Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития высшего образования.




Высшее образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего специального или профессионально-технического образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний, практических умений и навыков (профессиональных компетенций), которые позволяют решать теоретические и практические задачи в различных профессиональных областях.

В отличие от общего, даже в развитых странах, высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным.

Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах и колледжах. В некоторых странах существуют собственные традиционные названия или вариации указанных названий.

Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Тогда, на этой ступени, молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

В Александрии в V—III вв. до н. э., в эпоху эллинизма, стали создаваться школы повышенного типа, в которых философия, филология, медицина и математика стали изучаться раздельно в связи с дифференциацией науки.

В Древней Греции, уделявшей большое внимание образованию молодёжи, была предусмотрена высшая ступень образования. В IV—III вв. до н. э. главным идеологом выделения высшей ступени образования был Платон. Он хотел привлечь к этому образованию незначительную часть одарённой аристократической молодёжи (юношей), которая проявляла способность к отвлечённому мышлению и была способной изучать предметы не в прикладном значении, а в философско-теоретическом плане. Например, астрономию по этой системе необходимо было изучать не для прикладных целей — мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной. Причём предполагалось, что закончившие эту ступень образования в возрасте 30 лет и проявившие исключительное дарование, могли продолжить образование до 35 лет с целью стать правителями государства. Сходной точки зрения придерживался в III в. до н. э. и Аристотель, который считал, что необходима и третья, высшая ступень, образования для развития у человека его природных способностей в триединстве физического, нравственного и умственного направлений.

В IV веке на территории Грузии была открыта Высшая риторическая школа.

В 988 году в Каире при мечети Аль-Азхар Фатимидами основывается Университет Аль-Азхар - старейшая, на сегодняшний день, мусульманская духовная академия-университет.

Дальнейшая дифференциация науки только способствовала большему выделению третьей, высшей ступени, образования. Однако, определение высшего образования в современном понимании, сложилось лишь в средние века.

С X века в Салерно, Павии, Болонье, Париже существовали университеты — места паломничества для пытливых умов. Там изучали право, латынь, философию, медицину, математику.

Старейший в англоязычном мире и первый в Великобритании - Оксфордский университет основан около 1117 года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати. Название «Оксфорд» происходит предположительно от двух слов — «бычий» и «брод».

В XI—XII вв. в Европе появились светские высшие школы в отличие от духовных, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином образовательном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт. В это время открываются Академии в Грузии как центры светского образования, где изучались арифметика, геометрия, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка, история Грузии и соседних государств, медицина, юриспруденция, естествознание, греческий и арабский языки.

В XII—XIII вв. во многих странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать первые университеты. В них, в основном, было лишь три факультета — богословский, медицинский и юридический. Обучение в первых университетах велось на протяжении 5—6 лет.

В 1209 году группой профессоров и студентов, бежавших из г. Оксфорда после стычки между горожанами и студентами был основан Кембриджский университет.

В 1348 году открывается первый славянский университет в Праге.

Средневековое высшее образование, в первую очередь преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV—XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики. Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени были Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа — Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени — Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский, Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Монтень — выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.

Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в XV в.

В 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская академия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

В это время поддержка преемственной ступенчатой системы образования с высшей ступенью — академией, нашла в трудах чешского педагога-гуманиста, общественного деятеля, фактически основоположника педагогической науки Яна Амоса Коменского.

В 1687 году в Москве была организована первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.

В 1724 году в Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) и гимназия. В становлении российского высшего образования важнейшую роль сыграл Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором — посещение только специальных циклов, а на третьем — прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке».

Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет. Среди первых профессоров которого были Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и другие ученики Ломоносова.

В результате изобретения паровой машины произошёл переход от мануфактурного производства к фабричному. За этим последовал промышленный переворот. Это способствовало появлению во второй половине XVIII века в Англии, а затем и в других странах первых технических учебных заведений, начавших давать систематическое инженерное образование. В России первым подобным учебным заведением стала основанная Петром I Школа математических и навигацких наук, а затем Инженерная школа в Санкт-Петербурге, которой руководил прадед А.С.Пушкина - Абрам Петрович Ганнибал. Старейшей горно-технической школой России стало основанное в 1773 году Горное училище (ныне Санкт-Петербургский государственный горный университет).

Университеты являются первыми высшими учебными заведениями в мире. В Европе они начали создаваться, как уже отмечалось, в период раннего Средневековья, хотя атрибуты университетского характера (кафедра, деканат, ректор и др.) существовали ещё в образовательных центрах и высших школах Античности. Правом называться первым университетом Европы принадлежит Болонскому университету, открытому в 1088 году. В университетах того времени функционировали три обязательных факультета: философский, медицинский и богословский. Однако позже, в XVI -XVIII веках, с переходом высшего образования из-под абсолютного влияния церкви под контроль государства в университетах сузилось обучение священнослужителей – специалистов богословия и расширилась подготовка специалистов по естественно – научному, медицинскому, юридическому и гуманитарному направлениям.

