перед ними аварийный знак;

4) поврежденные транспортные средства отбуксировать в сторону, отметив их положение на месте происшествия;

5) установить водителей, участвовавших в происшествии, и изъять у них документы;

6) установить очевидцев происшествия;

7) наладить нормальное движение транспорта;

8) дождаться приезда оперативно-следственной группы.

До выезда на место ДТП следователь на основании сообщения о проис­шествии:

а) определяет круг лиц, которых необходимо привлечь к осмотру (специалиста-автоинженера; специалиста-криминалиста; специалиста в области судебной медицины и т. п.);

б) с учетом сообщения о том, что водитель скрылся, включает в опера­тивно-следственную группу работников уголовного розыска;

в) если место происшествия находится вне населенного пункта или осмотр будет проводиться в ночное время, приглашает понятых для выезда на место происшествия [37, с.26].

Первоначальные мероприятия следователя по прибытии на место ДТП. По прибытии на место ДТП следователь до начала осмотра должен:

1) в случае необходимости принять меры к отправке пострадавших в больницу;

2) если пострадавший был отправлен в больницу до приезда следователя, записать фамилию, имя, отчество пострадавшего и куда он направлен;

3) установить личность водителей транспорта, участвовавших в про­исшествии, изъять у них документы (удостоверение водителя, технический паспорт, путевой лист, накладные на груз);

4) выяснить у очевидцев, а также работников милиции и других лиц, что произошло при дорожно-транспортном происшествии, какие изменения внесены в его обстановку;

5) исходя из характера дорожно-транспортного происшествия и с учетом результатов обзора имеющихся следов, определить границы места происшествия и принять меры к удалению посторонних с данного участка;

6) при невозможности сохранить обстановку места происшествия и следы в неизменном состоянии, отметить местоположение транспортных средств, контуры, местоположения тела пострадавшего, места нахождения отделившихся деталей и частей, следов крови, горюче-смазочных материа­лов, выпавшего груза и т. п. (частично, это может быть уже выполнено ра­ботниками милиции до прибытия следователя);

7) если у водителя наблюдаются признаки опьянения, немедленно направить его на медицинское освидетельствование в сопровождении сотрудника милиции (если видимые признаки опьянения отсутствуют, оставить водителя для участия в осмотре, по окончании которого направить его на медицинское освидетельствование);

8) в случае, если водитель скрылся с места происшествия, проверить, какие меры приняты для его задержания, и в случае, если этого не сделано, дать соответствующее задание сотрудникам уголовного розыска и дорожной полиции.

Основные действия, осуществляемые при осмотре места дорожно-транспортного происшествия.

При осмотре места дорожно-транспортного происшествия, осуществляются следующие действия:

1) устанавливается место нахождения центра происшествия по расположению осколков стекол, грязи, отвалившейся от транспортного средства; упавшего груза, отделившихся деталей и частей, пролившейся жидкости (топливо, смазочные вещества, тормозная жидкость); следов, оставленных на дорожном покрытии колесами и иными частями транспортного средства;

2) производится фиксация выше указанных следов и объектов; в отношении каждой группы однородных следов (объектов) отмечается общая площадь их расположения (осыпь стекла, лужа жидкости), размеры единичных следов (впадина на асфальте) и осуществляется их привязка к неподвижным объектам (базовым ориентирам) места происшествия (расстояние от столба на обочине, бордюрного камня я т. п.);

3) при столкновении на перекрестке осматриваются как перекресток, так и подходы (подъезды) к нему, устанавливаются характер обзорности со всех сторон, место установки светофоров, фазы их горения, наличие иных средств регулирования движения на перекрестке (дорожных знаков, разметки на проезжей части) и на каждой из улиц, примыкающих к перекрестку;

4) при заносе или опрокидывании транспортного средства на закругленном участке дороги устанавливаются с помощью специалиста радиус поворота транспортного средства, радиус закругления дороги и ее поперечный профиль.

