Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь предприятия с экономическими агентами




ТЕМА 1. ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Сущность теории предприятия

 

 

Стремительное развитие фундаментальных и прикладных знаний в области экономики предприятий привело к накоплению значительного арсенала методов и средств моделирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Под теорией предприятия понимается целостная система взглядов на сущность, поведение и эволюцию предприятий той или иной группы: последняя может быть сформирована по географическому, временному, отраслевому, размерному признакам, по принадлежности к определенной организационно-правовой форме, наличию определенной структуры собственности и т.п.

Теория предприятия должна давать ответы на следующие вопросы:

где находится граница между предприятием и окружающей средой;

каковы взаимоотношения между ними, т.е. какими наблюдаемыми факторами детерминируется поведение предприятия в разных сферах его функционирования;

какое влияние оказывает целевая сфера предприятия на его функционирование, т.е. каковы доминанты в принятии и реализации решений.

Любое описание конкретной теории предприятия должно включать следующие согласованные между собой разделы:

видение предприятия как экономического объекта;

понятийно-категориальный аппарат;

концепция предприятия;

системное описание предприятия;

исходные положения (принципы) теории, сформулированные с помощью понятийно-категориального аппарата;

принятые в данной теории способы аргументации, проверки и обоснования тех или иных положений на основе исходных принципов и эмпирических данных;

способы интерпретации выводов и положений;

выводы и заключения относительно предприятий данного класса.

 

 

Теоретические модели предприятия

В экономической науке известно несколько основных вариантов теории (модели) предприятия. Наиболее полно разработаны следующие варианты теоретической модели предприятия:

Неоклассическая,

Институциональная,

Эволюционная,

Предпринимательская,

«агентская» теория фирмы (которая еще называется также концепцией «начальник-подчиненный» или «хозяин-агент»).

Рассматривая указанные варианты модели предприятия в развитой рыночной экономике, можно выделить следующие требования, предъявляемые каждой из этих концепций к функционированию предприятий:

1. Неоклассическая модель акцентирует внимание на функциях фирмы как преобразователя ресурсов в продукты. Предприятие должно адекватно реагировать на изменение ситуации на рынке (в том числе на изменение цен на продукцию и факторы производства), формируя свою объемно-номенклатурную и ценовую политику. Следует стремиться к максимизации разницы между доходами и расходами. «Поведение» предприятия – выбор объемов и структуры привлекаемых ресурсов и цены производимой продукции должен быть осуществлен таким образом, чтобы прибыль предприятия была максимальной. Считается, что если предприятие не стремиться к максимизации прибыли, то оно рано или поздно потерпит поражение в конкурентной борьбе и будет исключено из числа агентов рынка в ходе естественного отбора, реализуемого механизмом рыночной конкуренции.

2. Институциональная модель. Для устойчивости функционирования на рынке предприятие должно создавать условия относительной минимизации внутрифирменных и внешних транспортных издержек, облегчения процесса поиска внешних контрагентов. Вместе с тем необходимо уделять значительное внимание контрактной деятельности предприятия, имея в виду, что чрезмерная минимизация трансакционных издержек может привести к росту производственных издержек и потерям доходов из-за низкого качества составления и реализации контрактов между предприятием и его контрагентами. Следует стремиться к оптимизации размера фирмы с учетом факторов управляемости, мотивации работников и синергических преимуществ.

3. Эволюционная теория. Система внутрифирменного принятия решений должна быть объектом самостоятельного исследования и совершенствования. Следует обеспечить оптимальное сочетание стабильности правил принятия стратегических решений с гибкостью принятия тактических решений. Одна из главных задач предприятия – создать гармоничные условия взаимоотношений предприятия с хозяйственной и административной средой, противодействовать отставанию внутренних изменений от внешних.

4. Предпринимательская модель. Необходимым условием эффективной работы предприятия в свободной рыночной экономике является наличие позитивной целенаправленной мотивации его работников – от рабочих до менеджеров. Для значительного числа работников такая мотивация возможна только при создании возможностей реализации их предпринимательских качеств. Очень важной является проблема сближения интересов руководителя предприятия и коллектива.

5. Агентская модель концентрирует внимание на взаимоотношениях собственника и наемного менеджера.. Взаимоотношения между менеджером и собственниками предприятия должны быть скоординированы с интересами бизнеса. Весьма сложную и важную задачу представляет собой поиск оптимальных соотношений между материальной заинтересованностью и профессиональным развитием менеджера. Ассиметрия информации в треугольнике «работник – менеджер – собственник» создает предпосылки для нежелательного снижения производительности труда работников и менеджеров, и для падения эффективности использования средств собственника.

