Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И к психологу-консультанту




< игтема общих, профессиональных и морально-этических «|ч омилний, предъявляемых к психологическому консультиро­ван и н> и к практической работе психолога-консультанта, лучше

Мги Г. Искусство психологического консультирования. — М., МГМ (УК.


всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодек­сов непосредственно применимы к работе психолога-консультан­та. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консуль­тант».

1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта ха­рактеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юриди­ческие основы.

3. Деятельность психолога-консультанта направлена на дости­жение исключительно гуманных целей, предполагающих сня­тие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуаль­ного и персонального (личностного) развития клиента.

4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безус­
ловного уважения достоинства и неприкосновенности лично­
сти клиента. Психолог-консультант уважает основополагаю­
щие человеческие права, определяемые всеобщей Деклара-

* цией прав человека.

5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется
принципами честности и открытости (искренности). Вместе
с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендаци­
ях клиенту.

6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отноше­ния к клиентам.

7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие ус­луги клиентам, для которых он имеет необходимое образова­ние, квалификацию, знания и умения.

8. В своей работе психолог-консультант должен применять толь­ко апробированные методики, отвечающие современным об­щенаучным стандартам.

9. Обязательной составной частью работы психолога-консуль­
танта является постоянное поддержание на высоком уровне
своих профессиональных знаний и умений.

10. В случае вынужденного применения психологических мето­
дик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации,
не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-
консультант должен об этом предупреждать своих клиентов
и быть весьма осторожным в своих выводах.


11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или пере­
давать третьим лицам данные о своих клиентах или о резуль­
татах консультирования. "

12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию
методов психологического консультирования и психологиче­
ского воздействия на людей некомпетентными лицами, про­
фессионально не подготовленными людьми, а также преду­
преждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специ­
алистов».

13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпе­тентным лицам методы психологической работы с клиентами.

14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со сто­роны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекоменда­ций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хра­
нение в тайне информации, касающейся клиентов.

Соблюдение всех этих правил или этических норм является обя-ительным в практической работе психолога-консультанта.

Ксть, кроме того, ряд существенных отличий хорошего, профес-< иоиально-подготовленного психолога-консультанта от плохого, профессионально не вполне подготовленного. Эти отличия касают-

• и тою, как психолог-консультант ведет себя по отношению к кли-ппу 1з разных ситуациях психологического консультирования, как им иыходит из затруднительных случаев, которые нередко возника­ли и процессе проведения психологического консультирования. Представленная ниже таблица 1 включает в себя перечисление в

• (шипении десяти особенностей поведения хорошего и'плохого пси-*•» ни.т консультанта.

Таблица 1

 

(1>и мнительные особенности поведения во время консультации хорошего и плохого психолога-консультанта

 

** Сравниваемые и и особенности н > ведения Хороший психолог-консультант Плохой психолог-консультант
1 11<>< тановка це- •|гй КОНСуЛЬТИ-рЩМНИЯ Пытается помочь клиен­ту в достижении им са­мим определенных целей Пытается навязать кли­енту свои собственные цели, игнорируя желание клиента

§•* = «и н.= м...... И<-их. консультирование»


В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен про­являть в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, Сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически прони­кать во внутренний мир другого человека — клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку

зрения.

2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внут­ренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о сво­их собственных чувствах, вызывая с его стороны змпатическую ре­акцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопережива­ния, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

 

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в реше­нии его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюде­нию с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому

консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность са­мостоятельно справиться со своей проблемой.

 

8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его пережива­ния в конструктивное русло1.

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанции]

между собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переде

лать себя.

Эмпатия — это основное межличностное качество, которым дол

жен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве я

ляется готовность, желание и способность человека психологии

ски чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазам

на время забывая о своем восприятии мира, о своей собственной т~

ке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на в

протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, ок~

вается способным лучше и глубже понимать клиента, эффектив

ему помогать.

:«"»

' м*а г: Искусство психологического консультирования. — С. 98.


Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, что­бы роли консультанта и клиента поменялись между собой и клиент, узнав о проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувство­вать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих про­блемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.

Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: ес­ли он считает психолога-консультанта открытым человеком и не ис­пытывает боязни открыться перед ним — значит, в плане открыто­сти консультанта клиенту все в порядке.

Во-вторых, открытость — это стремление психолога-консультан­та в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естест­венно проявляя не только свои достоинства, но, возможно, и недо-гтатки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпати­ровать или шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант — это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостат­ки и не старается в процессе консультирования играть не свойст­венную ему в жизни роль.

И третьих, открытость проявляется в том, что консультант пока­зывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы. Эмпа-ши сопутствует открытости, одно без другого существовать прак-

шчески не может.

Иод выражением личной заботы психолога-консультанта о кли-

♦ -1н г понимается такое внешнее поведение психолога-консультан-
| я. м) трое выражается в действиях и словах, демонстрирующих иск-
|м-шпою заинтересованность, заботу консультанта о клиенте. Такая
■•пиша, однако, также не должна быть чрезмерной. Психологу-кон-

* учылиту в общении с клиентом не рекомендуется быть слишком
♦мшив шальным человеком, чтобы не оказывать возбуждающего в ли­
ки и и на психологическое состояние клиента.