Если специалист отсутствует, следователь замеряет в следах поворота транспортного средства длину хорды между точками закругления (i) и высоту сегмента (h), ограниченного дугой и ее хордой. Данные о профиле дороги и ее закруглении на данном участке могут быть получены позже из дорожного эксплуатационно-строительного управления (ДЭСУ);

5) если столкновение произошло при обгоне, осматривается участок дороги, несколько превышающий по длине путь обгона; при этом обращается внимание на состояние проезжей части, наличие и видимость дорожных знаков, характер обзорности и дальность видимости по всему участку обгона;

6) выявляются и фиксируются признаки, указывающие на направление движения каждого из транспортных средств;

7) определяется и фиксируется положение следов левых и правых колес по отношению к осевой линии и к краю дорожного покрытия (обочине, бордюрному камню);

8) выявляются и замеряются следы торможения. Если тормозной след проходил по участкам с различным дорожным покрытием, необходимо указать протяженность следа на каждом участке;

9) осматриваются (с участием специалиста) транспортные средства, после чего проводятся некоторые опытные действия, связанные с проверкой состояния транспортных средств и их отдельных систем;

10) фиксируется местоположение транспортных средств, следов и иных объектов, которые могут быть вещественными доказательствами. Фиксация осуществляется:

а) описанием в протоколе вида объекта, его местоположения по отношению к ориентирам, размеров (осыпи стекла, лужи жидкости и т. п.);

б) составлением планов, схем с подробным указанием линейных и угловых величин;

в) фотографированием (киносъемкой) с применением приемов ориенти­рующего, обзорного, узлового, детального фотографирования. При возможности предпочтительнее использовать фотограмметриче­скую стереокамеру (типа МК-5,5/0808-120 (ГДР), устанавливаемую на специальном автомобиле для выезда на место ДТП и позволяющую за несколько минут произвести масштабную съемку места происшествия;

г) при наличии необходимых данных назначается и проводится экспертиза (автотехническая, транспортно-трасологическая) на месте про­исшествия (если имеется сведущее лицо, возбуждено уголовное дело и вынесено постановление о производстве экспертизы).

Осмотр транспортных средств на месте происшествия.

Осмотр каждого транспортного средства производится сначала раздельно, а затем путем сопоставления повреждений на различных транспортных средствах между собой.

1. Осмотр транспортного средства начинается с той части, которая непосредственно (судя по следам) вошла в соприкосновение с телом человека, другим транспортным средством или иными объектами при столкновении (наезде на преграду).

2. Следы повреждений на транспортном средстве, возникшие в результате столкновения (наезда, опрокидывания), фиксируются в протоколе и путем фотосъемки с указанием их формы, размеров и локализации по отношению к узлам (частям, деталям) транспортного средства и высоте расположения (нижней и верхней границ следа) от дорожного покрытия (вмятины, царапины, вдавленности, разрывы, разрезы, отслоения и наслоения краски, грязи и иных веществ, свежие следы излома).

3. При осмотре передней части транспортного средства обращается внимание на состояние переднего буфера (бампера), номерного знака, облицовки радиатора, фар, подфарников (габаритных фонарей), капота, крыльев, передних колес, лобового стекла, стоек лобового стекла, стеклоочистителей.

В случае наезда на пешехода особое внимание обращают на детали пе­редней поверхности транспортного средства, которыми чаще всего травмируется человек: бампер, облицовка радиатора, фары (ободки фар), крылья. При осмотре этих частей фиксируют их состояние: деформация, отслоение грязи, краски, наслоение волокон ткани, крови, кусочков кожи и других веществ, отпечатки рисунка одежды и т. п.

4. При осмотре боковых сторон транспортного средства обращается внимание на состояние дверей и их ручек, боковых стекол, бортов грузового автомобиля, боковых стоек легкового автомобиля, подножек (порожков), декоративных накладок (молдингов), брызговиков, грязевых щитков.

5. При осмотре задней части автомобиля исследуется состояние заднего буфера (бампера), крышки багажника легкового автомобиля, заднего борта (дверок) грузового автомобиля, задних габаритных фонарей, стоп-сигнала, сигнала заднего хода, катафотов номерного знака (его кронштейнов — для грузового автомобиля), задних колес, декоративных планок (молдингов).

Затем осматривается крыша кабины (кузова).

6. При осмотре нижней части транспортного средства обращают внимание на наличие отсоединившихся деталей и частей. Затем исследуется внешний вид узлов, наиболее часто оставляющих следы на дорожном покрытии (при наличии глубокой колеи) или при повреждении соответ­ствующих деталей транспортных средств, а также в случаях переезда тела человека или другого транспортного средства (велосипеда, мотороллера).

