Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обретение отождествленности






 


«У меня была фантазия, как я не пойду к Вам. Вы будто бы спросили меня: «Почему?», а я ответил: «Ты — тюремщик». Я как будто отшатнулся от Вас.

Я чувствовал себя идиотом и все по вашей вине. Пока я принимал ваши ценности, я не думал о своих. Ну вас к черту со всем вашим одобрением!»

Обсуждая со мной эти чувства, пациент отметил, что когда он находился в шизоидном состоянии ухода, у него было сильное воображение. Он не испытывал недо­статка идей. Он много читал. Теперь он чувствует себя идиотом. Мои ценности, в его интерпретации, состояли в том. чтобы быть мужественным, агрессивным, находить­ся во внешнем мире. Он чувствовал, что очень сильно этого хотел, но, кроме того, понял, что оставаться в шизоидном состоянии невыносимо. Дальнейший анализ выявил, что он ассоциировал интеллигентность, вообра­жение и чувствительность с матерью. Мои ценности, как он обозначил их, были аспектами отца, с которым у это­го человека никогда не было близких отношений.

В стрессовой ситуации шизоид часто выражает негативные чувства, но в такой форме, которая не спо­собствует ощущению отождествленности. Он делает это истерично, кричит или выражает ненависть каким-либо другим способом. Истерические реакции необходимо от­личать от эмоциональной экспрессии. Они похожи на извержение, которое сокрушает сдерживание эго, в то время как подлинная эмоция выражается при поддержке и с одобрения эго. Эмоция — это унифицированный и тотальный отклик человека, а истерическая реакция пред­ставляет собой разлом, при котором тело разыгрывает нечто, а эго беспомощно и не способно остановить про­исходящее. Истерические реакции характерны для шизо­идной личности, и они еще больше диссоциируют эго и тело.

Другое движение, высвобождающее напряжение, тоже включает в себя экспрессию «нет». С запрокинутой головой и согнутыми коленями, как и в предыдущем слу­чае, пациент сильно напрягает заднюю поверхность шеи.


выпячивает вперед нижнюю челюсть и быстро отрица­тельно трясет головой. При этом он говорит «нет» мягко или громко. Голос усиливается по мере продолжения дви­жения, в некоторых случаях он может перейти в крик. Это движение — преувеличенное покачивание головой, то есть утрированный жест, который обозначает «нет», и для него необходимо мобилизовать упрямство, ассоциирован­ное с напряжением тыльной поверхности шеи. Шизоиду бывает трудно как следует выполнить данное действие. Напряжение в мышцах, расположенных на стыке шеи и головы, столь сильны, что голова движется неравномерно и атаксично. Его упрямство бессознательно и поэтому не подконтрольно эго. По мере продолжения этой практики напряжение высвобождается и утверждение «нет» стано­вится более сильным.

Если дыхание интенсивно и если оно совпадает с движениями головы, то быстрое отрицательное покачива­ние головой встряхивает все тело. Говоря «нет», человек помогает этому происходить. Можно сказать, что шизои­ду необходимо, чтобы его встряхнули, но предпочтитель­нее, чтобы он сделал это сам. Х.Сили пишет об эффек­тивности шоковой терапии при лечении ментальных за­болеваний: «Никто на самом деле не знает, как работает шоковая терапия... Кажется, будто пациента кто-то «выт­ряхивает из заболевания», это очень похоже на то, как ребенок может «выскочить» из гнева, если ему внезапно брызнуть в лицо холодной водой».64 Сознательное пока-чивание головой не имеет эффекта лечения шоком, но оно эффективно для разбивания мышечной ригидности шизоида, если, конечно, он не нуждается в более интен­сивном лечении.

Принцип, на котором основаны эти движения, состоит в том, что замкнутое в спастичной мускулатуре отрицание можно высвободить, если активизировать на­пряженные мышцы с помощью подходящих движений. Покачивание головой является одним из способов моби­лизовать напряженные мускулы, которые расположены в основании черепа, в то время как выпячивание нижней


294


Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ОБРЕТЕНИЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ


295


 


челюсти мобилизует челюстную мускулатуру. Я уже гово­рил в четвертой главе, что у шизоида нижняя челюсть ригидна, она являет собой экспрессию неповиновения. Он не сознает этого, фактически он не сознает и ригидности собственной челюсти. Если же преувеличить неповинове­ние, он начнет сознавать эту ригидность. Он будет жало­ваться на боль, которая возникает при растягивании мышц. Когда неповиновение выражается открыто, напря­женность нижнечелюстной мускулатуры уменьшается.

Ригидная, «неповинующаяся» нижняя челюсть ши­зоида не позволяет ему делать нормальные сосательные движения. Поскольку вытягивание губ для того, чтобы пососать грудь, является первым способом протягивания к миру и первым агрессивным движением младенца, недо­статочность этого действия удерживает и все другие дви­жения, направленные к миру. У младенца или нормально­го взрослого человека рот вытягивается вперед мягко и полно. Когда это движение пытается сделать шизоид, он выпячивает нижнюю челюсть вперед вместе с губами и поэтому не испытывает чувства, что губы вытянуты для сосания. Движение шизоида амбивалентно. Выдвижение челюсти вперед является экспрессией противопоставлен­ности (отрицания), а губы в это же самое время пытают­ся выразить утверждение. Оба чувства, таким образом, сво­дятся на нет. Неспособность шизоида потянуться ртом, не выпячивая при этом нижнюю челюсть, драматический пример того, как вытесненные негативные чувства блоки­руют экспрессию позитивных утверждающих чувств.

Другое экспрессивное движение, которое можно использовать для того, чтобы высвободить отрицание, представляет собой удары головой. Его, конечно же, надо делать, используя мягкий упругий матрас. Это противопо­ложность кивка головой. Дети делают такой жест в экст­ремальной ситуации фрустрированности, чтобы высвобо­дить напряжение, возникшее в тыльной стороне шеи и в основании черепа. Ритмичные удары головой о кровать напрягают тело и без того напряженного человека. Надо отметить, что когда человек полностью расслаблен, это


действие не вызывает неприятных чувств. Оно встряхива­ет тело и углубляет дыхание. Довольно часто оно вызыва­ет тошноту, поскольку воздействует на диафрагму. Если у пациента открывается рвота, то данное действие в значи­тельной степени высвобождает напряжение диафрагмы.

Каждое экспрессивное движение тела можно ис­пользовать для высвобожения напряженности и развития способности к выражению эмоций. Я акцентировал те из них, которые выражают негативные чувства, но жесты утверждения не менее важны. Протянув вперед руки и повторяя «мама», можно открыть богатство чувств, если только пациент позволит себе пережить этот жест. Я ви­дел множество мужчин, которые плакали, выполняя это «упражнение».

Терапия — это процесс открытия себя. Однако, оно происходит в отношениях с другим человеком, тера­певтом, который оказывается в позиции, когда взаимодей­ствие с ним параллельно ранним переживаниям пациента с его матерью и отцом. Феномены, возникающие при та­ком взаимодействии, называются перенесением, сопротив­лении и контрперенесением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...