Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VI. Введение в анатомию массового человека




СЕМИНАР 2 МОДУЛЯ

Феномен «массы». 2 часа

Происхождение, характеристики и свойства массового человека (Х. Ортега). Восстание масс. Массовый человек и государство. Основные характеристики психологии масс» (Московичи). Взаимоотношения вождя и массы. Отношение индивида и толпы. Массовое общество и глобализация.

Помимо вопросов сформулированных преподавателем, ответьте на следующие вопросы:

- Что является исходным пунктом экзистенциалистской трактовки проблемы человека?

- Какой смысл заключен в тезисе К. Ясперса: «Экзистенция – это свобода»?

- Как понимать слова: «Человек – это проект»?

-В чем состоит проблема подлинного и неподлинного бытия согласно экзистенциалистам?

- В чем состоит проблема отчуждения в экзистенциализме?

- В чем сущность феномена массы? Каковы характеристики массового человека?

- Каковы основные принципы психологии масс?

- Каково отношение массового человека к государству?

Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. (http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/O/Ortega/VostMass/index.html)

ТЕКСТЫ

Вопросы к текстам:

1. Причины восстания масс. Ортега

2. Основные характеристики, свойства массового человека.

3. Основная характеристика, через которую Ортега определяет массу.

4. Возможна ли борьба с массой, средства и методы? Ортега

5. Каковы основные характеристики психологии масс? Московичи

6. Каковы основные черты взаимоотношений вождя и массы?

7. Каковы основные черты отношений индивида и толпы? Как индивид становится человеком массы?

 

ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

Восстание масс

В своих работах «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1929) ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения товарно-денежных отношений на все формы межличностных контактов.

I. Феномен стадности

Происходит явление, которое, к счастью или к несча­стью, определяет современную европейскую жизнь. Этот феномен – полный захват массами общественной власти. Поскольку масса, по определению, не должна и не способ­на управлять собой, а тем более обществом, речь идет о серьезном кризисе европейских народов и культур, самом серьезном из возможных. В истории подобный кризис разражался не однажды. Его характер и последствия известны. Известно и его название. Он именуется восстанием масс.

Чтобы понять это грандиозное явление, надо стараться не вкладывать в такие слова, как «восстание», «масса», «власть» и т. д., смысл исключительно или преимуществен­но политический. Общественная жизнь – процесс не толь­ко политический, но вместе с тем и даже прежде того ин­теллектуальный, нравственный, экономический, духовный, включающий в себя обычаи и всевозможные правила и условности вплоть до манеры одеваться и развлекаться.

Быть может, лучший способ подойти к этому историче­скому феномену - довериться зрению, выделив ту черту современного мира, которая первой бросается в глаза.

Назвать ее легко, хоть и не так легко объяснить, - я говорю о растущем столпотворении, стадности, всеобщей переполненности. Города переполнены. Дома переполнены. Отели переполнены. Поезда переполнены. Кафе уже не вмещают посетителей. Улицы - прохожих. Приемные ме­дицинских светил - больных. Театры, какими бы рутинными ни были спектакли, ломятся от публики. Пляжи не вмещают купальщиков. Становится вечной проблемой то, что прежде не составляло труда, - найти место. Всего-навсего. Есть ли что проще, привычней и очевид­ней? Стоит, однако, вспороть будничную оболочку этой очевидности – и брызнет нежданная струя, в которой дневной свет, бесцветный свет нашего, сегодняшнего дня, распахнет все многоцветие своего спектра.

Толпа, возникшая на авансцене общества, внезапно стала зримой. Прежде она, возникая, оставалась незамет­ной, теснилась где-то в глубине сцены; теперь она вышла к рампе – и сегодня это главный персонаж. Солистов больше нет – один хор.

Толпа – понятие количественное и визуальное: множе­ство. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу». Общество всегда было подвижным един­ством меньшинства и массы. Меньшинство – это совокуп­ность лиц, выделенных особыми качествами; масса – не выделенных ничем. Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». Масса – это «средний чело­век». Таким образом, чисто количественное определение – множество – переходит в качественное. Это – со­вместное качество, ничейное и отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не отличается от остальных и повто­ряет общий тип. Какой смысл в этом переводе количества в качество? Простейший – так понятней происхождение массы. До банальности очевидно, что стихийный рост ее предполагает совпадение мыслей, целей, образа жизни. Но не так ли обстоит дело и с любым сообществом, каким бы избранным оно себя ни считало? В общем, да. Но есть су­щественная разница.

В сообществах, чуждых массовости, совместная цель, идея или идеал служат единственной связью, что само по себе исключает многочисленность. Для создания меньшинства – какого угодно – сначала надо, чтобы каждый по причинам особым, более или менее личным, отпал от тол­пы. Его совпадение с теми, кто образует меньшинст­во, – это позднейший, вторичный результат особости каж­дого, и, таким образом, это во многом совпадение несовпа­дений. Порой печать отъединенности бросается в глаза: именующие себя «нонконформистами» англичане – союз согласных лишь в несогласии с обществом. Но сама ус­тановка – объединение как можно меньшего числа для отъединения от как можно большего – входит составной частью в структуру каждого меньшинства. Говоря об из­бранной публике на концерте изысканного музыканта, Малларме тонко заметил, что этот узкий круг своим при­сутствием демонстрировал отсутствие толпы.