 

 

Взаимосвязь предприятия с экономическими агентами

 

Приведенные выше требования носят достаточно общий характер. Целесообразно рассмотреть роль предприятия по отношению ко всем значимым субъектам экономики и сформулировать концепцию предприятия, учитывающую многообразие его социально-экономических функций. В табл. 1 перечислены экономические агенты, наиболее тесно связанные с предприятиями и тем или иным образом заинтересованные в их деятельности.

Таблица 1

Взаимные ожидания предприятия и различных субъектов экономики

Экономические субъекты Ожидания со стороны субъекта Ожидания со стороны данного предприятия
     
Население и его отдельные группы (реальные, поте-нциальные и бывшие работ-ники предприятия, члены их семей, собственники активов предприятия, инвесторы, инноваторы, общество в целом) Занятость Средства к существованию Возможность самореали-зации в процессе труда Возможность самореали-зации в коллективе Уважение со стороны коллектива Социальные блага Материальная и моральная поддержка в чрезвычайных ситуациях Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие Спрос на организационно-технические новшества Учет интересов общества Привлечение рабочей силы Спрос на товары и услуги предприятия Предложение инноваций Привлечение средств населе-ния через ценные бумаги Преданность работников корпоративным интересам Признание общественной ценности предприятия Поддержка в чрезвычайных ситуациях Соблюдение принятых на предприятии требований к поведению  
Другие предприятия (реальные и потенциальные партнеры, конкуренты, собственники, обладатели новых технологий, свободных финансовых и иных ресурсов) Спрос на товары и услуги субъекта Привлечение кадров, получивших опыт работы на данном предприятии Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие Спрос на новые технологии субъекта Спрос на товары и услуги данного предприятия Привлечение кадров, получивших опыт работы на другом предприятии Получение доходов от средств, вложенных в другое предприятие Спрос на новые технологии данного предприятия
Банковские учреждения Спрос на банковские услуги Депозитно-расчетное и кредитное обслуживание
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации Спрос на результаты НИОКР Предложение результатов НИОКР
Учебные заведения Спрос на выпускников Предложение специалистов
Налоговые органы Своевременная уплата налогов Предоставление налоговых льгот и отсрочек
Данное предприятие Создание и расширение социально-экономического потенциала развития предприятия Закрепление и совершен-ствование технологических навыков, внутрифирменная передача производственного опыта Создание и расширение социально-экономического потенциала развития предприятия Закрепление и совершен-ствование технологических навыков, внутрифирменная передача производственного опыта
Центральные и местные органы исполнительной и законодательной власти Обеспечение достаточного объема налоговых посту-плений для формирования центрального и местных бюджетов Соблюдение экологических требований Соблюдение правовых норм Учет социальных интересов Бюджетная поддержка предприятия Создание благоприятных внешних условий для деятельности предприятия

 

Для формирования концепции реформирования предприятий, определения направлений, темпов и механизма реализации реформ необходима фундаментальная концепция предприятия, отражающая многоаспектность и многофункциональность его деятельности. С этой целью предлагается концепция предприятия, которая может быть названа интеграционной. Основные положения этой концепции следующие:

1. Предприятие рассматривается как относительно устойчивая, целостная и обособленная по отношению к окружающей среде социально-экономическая система.

2. Связующим звеном между процессами производства, реализации и воспроизводства ресурсов и «лицом» фирмы является ее потенциал – совокупность ресурсов и возможностей, определяющих ожидаемые характеристики ее развития при тех или иных сценариях изменения окружающей среды.

3. Основной объект принятия решений – распределение ресурсов и усилий фирмы между наращиванием потенциала и его использование, между воспроизводством и производством.

Для того, чтобы обеспечить выполнение реформируемыми предприятиями необходимых требований, преобразованию должны быть подвергнуты:

система принятия стратегических решений на предприятии;

взаимоотношения между коллективом, менеджментом и внешними собственниками;

взаимоотношения между менеджментом и государством;

организационно-технологическая структура предприятия;

структура управления предприятием и система его информационного обеспечения.

Особое значение для реформы предприятия имеет изменение системы реагирования предприятия на рыночные сигналы. Важным является усиление внимания государства к активизации инновационной сферы предприятия, оживлению рынка промышленных технологий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...