К ним относятся: нижняя часть коробки передач, нижняя часть (поддон) масляного картера двигателя, глушитель и детали его крепления, детали передней подвески, карданный вал, детали задней подвески. В случае отсоединения деталей и «проседания» автомобиля следы могут оставлять иные части, вошедшие в соприкосновение с дорожным покрытием: балка переднего моста грузового автомобиля при сорванном поворотном кулаке, поддон (нижняя часть) двигателя легкового автомобиля, опорные диски тормозов при сорванном колесе и т. п.

 
 


 

Рис. Автомашина «Жигули»

1. Буфер передний (бампер); 2. Клык переднего буфера; 3. Облицовка радиатора; 4. Рассеиватель фары; 4а. Ободок фары; 5. Боковой указатель поворота; 6. Переднее крыло; 7. Капот; 8. Стекло лобовое; 9. Стойка лобового стекла; 10. Стекло дверцы; 11. Остов кузова; 12. Заднее крыло; 13. Дверца кузова задняя; 14. Дверца кузова передняя. 15. Шина; 16. Диск колеса; 17. Колпак колеса

7. При осмотре внутреннего пространства кабины (салона) обращается внимание на состояние ветрового стекла (его проемов), боковых окон, зеркала заднего вида, рулевого колеса, панели приборов, ручек стекло­подъемников, внутренних ручек дверей (замка), подлокотников, педалей, ковриков, рукоятки переключения скоростей, рукоятки ручного тормоза. При этом отмечается положение органов управления (рычагов, переключателей), фиксируется показание спидометра. Кроме того, устанавливаются: наличие следов крови, их форма, размеры и местоположение; наличие и местоположение посторонних предметов, следов ног на резиновых ковриках (полу кабины, салона).

8. При заявлении водителя о том, что транспортным средством управляло другое лицо, выявляются и фиксируются следы рук на рулевом колесе, головке рукоятки переключения передач, рычаге ручного тормоза, зеркале заднего вида, крышке и ручке ящика для мелких вещей и т. п.; изы­маются коврики и резиновые накладки педалей для последующего экспертного сопоставления их рисунка с возможными следами на подошвах обуви.

 

Фото. Автомашина «ГАЗ 52-03»

1. Буфер передний; 2. Крюк; 3. Облицовка радиатора; 4. Зеркало; 5. Фара; 6. Рассеиватель фары; 7. Переднее крыло; 8. Капот; 9. Стекло лобовое; 10. Стойка лобового стекла; 11. Кабина; 12. Дверца кабины; 13. Стекло дверцы кабины; 14. Брызговик; 15. Щит колеса; 16. Подножка; 17. Шина; 18. Диск колеса

9. В ходе осмотра транспортного средства следователем совместно со специалистом может быть осуществлена проверка технического состояния транспортного средства. При этом проверяется:

состояние приводов рулевого управления (нет ли рассоединения);

величина люфта рулевого колеса (норма — не более 15°);

отсутствие или наличие течи в системе гидропривода тормозов (проверяется до нажатия педали тормоза);

действие всех педалей;

величина давления в шинах (замеряется);

состояние дверных замков (если имело место выпадение из салона или кабины);

действие осветительных приборов.

Следователем совместно со специалистом может быть проверено:

действие тормозов на ходу (эффективность их применения);

действие рулевого управления на ходу;

действие освещения на ходу;

дальность видимости при включенных фарах (в ночное время);

величина замедления (измеряется с помощью деселерографа).

При необходимости и наличии надлежащих условий проверяется действие ручного тормоза, который должен по техническим нормативам удерживать транспортное средство, стоящее на подъеме (спуске) в 16° [38, с.87].

Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия при наличии трупа.