Л«>о|и > желательность — это также важное психологическое качест­во киигудьтанта. Хотя данное качество коррелирует практически со»«ми перечисленными выше качествами личности, однако оно имеет N»»и ш «<)Гх гвенные индивидуальные проявления. К ним, в частности, ними пил умение психолога-консультанта в любых ситуациях, что бы ни • «учи ик ь и как бы ни вел себя сам клиент, сохранять ровный и, Лм \ • ■ I м 1111 о, д< >брожелательный стиль общения с ним.

и.1.1 и м место в практике психологического консультирования за-&ММ.П | I»к палываемое безоценочное отношение психолога-консуль-


танта к клиенту. Поясним, что под этим имеется в виду. Прежде все­го — это стремление психолога-консультанта в общении с клиен­том избегать прямого оценивания его действий и личности. Что бы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренние чувства ни испыты­вал по отношению к нему психолог-консультант,, одобряя или не одобряя про себя его поступки, консультанту следует воздерживать­ся от оценок поступков клиента. Главная его задача состоит в мак­симально глубоком понимании клиента, его проблемы и в том, что­бы помочь эту проблему решить.

Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивания его проблемы и выработки рекомендаций по поводу того, как данную проблему решить. Консультирование — это процесс, в котором обе стороны — психолог-консультант и кли­ент — как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирова­ния. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то кон­сультанту следует продолжить его убеждать и прекратить это де­лать лишь тогда, когда Клиент начнет оказывать явное, труднопрео­долимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить клиенту возможность поступить так, как он

сам считает нужным.

Доверие к клиенту — это то, на чем строится гуманистически ори­ентированное психологическое консультирование. Доверие консуль­танта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самосто­ятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, кли-!

ент прав.

Особого внимания заслуживает восьмое качество, определенное |
Р.Меем как стремление психолога-консультанта не избавить кли«
ента от переживаний, а направить их в конструктивное русло. Пере»!
живание — это верный признак небезразличного отношения клиенч
та к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильней
го понимания своей проблемы или способа ее решения, то пережй!
вания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергии
переживаний необходима для правильного выбора и реализации ря
шения проблемы. Следовательно, задача психолога-консультанта ся
стоит в том, чтобы сохранить, а быть может и усилить эту энергия
направив ее в правильное, конструктивное русло. 1

Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую ДИ станцию в общении с клиентом надо понимать следующим образов


Консультант должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохра­нять доверие и открытость. Вместе с тем отношения психолога-кон­сультанта с клиентом не должны переходить в слишком близкие, интимные. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то приближается, то удаляется от не­го. Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизить­ся с клиентом должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все более близким для него человеком, однако как только психолог-консультант почувст­вует, что следующий шаг сближения может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее дер­жаться от клиента на той дистанции, которая к данному моменту времени образовалась.

Умение вселить в клиента уверенность и решимость справиться «о своей проблемой — это особое качество, которое зависит от спо­собности психолога-консультанта убеждать, внушать, поддерживать человека. Для этого необходимо научиться умело и разумно поль­зоваться соответствующими вербальными и невербальными сред-< I вами воздействия на клиента.

Все сказанное выше касается внутренней позиции, отношения и ж ими него поведения психолога-консультанта по отношению к кли-«III у. Есть, однако, и ря& специальных требований, предъявляемых ц «и гуации, к обстановке, в которой проводится психологическое консультирование. Оптимальными, касающимися обстановки, ус­тий я ми проведения психологического консультирования являют-

* и < /к'дующие:

I 11аличие отдельного, изолированного, тихого помещения, ку-ы иг доносятся посторонниег отвлекающие внимание консультан-I и и к /пичгга звуки, — такого, куда нет доступа посторонним лицам ми нргми проведения консультации.

'.' Удобное размещение в этом помещении консультанта и кли-

* и I л мучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга
нил н«<><> 1ЫПИМ углом, на расстоянии от 60—70 см до 100—110 см.
111 м I ними ичего, кроме небольшого письменного столика, не долж­
но Ж1М1ДИТГЯ между консультантом и клиентом.

1 <>|ц лмизация и проведение консультации в такое время, когда

* ими I никуда не спешит и не находится в плохом физическом со-
I питии или настроении.

I 1\ пин г во время беседы с психологом-консультантом должен им! 11, и«»|м<)жность отвести взор, повернуться вполоборота или бо-»нм ни «и иопкмшю к психологу-консультанту.

"* /1ч■ 'и 1<\>1ыю, чтобы время начала и окончания консультации щщ*ч* Гн.ию четко обозначено.

39-


6. В помещении, где проводится консультация, могут находить­ся часы, но они не должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и пси­холога-консультанта, не попадая на глаза клиенту во время консуль­тации.

7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В рав­ной мере это касается всего того, что может происходить в помеще­нии во время проведения консультации.

8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помеще­нии или происходит в нем, успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение.

9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в помещении негромкой, приятной музыки.

Специальные требования,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...