В XVIII веке сформировался так называемый классический университет, фундаментальные основы которого были заложены в Германии известным учёным и политиком, а позже ректором Берлинского университета В. Гумбольдтом. Идея классического университета сводилась к следующим принципам:

1. Университет должен обладать относительной автономией.

2. В основе университетского образования должны лежать два равнозначных вида деятельности: познавательная и научная деятельность.

3. Университет должен быть центром культурной и общественной жизни в своём регионе.

В XX веке университеты создавались во всём мире, но особенно широко этот процесс шёл в Советском Союзе. В 1920-1930 годах университеты были открыты в столицах всех республик, а затем и в других городах. Однако во всех университетах страны можно было получить высшее образование только одного уровня. Только в начале 90-х годов наша система высшего образования начала переходить на двухуровневую подготовку специалистов.

В большинстве западных стран и в Японии в настоящее время практически завершается повсеместный переход на трёхступенчатую модель организации послесреднего образования. При этом каждая ступень рассматривается как этап в получении высшего образования и завершается вручением соответствующего свидетельства или диплома.

На Западе считается, что университет – это вершина образовательной лестницы, что именно он, а не отраслевые вузы в состоянии сформировать высококвалифицированных специалистов, имеющих не только необходимую профессиональную подготовку, но и глубокие знания в области гуманитарных проблем.

Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего образования в Европе был дан т. н. Болонским процессом. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или «Болонскую декларацию». В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран, в том числе Россию, Украину, Казахстан и некоторые другие страны бывшего Советского Союза.

Республика Беларусь, получившая самостоятельность в 1991 г., унаследовала советскую систему высшего образования с ее централизацией управления и размещения вузов, государственным финансированием и планированием приема в высшую школу, унификацией организационной структуры учебных заведений, стабильностью задач, форм и методов обучения, высоким уровнем квалификации преподавателей, оптимальным соотношением численности студентов и преподавателей и т.д.

Новые социально-политические условия суверенной Республики Беларусь в значительной степени обусловили необходимость разработки собственной национальной образовательной модели. Реформа началась с принятия 29 октября 1991 г. Закона Республики Беларусь «Об образовании», остававшегося до 2008 г. основным правовым актом, регулировавшим высшее образование в стране. В 1998 г. постановлением Совета министров № 1637 от 27.10.1998 г. была утверждена «Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь» и разработана программа ее реализации, рассчитанная на 10 лет. Она предполагала постепенное реформирование системы высшего образования Республики Беларусь. Первый этап – программно-организационный (1999–2000 гг.) – должен был обеспечить правовое пространство для осуществления дальнейших преобразований. На втором этапе – организационно-внедренческом (2001–2005 гг.) – предусматривалось перевести систему высшего образования на новые формы организации работы и содержания образования. Третий коррекционно-завершающий (2005–2010) этап был нацелен на мониторинг и обобщение результатов, внесение необходимых изменений и дополнений в программу реформирования.

В первой половине 1990-х гг. в РБ появились негосударственные вузы, число которых в 1995–1997 гг. достигло 20, но к 2000 г. их количество сократилось до 14, а к 2008 г. осталось 10. С 2004 г. началось уменьшение приема студентов в негосударственные вузы. Удельный вес учащихся частных вузов в общем числе белорусского студенчества менее 14%. Негосударственные вузы имеют более низкий статус в сравнении с государственными: развивают преимущественно заочные формы обучения, не готовят научные кадры и магистров. Таким образом, несмотря на закрепление в Законе о высшем образовании двух форм собственности на высшие учебные заведения предпочтение в Беларуси отдается государственной.

Возвратом к классической советской системе стало белорусское законодательство последнего времени о распределении выпускников вузов. С одной стороны, социально-ориентированное белорусское государство в лучших советских традициях, дает реальную возможность получения бесплатного высшего образования, обеспечивает материальные условия для завершения обучения, гарантирует работу после окончания вуза. С другой – обладатель бесплатного диплома должен возместить государству затраты либо в форме двухлетней отработочной повинности, либо в денежном эквиваленте. Поступая на бюджетной основе, студент заключает специальный контракт, в котором оговаривается стоимость обучения по выбранной специальности.