В случае наезда транспортного средства на человека, при переезде через тело человека и в иных ситуациях, когда на месте происшествия находится труп пострадавшего, осмотр трупа и одежды способствуют уяснению механизма происшествия, его причины, а иногда позволяет прийти к выводу об имевшем место замаскированном убийстве, инсценированном как дорожно-транспортное происшествие. При осмотре трупа осуществляемом с обязательным участием специалиста (ст. УПК), необходимо:

1) зафиксировать его местонахождение по отношению к проезжей части дороги, неподвижным (базовым) ориентирам, транспортному средству и иным окружающим предметам, имеющим отношение к происшествию;

2) зафиксировать месторасположение, размеры и форму следов крови;

3) при осмотре одежды обратить внимание на ее состояние (застегнута, расстегнута, изменено ее обычное положение на теле); зафиксировать наличие повреждений на одежде и их вид (разрывы, разрезы, скручивание, наличие следов волочения), наличие отпечатков частей транспортного средства (протектора, выступающих частей), их локализация, форма, размеры; наложение почвы, краски (лакокрасочного покрытия транспортного средства), смазочных материалов, металлической пыли, осколков стекол, иных загрязнении;

4) при осмотре обуви установить наличие (или отсутствие) на подошвах характерных следов скольжения в виде линейных или дугообразных трасс;

5) установить наличие на трупе:

а) ссадин, кровоподтеков, ушибленных и рваных ран. При этом определяются их локализация на частях тела, форма, размеры, расстояние от подошвенной части стопы; исследуется вопрос, какими частями транспортного средства они предположительно оставлены (фарами, облицовкой радиатора, бампером и т. п.);

в) отпечатков рисунка одежды на теле, позволяющих в дальнейшем определить места приложения значительной силы;

в) подвижности костей в местах переломов.

При осмотре транспортного средства в случаях наездов необходимо:

а) обратить внимание на состояние выступающих частей транспортно­го средства (отделение грязи, пыли, краски);

6) установить наличие впадин на передних и боковых частях (облицовке радиатора, капоте, иных передних деталях), погнутость деталей, которыми мог быть нанесен удар по телу пострадавшего (ободки фар, номерной знак, декоративные планки молдинги, наружное зеркало и т. д.);

в) зафиксировать наличие отпечатков одежды (структуры ткани) пострадавшего на гладких поверхностях наружных частей автомашины.

При переезде транспортного средства через тело человека необходимо искать следы крови, мозгового вещества, волосы, обрывки одежды и волокна тканей. Для этого подвергнуть тщательному осмотру:

а) передний и задний мост;

б) нижнюю часть коробки;

в) нижнюю часть масляного картера;

г) детали подвески;

д) рессоры;

е) тормозные барабаны;

ж) части карданной передачи;

з) выступающие части днища;

и) рулевой привод.

При выпадения пострадавшего из салона легкового автомобиля (кабины грузового автомобиля) устанавливается состояние замков дверей.

Если выпадение произошло через проем ветрового стекла, осматрива­ют края проема с целью обнаружения микрочастиц и волокон одежды пострадавшего.

Имея в виду возможность последующего заявления, что автомобилем в момент происшествия управляло лицо, выпавшее затем и погибшее, изымают обувь погибшего, обувь оставшегося в живых, резиновые коврики салона (кабины) и резиновые накладки педалей управления [39, с.528].

Особенности места происшествия в случаях, когда водитель скрылся на автомашине.

В случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с транспортным средством, основное внимание обращают на следы, способствующие установлению вида и модели транспортного средства, а когда водитель также его отождествлению (после обнаружения). С этой целью следователю необходимо:

1) изучить следы, оставленные ходовой частью транспортного средства. При этом зафиксировать:

а) ширину колеи, оставленной колесами;

б) ширину беговой части протектора;

в) рисунок протектора (протекторов);

г) базу транспортного средства (по следам разворота или стоянки);

д) замерить длину следа окружности шины;

е) с помощью справочных данных или консультация специалиста определить вид и модель транспортного средства;

2) изучить следы, возникшие на объектах окружающей обстановки и на потерпевшем при воздействии частей транспортного средства:

а) установить, какие следы оставлены частями транспортного средства;

б) измерить величину следов (длину, высоту и ширину);

в) измерить расстояние нижней и верхней границ следов от дорожного покрытия (на потерпевшем — от подошвы обуви);

г) судя по форме и размерам следа, а также по величине расстояния от дорожного покрытия определить, какой частью транспортного средства они могли быть оставлены;

3) обнаружить отделившиеся детали, следы горючего и смазки, части груза.

