Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Историческая эволюция проблемы интуиции




1. Историческая эволюция проблемы интуиции

1. 1. Изучение интуиции от Античности до XX века

 

Изучением интуиции занимались еще античные ученые. Платон рассматривал интуицию как припоминание знаний Душой. Его концепция заключалась в том, что каждый человек обладает уже определенным набором знаний с рождения, а познание нового – это всего лишь припоминание знаний, накопленных в прошлых жизнях. Изречение «Познай самого себя» как раз перекликается с данной концепцией. Однако Аристотель взглядов своего учителя не разделял. Являясь основоположником рационализма, он считал, что все знания должны быть основаны только на истинных доказательствах.

Далее обратимся к Средневековой философии. Фома Аквинский отмечал «способность самой души приводить интеллект в активное состояние», при этом считал, что существует и другой вид познания – через благодать, в том случае, когда божественные тайны нельзя доказать только с помощью человеческого ума. Еще один представитель средневековой философии - Уильям Оккам считал, что именно интуитивное познание является первичным. Несмотря на то, что проблема интуиции занимала умы философов античности, средневековья и эпохи Возрождения, проблема эта особого развития так и не получила.

Более подробно изучением интуиции начинают заниматься в эпоху Нового времени, когда такие науки как геометрия, математика, естествознание, механика, получили свое бурное развитие. Появилась потребность в новых методах в теории познания. С помощью работ Декарта была подтверждена необходимость построения естественнонаучного знаний, опытной науки, построенной на разуме и независимой от веры. Интуиция Декарта – предельно логична, рациональна и находится в теснейшей связи с дедукцией и логическим процессом. У интуиции по Декарту нет ничего общего с прозрением, и носит она, в первую очередь, интеллектуальный характер. Декарт ввел термин интеллектуальная интуиция, существующий и по сей день.

Интеллектуальная интуиция распространяется на научное познание, так как в его основе лежит накопление материала и научный анализ. Ещё один представитель этого периода – философ Спиноза, считал, что интуиция – это высшее проявление рациональных способностей человека. Его известная доктрина о трех видах познания включает в себя рациональное познание, интуитивное познание и воображение и мнение. Спиноза доказывал, что приоритетным является именно интуитивное познание, как самое значительное, и связывал с ним неограниченные возможности познания человеком окружающего мира и самого себя.

Немецкий философ Г. В. Лейбниц, утверждал, что: «интуиция является высшим уровнем познания, позволяющим осознать все рациональные истины». И. Г. Фихте, И. Кант, А Бергсон, А. Шопенгауэр, Э. Гуссерль и др. философы придавали важную роль в познании именно интуиции.

До конца XIX века интуиция рассматривалась как разновидность рационального знания до тех пор, пока А. Шопенгауэр, а потом и А. Бергсон не изменили это представление интуиции. А. Бергсон доказал необходимость духовного экстаза, озарения для постижения истины. С помощью озарения можно постигать не только научные идеи, но и обычные бытовые ситуации. Исследования французского философа показали, что интуиция – это не высшая степень интеллекта, а просто другой способ познания мира. Ключевая роль отведена интуиции в работах Н. О. Лосского – основоположника интуитивизма – одного из течений в познании. Интуиция по Н. О. Лосскому это «непосредственное созерцание предмета познающим субъектом», то есть предмет входит в сознание познающего индивидуума независимо от процесса познания и наших знаний. Н. О. Лосский не противопоставляет интуицию и интеллект, он наоборот старается объединить их, как средства познания. Н. О. Лосский выделил три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую.

1. 2. Введение понятия интуиции в научную сферу в ХХ веке

В число ученых XX века, введших понятие интуиция в научный оборот вошел Фрэнк Найт – американский экономист. В своей работе «Риск, неопределенность и прибыль» он писал: «Когда мы пытаемся понять, чего ожидать в той либо иной ситуации, и как приспособить свое поведение соответствующим образом, первая осознанная мысль, которая рождается в нашей голове – необходимое решение принято, и образ всех наших действий определен. Процессы, которые протекают в нашем мозгу, нам не кажутся осмысленными и не имеют практически ничего общего с формально-логическими процессами, используемыми учеными в научных исследованиях. Это и есть интуиция» [6, с. 113].

Фрэнк Найт в какой-то степени уровнял «интуицию» и «логические умозаключения». Он писал том, что точная наука о логических умозаключениях оказывает незначительное влияние на формирование мнений, которые являются основой поведенческого решения, и что это верно независимо от того, обоснование действия базируется на подробном анализе или вероятностном суждении. Фрэнк Найт в своей работе указывал, что люди действуют в основном ориентируясь на оценки, а не на умозаключения, на основе интуиции или суждений, а интуитивное суждение очень похоже на вероятностное [6, с. 56].