В сущности, чтобы ощутить массу как психологическую реальность, не требуется людских скопищ. По одному-единственному человеку можно определить, масса это или нет. Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни во зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью. Представим себе, что самый обычный человек, пытаясь мерить себя особой мерой – задаваясь вопросом, есть ли у него какое-то дарование, умение, до­стоинство, – убеждается, что нет никакого. Этот человек почувствует себя заурядностью, бездарностью серостью. Но не «массой».

Обычно, говоря об «избранном меньшинстве», передер­гивают смысл этого выражения, притворно забывая, что избранные не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно. И конечно, радикальней всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить – это плыть по течению, оставаясь таким, каков ни на есть, и не силясь перерасти себя.

 

Это напоминает мне две ветви ортодоксального буддиз­ма: более трудную и требовательную Махаяну – «боль­шую колесницу», или «большой путь», – и более буднич­ную блеклую Хинаяну – «малую колесницу», «малый путь». Главное и решающее – какой колеснице мы вверим нашу жизнь.

 

Таким образом, деление общества на массы и избран­ные меньшинства типологическое и не совпадает ни с делением на социальные классы, ни с их иерархией. Разумеет­ся, высшему классу, когда он становится высшим и пока действительно им остается, легче выдвинуть человека «большой колесницы», чем низшему, обычно и состоящему из людей обычных. Но на самом деле внутри любого класса есть собственные массы и меньшинства. Нам еще пред­стоит убедиться, что плебейство и гнет массы даже в кру­гах, традиционно элитарных, – характерный признак нашего времени. Так, интеллектуальная жизнь, казалось бы взыскательная к мысли, становится триумфальной доро­гой псевдоинтеллигентов, не мыслящих, немыслимых и ни в каком виде неприемлемых. Ничем не лучше останки «аристократии», как мужские, так и женские. И напротив, в рабочей среде, которая прежде считалась эталоном мас­сы, не редкость сегодня встретить души высочайшего закала.

Далее. Во всех сферах общественной жизни есть обя­занности и занятия особого рода, и способностей они требуют тоже особых. Это касается и зрелищных или уве­селительных программ, и программ политических и прави­тельственных. Подобными делами всегда занималось опыт­ное, искусное или хотя бы претендующее на искусность меньшинство. Масса ни на что не претендовала, прекрасно сознавая, что если она хочет участвовать, то должна обре­сти необходимое умение и перестать быть массой. Она зна­ла свою роль в целительной общественной динамике.

Если вернуться теперь к изложенным выше фактам, они предстанут безошибочными признаками того, что роль массы изменилась. Все подтверждает, что она решила вый­ти на авансцену, занять места и получить удовольствия и блага, прежде адресованные немногим. Заметно, в частно­сти, что места эти не предназначались толпе ввиду их ма­лости, и вот она постоянно переполняет их, выплескиваясь наружу и являя глазам новое красноречивое зрели­ще – массу, которая, не перестав быть массой, упраздняет меньшинство.

Никто, надеюсь, не огорчится, что люди сегодня раз­влекаются с большим размахом и в большем чис­ле, – пусть развлекаются, раз есть желание и средства. Беда в том, что эта решимость массы взять на себя функ­ции меньшинства не ограничивается и не может ог­раничиться только сферой развлечений, но становится стержнем нашего времени. Забегая вперед, скажу, что новоявленные политические режимы, недавно возникшие, представляются мне не чем иным, как политическим дик­татом масс. Прежде народовластие было разбавлено изряд­ной порцией либерализма и преклонения перед законом. Служение этим двум началам требовало от каждого боль­шой внутренней дисциплины. Благодаря либеральным основам и юридическим нормам могли существовать и дей­ствовать меньшинства. Закон и демократия, узаконенное существование, были синонимами. Сегодня мы видим торжество гипердемократии, при которой масса действует непосредственно, вне всякого закона, и с помощью грубого давления навязывает свои желания и вкусы. Толковать эти перемены так, будто масса, устав от политики, препоручи­ла ее профессионалам, неверно. Ничего подобного. Так делалось раньше, это и была демократия. Масса догадыва­лась, что в конце концов при всех своих изъянах и просче­тах политики в общественных проблемах разбираются не­сколько лучше ее. Сегодня, напротив, она убеждена, что вправе давать ход и силу закона своим трактирным фантазиям. Сомневаюсь, что когда-либо в истории большинству удавалось править так непосредственно, напрямую. Потому и говорю о гипердемократии.