Особое внимание обратить на частицы краски, осыпавшейся с транспортного средства или наслоившейся в следах на объектах окружающей обстановки или на одежде потерпевшего;

4) с учетом следов на объектах окружающей обстановки и на потерпе­вшем получить, представление о том, какие следы (повреждения) могли возникнуть в результате дорожного происшествия на самом транспортном средстве;

5) суммируя сведения, полученные в ходе реализации проведенных действий, сформулировать ориентирующие данные, по которым будет производиться розыск транспортного средства [40, с.119].

Виды и значение следов колес транспортного средства.

В зависимости от вида и состояния дорожного покрытия колеса транспортного средства могут оставить как объемные, так и поверхностные следы (наслоения, отслоения). По механизму возникновения эти следы делят на статические (образуемые при длительной остановке) и динамические (образуемые при движении транспортного средства). Динамические следы подразделяют на следы качения, оставляемые вращающимся колесом, и следы торможения, возникающие при блокировке колес (в том числе следы «юза»).

Объемные следы образуются на мягком грунте (земле, пыли, снегу). В них отображаются объемные (рельефные) особенности протектора). Поверхностные следы (следы отслоения или наслоения) образуются на твердом покрытии дорог (асфальте, бетоне), плоских предметах, лежащих на пути следования автомобиля (мотоцикла, мотороллера), одежде потерпевшего при наездах.

Поверхностные следы могут быть позитивными и негативными.

В позитивных поверхностных следах (чаще встречающихся в следственной практике) отображаются только выступающие части рисунка протектора. Негативные следы образуются за счет грязи или красящих веществ, застрявших в углублениях протектора. При этом рельефные (выступающие) части образуют пробелы. Нередко одни и те же поверхностные следы шин на одних участках дороги могут оказаться позитивными, на других негативными.

По следам можно определить: 1) место стоянки автомашины; 2) место дорожного происшествия; 3) модель автомашины, оставившей следы; 4) скорость и направление движения автотранспортного средства; 5) ото­ждествить конкретную шину, если в следе, обнаруженном на месте происшествия, отобразились ее индивидуальные особенности [41, с.130].

Обнаружение следов колесного транспорта.

При осмотре сравнительно легко обнаружить объемные следы колесного транспорта на мягком грунте (земле, снегу). Гораздо труднее отыскать следы на асфальте. Иногда поверхностные следы можно обна­ружить только при косопадающем освещении.

Поверхностные позитивные следы хорошо видны на покрытии дороги (асфальте, бетоне), после того как колеса переехала участки дороги, покрытые водой, пылью, грязью и т. п. Негативные следы шин можно обнаружить в крице следа торможения, когда колеса, двигаясь некоторое расстояние по асфальтированному или бетонному покрытию дороги «юзом», вбирают в себя стирающиеся частицы протектора и грязь с покрытия дороги. При полной остановке транспортного средства эти частицы, выпадая из углублений участка протектора, отображают рисунок его строения. Особенно четким отображение бывает в следах шин с мелким рисунком протектора.

Измерение следов колесного транспорта.

При осмотре следов стоящего транспорта и следов качения измеряют: ширину колеи; ширину беговой части протектора; по возможности величину одного оборота колеса и величину базы автомобиля.

Колея автомототранспортного средства — это расстояние между средними линиями беговых дорожек шин одинарных колес или между средними линиями спаренных колес, расположенных на одной оси. Для определения колеи замеряют одно из следующих расстояний:

между соответствующими средними линиями следов;

между одноименными (левыми или правыми) боковыми гранями отпечатков беговых дорожек шин одинарных колес.

между средними линиями отпечатков беговых дорожек шин спаренных колес (внутреннего и наружного), расположенных на одной оси.

В виду того, что при движении автомобиля колея передних колес пере­крывается следами задних колес, для ее измерения выбирают участок криволинейного движения на повороте или месте разворота с применением заднего хода. Измерение производят строго по перпендикуляру к осевым линиям следов. При этом колею передних колес измеряют на участке выхода из поворота (объезда) на прямую. [42, с.149].

Ширину беговой дорожки шины устанавливают измерением ширины следа, в котором отобразилась полностью беговая дорожка. Ширина измеряется по перпендикуляру к продольной оси. В объемном следе границами отображения беговой дорожки являются следы отображения от вертикальных боковых стенок. В поверхностных следах для установления полноты отображения беговой части обращают внимание на симметричность отображения рисунка протектора, количество и размеры отобразившихся элементов.