В числе главных аргументов, подтверждающих сохранение в РБ советской системы высшего образования, является позиция страны по отношению к Болонскому процессу. После того как в 2003 г. Россия, а в 2005 г. Украина подписали Болонскую Декларацию, Беларусь, по сути, остается единственной неприсоединившейся страной в постсоциалистической восточной Европе.

Одно из ключевых положений в их числе – введение четко определенных и сопоставимых уровней, квалификаций и степеней высшего образования. Ориентиром стала двухступенчатая система высшего образования «бакалавр-–магистр», реализуемая во многих странах и закрепленная позже в Болонской хартии. Сущность ее заключается в дифференцированном обучении. За 3–4 года (в зависимости от выбранной специальности) можно получить диплом бакалавра. Продолжить же обучение на следующей ступени удается не более 30% от общего числа студентов. Привлекательность такой системы для белорусского руководства создавала не столько необходимость в кадрах разного уровня квалификации, сколько экономия средств. И, начиная с 2001 г., в Республике Беларусь был принят целый ряд документов по переходу на двухступенчатую систему высшего образования. В итоге нынешний вариант белорусской двухступенчатой системы существенно отличается от европейского аналога. Структура современной системы высшего образования в нашей республике будет рассмотрена нами отдельным вопросом.

Более результативно, чем включение Беларуси в Болонский процесс, происходит формирование единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, других стран СНГ, которое выражается в согласовании и унификации образовательных стандартов, программ, процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров, обеспечении равных возможностей на получение образования в образовательных учреждениях на территории СНГ. При этом интеграция с Россией отличается наибольшей активностью из всех зарубежных партнеров Беларуси в сфере высшего образования.

Сотрудничеству России и Беларуси в сфере образования способствует и сформированная договорно-правовая база. По указу Президента РБ граждане Российской федерации получили право участвовать в конкурсе на получение высшего образования за счет средств республиканского бюджета. В правила приема в вузы в обеих странах ежегодно включаются нормы, обеспечивающие равный доступ к высшему образованию, магистратуре, докторантуре граждан Российской Федерации и Республики Беларусь.

Белорусской высшей школе свойственны, в целом, те же закономерности развития, что и для других постсоветских и постсоциалистических государств. Принципы финансирования, социальной поддержки, вертикальная структура управления, характерные для социалистической высшей школы, адаптированы к новым социально-экономическим условиям. А в системе отбора будущих студентов советские образцы полностью заменил западный опыт. Стремление ориентироваться больше на собственные ресурсы и традиции, нежели на иностранные образцы, ментально более тесная связь с Востоком, чем с Западом, определяют специфику интеграции белорусской высшей школы в общеевропейское пространство.

Однако, сравнивая систему высшего образования в Республике Беларусь и странах Запада, можно отметить некоторые различия. К примеру, высшее образование в Германии и Франции жёстко структурировано, каждая специальность предполагает изучение определённого набора дисциплин. Все вузы достаточно автономны, но при этом находятся под контролем министерства образования. Особенно это чувствуется во Франции, где учёба в государственном вузе считается намного престижней, чем в частном. А вот в США министерства образования как такового нет, каждый вуз-сам себе голова. В республике Беларусь вся система образования также находится под чутким контролем Министерства образования Республики Беларусь.

Во всех трёх странах (Германия Франция, США) студенты сами решают какие лекции посещать, а какие нет. В Беларуси же каждый студент обязан пройти полный курс обучения по всем учебным дисциплинам, предусмотренным образовательной программой, и посещать их должен в обязательном порядке. Самая существенная разница между образованием в Европе и США с точки зрения организации состоит в методах обучения студентов. В Германии и Франции основной упор делается на теорию и на самостоятельное изучение дисциплин. Это значит, что на основе краткого курса лекций и собственных домашних наработок у студента складывается свой собственный взгляд на ту или иную проблему. А вот учёба в Соединённых Штатах славится своей «приземлённостью», то есть практичностью: студент изучает не так много «лишних» дисциплин, а основной упор делает на то, что ему непосредственно пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности.

Образование и в Германии, и во Франции традиционно бесплатное. Но большинство французских и немецких вузов практикуют ежегодные регистрационные сборы со студентов (в среднем-500 евро) на расходы, которые не покрываются государственными дотациями. Вместе с тем, обучение по некоторым образовательным программам гарантирует выплату иностранным студентам ежемесячной стипендии, которая покрывает все необходимые расходы на учёбу и отдых.

В США высшее образование платное. Каждый университет или колледж принимает иностранных студентов на своих условиях, общих правил нет; но в основном для зачисления в вуз необходимо подтвердить знания английского языка и иметь аттестат о законченном среднем образовании. А вот магистратура и аспирантура в США бесплатные, причём правительство может профинансироватьдаже обучение в аспирантуре иностранного студента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...