Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма и техника детской лепки




Характер формы детской лепки может быть рассмотрен со стороны тех моторных и технических средств, которым располагает ребёнок для её создания, и тех психологических данных которые определяют своеобразие создаваемой детьми пластической формы.

В значительной мере пластическую форму определяют моторика и техника ребенка. Первые пластические формы, создаваемые ребенком, являются не преднамеренными, а зависят от спе­цифической моторики, которой располагает данный возраст: удар

 

 

кулаком, ладонью по глине (лепёшки); обколачивание комка глины о стол (бруски); вращательные движения комочка (ша­рики); движения ладони по комочку глины параллельно поверх­ности стола (валики); нажим пальцев (углубления, ямки). Данные повторные движения являются единственно доступными ребёнку техническими средствами, которыми он располагает при обработке пластического материала.

Бывают случаи, когда ребенок в лепке использует и какой-либо твёрдый предмет для воздействия на глину: палочку, гвоздь, щепку, спичку; ими он царапает глину, протыкает отверстия и т. п. Но этот случайный инструмент не может заменить разно­образную моторику руки и непосредственное ощущение, осязание формы: он отвлекает ребенка от ощущения пластического мате­риала и соответствующего формования, поэтому не следует да­вать для лепки малым детям подобного рода «добавочный» мате­риал и твердый инструмент. Пальцы - лучший инструмент для познания и обработки пластического материала, для создания формы.

Средства детской моторики, которые определяют форму, обусловливают и её гладкую поверхность (катание, прихлопывание, обколачивание о стол). Излишне мягкая глина, которая липнет к рукам и доске и создаёт неровную поверхность формы, огорчает ребенка, кажется ему эстетически «плохой»

Сама техника лепки детей трёх-четырёх лет и характер движений обусловливают два основных типа формы: объём (шарик и толстый валик), плоскость (диск, лепешка): Этими формами затем и располагает ребенок.

Однако плоскостную форму (диска, лепёшки) никак нельзя рассматривать ни как первичную, ни как основу для решения ребёнком объемной формы.

Напротив, в тех случаях, когда он пользуется диском, он или применяет его к изображению предметов плоскостного характера, или же нарушает плоскостной характер диска: загибает края, присоединяет объемные части («кроватка», «лодка», «диванчик» и др.).

(Основной особенностью детской пластической формы является, несомненно, объём) Реальное ощущение объема, который дает сам материал, и отношение ребенка к своей лепке, как к живым предметам и игрушкам, которые ребенок вертит в руках, переставляет, двигает, поддерживают в нем это стремление к объему. Даже предметы, вылепленные из довольно тонких валиков, со­вершенно не выражают тенденции к плоскости; они сделаны из валиков полной объёмности, ни один не сплюснут ударом руки. Случаи, когда ребенок расплющивает шарик, диск, имеют. место, но в младшей группе - это результат внеобразного действия; в более старшем возрасте расплющивание - обычно вполне про­думанный технический приём для получения объёмной формы.

Например, ребёнок лепит гриб: прикладывает шарик к цилин-

 

 

дру (к валику), снимает его и, немного расплющив, вновь прилепляет к цилиндру - гриб становится более правильным, ребё­нок удовлетворен. Это значит, что, работая вполне сознательно над несложным образом, ребёнок стремится и добивается его объёмного соответствия с изображаемым предметом.

Наши наблюдения не подтверждают и мнения А. В. Бакушинского о том, что развитие зрительной установки лишает ребенка чувства объёмной формы, что он стремится к уплощению, к фрон­тальности с четким силуэтом.

 

Рис. 38.

Лепка детей шести-семи лет свидетельствует о сохранении детьми полной -объёмности формы. Нам случалось наблюдать уплощённую форму человеческих фигур. Задумывалась она и осуществлялась, как полная объемная форма, однако в процессе лепки, в стремлении поставить фигуру вертикально дети усиленно прижимали её книзу, держа за туловище. От этих нажимов и падений круглое туловище становилось уплощенным. Этот факт мы рассматриваем не как тенденцию к плоскости, к силуэту формы, но как следствие технической неудачи ребёнка (затруднений при постановке фигуры). Линейное изображение (рис. 38) является весьма редким исключением и говорит о невысокой активности ребенка по освоению пластического мате­риала. Дело воспитателя переключить его на создание объемной формы.

Барельеф в лепке ребенка отсутствует, как сугубо условное изображение, базирующееся на высокой зрительной культуре.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...