То же самое творится и в других сферах, особенно в интеллектуальной. ИНТЕРНЕТ. Возможно, я заблуждаюсь, но все жете, кто берется за перо, не могут не сознавать, что рядовой читатель, далекий от проблем, над которыми они бились годами, если и прочтет их, то не для того, чтобы чему-то научиться, а только для того, чтоб осудить прочитанное как несообразное с его куцыми мыслями. Масса – это посредственность, и, поверь, она в свою одаренность, имел бы место не крах социологии, а всего-навсего самообман. Особенность нашего времени в том и состоит, что за­урядные души, не обманываясь насчет собственной за­урядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и, навязывают ее всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться неприлично. Масса сминает непохожее, недюжинное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать изгоем. И ясно, что «все» – это отнюдь не «все». Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир стал массой.

Такова жестокая реальность наших дней, и такой я ви­жу ее, не закрывая глаз на жестокость.

V. Статистическая справка

В этой работе я хотел бы угадать недуг нашего време­ни, нашей сегодняшней жизни.

И как раз этот человеческий тип сегодня решает. Пра­во же, стоит в нем разобраться.

Ключ к разгадке – в том вопросе, что прозвучал уже в начале моей работы: откуда возникли все эти толпы, за­хлестнувшие сегодня историческое пространство?

с VI по XIX, европейское население ни разу не превысило ста восьмидесяти миллионов. А за время с 1800 по 1914 год – за столетие с небольшим – достигло четы­рехсот шестидесяти! Контраст, полагаю, не оставляет со­мнений в плодовитости прошлого века. Три поколения под­ряд человеческая масса росла как на дрожжах и, хлынув, затопила тесный отрезок истории.

Достаточно, повторяю, одного этого факта, чтобы объяснить триумф масс и все, что он сулит.

Суть не в цифрах народонаселения, а в их контрастности, вскрывающей внезапный и головокружи­тельный темп роста. Речь идет о нем. Головокружительный рост означает все новые и новые толпы, которые с таким ускорением извергаются на поверхность истории, что не успевают пропитаться традиционной культурой.

Вся история предстает гигантской лаборато­рией, где ставятся все мыслимые и немыслимые опыты, чтобы найти рецепт общественной жизни, наилучшей для культивации «человека».

И, не прибегая к уверткам, следует признать данные опыта: человеческий посев в условиях либеральной демократии и технического прогрес­са – двух основных факторов – за столетие утроил люд­ские ресурсы Европы.

Такое изобилие, если мыслить здраво, приводит к ряду умозаключений: первое – либеральная демократия на базе технического творчества является высшей из доныне изве­стных форм общественной жизни; второе – вероятно, это не лучшая форма, но лучшие возникнут на ее основе и со­хранят ее суть и третье – возвращение к формам низшим, чем в XIX веке, самоубийственно.

Поэтому так важно вглядеться в массового человека, в эту чистую потенцию как высшего блага, так и высшего зла.

VI. Введение в анатомию массового человека

Кто он, тот массовый человек, что главенствует сейчас в общественной жизни, политической и неполитической? Почему он таков, каков есть, иначе говоря, как он полу­чился таким?

То, что прежде считалось удачей и рождало смирен­ную признательность судьбе, стало правом, которое не бла­гословляют, а требуют.

1 и 2

С 1900 года и рабочий начинает ширить и упрочивать свою жизнь. Он, однако, должен за это бороться. Благоденствие не уготовано ему заботливо, как среднему человеку, обществом и на диво слаженным государством.

Этой материальной доступности и обеспеченности со­путствует житейская – con fort и общественный порядок. Жизнь катится по надежным рельсам, и столкновение с чем-то враждебным и грозным мало представимо.

Контраст еще отчетливей, если от материального пе­рейти к аспекту гражданскому и моральному.

1 и 2

С середины прошлого века средний человек не видит перед собой ника­ких социальных барьеров. С рождения он и в обществен­ной жизни не встречает рогаток и ограничений. Никто не принуждает его сужать свою жизнь. И здесь – «широка Кастилия». Не существует ни «сословий», ни «каст». Ни у кого нет гражданских привилегий. Средний человек усваи­вает как истину, что все люди узаконенно равны.

Никогда за всю историю человек не знал условий, даже отдаленно похожих на современные.

 

1 и 2

Тот мир, что окружает нового человека с колыбели, не только не понуждает его к самообузданию, не только не ставит перед ним никаких запретов и ограничений, но, на­против, непрестанно бередит его аппетиты, которые в принципе могут расти бесконечно. Ибо этот мир девятна­дцатого и начала двадцатого века не просто демонстрирует свои бесспорные достоинства и масштабы, но и внушает своим обитателям – и это крайне важно – полную уверен­ность, что завтра, словно упиваясь стихийным и неистовым ростом, мир станет еще богаче, еще шире и совершенней.

И по сей день, повторяю, мало, кто со­мневается, что автомобили через пять лет будут лучше и дешевле, чем сегодня.

Мне думается, сама искусность, с какой XIX век обу­строил определенные сферы жизни, побуждает облагодетель­ствованную массу считать их устройство не искусным, а естественным. Этим объясняется и определяется то абсурд­ное состояние духа, в котором пребывает масса: больше всего ее заботит собственное благополучие и меньше все­го – истоки этого благополучия.

 

Девиз массового человека: если могу, значит надо.
 
Девиз представителя элиты: если надо, значит могу.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...