В книге Фрэнка Найта понятие «интуиция» объединяется с понятием «синтез» и «анализ». Он указывал на то, что мы так же мало знаем о том, почему мы ждем наступления определенных событий, как и то, что за процессы происходят в нашем мозгу, когда мы пытаемся вспомнить забытое имя. И какая-то аналогия все-таки существует между логическим размышлением и интуицией, ведь в обоих случаях целью является предвидение будущего, а возможность составления прогноза базируется на единообразии мира. Соответственно, некоторые операции анализа и синтеза должны иметь место в обоих случаях» [6, с. 55]. Однако точка зрения Фрэнка Найта «оборонительного» характера не носила - это стало характерным в более поздний период.

Ученые исследовали и роль интуиции в научном творчестве, и в этом контексте стоит отметить Томаса Куна, который является одной из ключевых фигур в научном сообществе. В 1962 году на свет появилась его известнейшая книга под названием «Структура научных революций», вызвавшая огромный резонанс. Интуиции в этой книги отведена отдельная глава – «Неявное знание и интуиция». Томас Кун указывал на то, что интуиция является видом знания, не достигаемым исключительно с помощью вербальных средств. Результатом интуиции становится «неявное знание», приобретаемое скорее с помощью практического участия в научном исследовании, чем освоением правил, регламентирующих научную деятельность» [7, с. 40].

Такова точка зрения Томаса Куна была рождена в полемике с Карлом Поппером, поэтому его высказывания в защиту интуиции звучали очень «оборонительно»: «Данное обращение к неявному знанию и отбрасыванию правил способствует к выделению еще одной проблемы, беспокоящей многих критиков, и ставшей основой для обвинения в иррационализме и субъективности. Некоторые восприняли мое высказывание, как будто я хочу построить здание науки не на логике и законе, а на не анализируемых, индивидуальных интуитивных опорах» [7, с. 13].

Отделяя неявное знание от знания, Томас Кун указывал на то, что у нас нет прямого доступа к тому, что мы знаем, и мы не обладаем никакими обобщениями или правилами, что бы выразить это знание [7, с. 41]. Аргументируя свою позицию, он писал: «То, против чего в этой книге я выступал, состоит в попытке проанализировать восприятие, как интерпретационный процесс, как неосознанный вариант того, что мы осуществляем после акта восприятия. На целостность восприятие стоит обратить отдельное внимание, так как значительная часть прошлого опыта выражена в нервной системе, преобразующей стимулы в ощущения. Большое значение для выживания имеет механизм восприятия, запрограммированный надлежащим образом» [7, с. 7]. Таким образом, именно Томас Кун впервые объединил «прошлый опыт» и «интуицию», введя в научную сферу интуицию в формате «неявного знания», который опирается на «прошлый опыт».

Рэндалл Коллинз, в своем исследовании также затрагивал тему интуиции. В своей книге «Социология: наука или антинаука» он целую главу, посвятил роли неформальных понятий и интуиции в теории. Рэндалл Коллинз писал: «Идея строгой и полной формализации, измерения и операционализации всего в науке – химера. В каком-то пункте теории все равно будет обнаружен интуитивный скачок мысли или неформальные понятия. Всегда можно найти какую-нибудь метатеоретическую установку на то, что в интеллектуальном плане является первоочередным. Научная теория лишь дает определенный набросок исследуемого мира под конкретным радиусом. Гипотезы обладают производным от этой модели характером, а сам ход их выведения охватывает интуитивные скачки. Проводя эмпирическую проверку, при операционализации, мы всегда осуществляем интуитивный скачок, решая, имеют ли определенные измерения или другие наблюдения какое-то отношение к данной теории, или нет» [7, с. 77].

Стоит отметить определенное сходство Рэндалла Коллинза и Томаса Куна в том, что в вопросах интуиции, Рэндалл Коллинз также занимает «защитную позицию». Он писал: «Такие скачки легко объяснимы, просто потому что так придуман мир. Права на науку они нас не лишают, так как в любой науке есть те пункты, когда осуществляются интуитивные скачки. Иногда естественники об этом забывают, рассуждая в грубой позитивистской манере так, словно они не предлагают «ничего кроме фактов». Все это от того, что накопив научные процедуры, ими уже были осуществлены удачные интуитивные скачки, и теперь, располагая рабочими моделями, они их интуитивно используют совместно с большинством исследуемых явлений» [7, с. 77].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...