Определение наружного диаметра колеса с шиной производят в том случае, если в следе качения наблюдается чередующееся отображение какой-либо индивидуальной особенности (след вулканизации, повреждения протектора, след камня, внедрившегося между частями протек юра или между спаренными колесами, и т. д.). При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины определяют по формуле:

D — наружный диаметр шины S — длина окружности шины П-3,14

1,1 — коэффициент прогиба шины [43, с 26].

Определяя наружный диаметр шины, имеют в виду возможные отклонения от истинного размера, обусловленные изменением давления в шинах, степенью загрузки транспортного средства, характером дорожного покрытия.

Определение базы автомобиля производят по расстоянию между его передними и задними осями. У трехосных автомобилей различают общую базу и базу тележки. База тележки — расстояние между средней и задней осями; общие базы — расстояние между передней осью и задней.

Для определения базы автомобиля замеряется расстояние между четко зафиксированными границами следов передних и задних колес. На стоянке автомобиля — это следы в виде вмятин, проталин, участков грязи, осыпавшейся с колес. По следам качения базу автомобиля можно определить в том случае, если имеется участок, где автомобиль разворачивался с применением заднего хода. В таких следах видны поперечные границы передних и задних осей.

Следы торможения замеряют по отношению к какой-либо одной паре колес (например, следы торможения, оставленные задними колесами). Если замеряют весь след — от его начала, оставленного задними колесами, до конца следа, оставленного передними колесами, — то из этой величины надо вычесть базу автомобиля. Перед замером следа торможения определяют его границы.

Если отпечатался только след «юза», это фиксируется в протоколе. Пе­ред началом следа «юза» определяют участок с рисунком протектора, отобразившимся в несколько измененном виде после начала торможения (возникновение более четкого и уплотненного рисунка протектора). При наличии прерывистого торможения замеряют как участки «юза», так и чередующиеся с ними участки качения. Во всех случаях суммируют величины следов «юза» и иных следов торможения.

Прерывистые следы торможения иногда свидетельствуют о том, что машина двигалась с большой скоростью и водитель, предотвращая опрокидывание автомобиля от резкого торможения, постепенно снижал скорость. Измерение и фиксация характера следа торможения являются крайне важными, так как на этой основе и с учетом других данных (коэффи­циенты сцепления шин с дорогой и эксплуатационные условия торможения, время нарастания замедления при экстренном торможении, величина угла профильного уклона дороги) специалист может установить скорость движения автомашины [44, с.18].

Определение направления движения транспортного средства.

По ряду признаков следов автотранспорта можно определить направление его движения:

1)при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движению автотранспортного средства;

2) на асфальтовой дороге при переезде через лужи или участки трассы.

Определение колеи и базы автомобиля по следам разворота с при­менением заднего хода: Лп — линия передней оси (колея передних колес); Лз — линия задней оси (колея задних колес); Б — база автомобиля

Условные обозначения габаритов надутой и ненагруженной шины RJC -радиус качения надутой шины; f-величина прогиба шины под на­грузкой; d - внутренний (посадочный) диаметр надутой шины; Вн — ширина профиля шины; ТТТб — ширина беговой дорожки; dh — наружный диаметр надутой шины, насыпанного сухого грунта, в направлении движения остается сходящий на нет след наслоения влаги или пыли;

3) капли жидкости (воды, масла), падающие из автомобиля на ходу, образуют на дороге пятна грушевидной формы, узкий конец которых обращен в сторону движения;

4) если по ходу машины попадались прутья, ветки, щепки, то при переезде их они всегда располагаются своими концами в сторону движения.

Признаки направления движения:

1. Направление углов рисунка протектора в следах шин повышенной проходимости;

2. Расположение пыли около следа;

3. Расположение концов палок, сломанных при переезде;

4. Расположение зазора около камня, вдавленного в грунт при переезде;

5. Соотношение углов расхождения (а) и углов схождения следов (б) на повороте (а, 6);

6. Рельеф дна следа;

7. Капли жидкости, упавшие с транспортного средства.

5) при движении по траве стебли растений будут наклонены в сторону движения автотранспортного средства [45, с 232].

Установление модели шин.

По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора в ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модель шины и модели автомашин, мотоциклов, мопедов и мотороллеров, на которых подобные шины устанавливаются.

Описание следов колесного транспорта в протоколе осмотра.

Обнаруженные следы шин подробно описываются в протоколе осмотра места происшествия. При этом указываются:

1) вид поверхности, на которой обнаружены следы (асфальт, грунт песчаный, глинистый, чернозем, снег);

2) состояние поверхности (например, сухая, влажная, гладкая, неровная и т. д.);

3) вид следов (статический, динамический, объемный, поверхностный, позитивный, негативный);

4) место расположения следов (на повороте, на участке прямолинейного движения);

5) количество дорожек следов и их относительное размещение;

6) ширина каждой беговой дорожки (ширина следа протектора);

7) ширина колеи передних и задних колес;

8) строение рисунка протектора (ромбы, квадраты, прямоугольники и их сочетание);

9) форма и размеры особенностей протектора, наличие дефектов (трещин, выбоин, заплат и т. п.);

10) расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности (длина следа одного оборота колеса);

11) длина следов торможения;

12) признаки направления движения;

13) производилось ли фотографирование, составлялись ли рисунки следа, отмечены ли следы на плане;

14) способ изъятия и упаковки следов или их копий. [46, с.281].

Фотосъемка следов транспортных средств.

Одновременно с описанием осуществляется масштабная фотосъемка обнаруженных следов и их фрагментов.

Следы шин фотографируются по правилам судебно-оперативной фотографии. Так как следы колес имеют линейный характер, ориентирующая и обзорная фотосъемка производятся способом линейной панорамы. Следы, оставленные на повороте дороги, можно фиксировать по частям, а на крутых поворотах, если позволяют условия, лучше всего фотографировать методом круговой панорамы.

При обзорной и узловой фотосъемках используют глубинный масштаб в виде номерных таблиц (которые входят в фотокомплект следователя), расположенных через каждые 90 см друг от друга. Такие фотосъемки позволяют получить снимки, по которым можно судить о взаиморасполо­жении следов и различных объектов, находившихся на дороге, а также рассчитать размеры следов и расстояние между ними. Для детальной съемки выбираются наиболее четкие следы, отобразившие индивидуальные особенности протектора шины. Масштабная линейка должна иметь миллиметровые деления.

При фотографировании поверхностных следов пользуются равно­мерным рассеянным светом. Объемные следы фотографируют с дополни­тельной боковой подсветкой. В солнечный день в качестве дополнительного освещения можно использовать отражательный экран из белой бумаги или зеркала. Применение бокового освещения помогает выявить теневой рельеф деталей следа. С каждого снимаемого участка следа целесообразно сделать 2—4 снимка, изменяя направление боковой подсветки. Следы транспортного средства на снежном покрове в солнечную погоду фотографируются с применением светофильтров ЖС-17, ЖС-18. [47,с.51]

Непосредственное изъятие и копирование следов шин. Следы протектора, отобразившиеся на сыпучих материалах (песке, сухом цементе и т. п.), могут быть изъяты в натуре, если их предварительно закрепить раствором перхлорвиниловой смолы в ацетоне, подобно тому как фиксируются следы ног на аналогичном грунте. Необходимо помнить, что размер участка следа на сыпучем грунте, подлежащего изъятию, не должен превышать 40x40 см, так как в ином случае он легко ломается.

Объемные следы транспортных средств могут быть откопированы при помощи гипса так же, как следы ног.

Если в следе на пластичном грунте отобразятся мелкие индивидуальные особенности протектора (порезы, заплаты, трещины, пробои, выкрашивание элементов рисунка протектора и т. п.), то для точного их воспроизведения следует использовать в качестве копировальной массы силиконовый компаунд «У-4-21». [48, с.93].

Маловидимые участки протектора, образованные на асфальте за счет наслоения или отслоения тонкого слоя пыли, переносятся на липкие пленки или хорошо про шкуренную поверхность листовой резины, после чего фотографируются. Следы протектора, оставшиеся на предметах, попавших на дорогу (на газете, доске, предметах одежды и т. п.), после фотографиро­вания подлежат изъятию вместе с этими предметами.

Следы оставляемые выступающими частями и деталями транспортног

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...