Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1: тематика диссертационного исследования с научным обоснованием




Введение

    Актуальность исследования.

    Архитектура появилась с целью создания удовлетворенности в первоочередных потребностях. Изначальные потребности первобытного общества заключались в укрытии от хищников и неблагоприятных климатических условий. Со временем круг потребностей, удовлетворяемых архитектурой, увеличивался в соответствии с изменением общественного бытия.

    На сегодняшний день современное общество находится в постоянном развитии, поэтому архитектура современной библиотеки должна  стремительно адаптироваться под научно-технический и культурный прогресс, социальные преобразования и образ жизни людей. Проектирование библиотечного комплекса должно учитывать требования окружающей среды с функциональной дифференциацией для читателей разных возрастов и интересов.

    Возрастание актуальности данной тематики, связано с тем, что сейчас понятие «библиотека» прикрепляет за собой, немного отличающуюся от привычной, новую трактовку: сегодня это, прежде всего, интеллектуальное пространство, выполняющее не только образовательную функцию, но и социальную. Это говорит о том, что современная библиотека является не только центром информационных ресурсов, но и коммуникативной деятельности человека.

    В XXI веке архитектура библиотеки, как уже не только образовательное, но и социальное явление, не могла не отразить высокое влияние технологического прогресса в структуру здания. Ведь активное внедрение высоких технологий в социально-образовательный процесс, накладывает определенный опечаток на функционально-планировочное пространство библиотеки, которое, чтобы не терять актуальность, должно соответствовать самым передовым требованиям организации и обслуживания. ­­­

  Стоит отметить, что архитектурное сооружение проектируется и строится в ответ на некую сложившуюся ситуацию, которая может быть связана с функциональными, социальными, политическими и экономическими обстоятельствами. Наличие ситуации предположительно является проблемой, и говорит о необходимости формирования новых условий, которые создадут выход из сложившихся обстоятельств. Иными словами – проектирование архитектурного объекта превращается в процесс выстраивания новых, в некотором плане, возможно альтернативных условий, т. е. процесс решения проблемы. Проектирование здания библиотеки с учетом зарубежного и отечественного опыта поможет, в первую очередь распознать проблему, а затем найти ее решение.

     

  

 

                                                                              


ГЛАВА 1: ТЕМАТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С НАУЧНЫМ ОБОСНОВАНИЕМ

1. 1. Понятие архитектуры библиотеки

 

    Библиоте́ ка (греч. β ι β λ ί ο ν «книга» + θ ή κ η «хранилище») – учреждение, собирающее и осуществляющее хранение произведений печати и письменности для общественного пользования, а также ведущее справочно-библиографическую работу.

    На сегодняшний день в библиотечной типологии можно выделить 3 основных типа библиотечных зданий, которые в той или иной степени отвечают выдвигаемым социумом требованиям. Типология строится по принципу иерархии и характеризуется как по количественным критериям, так и по социальной ориентированности.

 

1 тип — ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ) БИБЛИОТЕКА

    Библиотека, специально созданная правительством страны в качестве хранилища особенно ценной информации об этой стране. В отличие от публичных библиотек, они редко позволяют гражданам брать книги. Часто они включают в себя многочисленные редкие, ценные, или значительные работы.

    Строится на основе индивидуального проекта, чаще всего на конкурсной основе. Обладает уникальной архитектурной и планировочной концепцией, c учетом специальных требований функционального наполнения и организации внутреннего пространства.

    Участок застройки, как правило, размещен в центральном историческом ядре города, предполагающем уникальные характеристики здания. Как правило, проект предусматривает комплекс зданий, формообразующих в городской ткани квартальную застройку. Участок застройки тяготеет к рекреационным зонам. Чаще всего комплекс зданий имеет внутренний двор или рекреационную территорию вокруг комплекса. Является узловой точкой градостроительной структуры, притягивает транспортные коммуникации и пешеходопотоки. Является архитектурной доминантой в окружающей городской застройке.

    Выполняет аккумулятивные функции главного накопителя информационных ресурсов государства и их хранения. Как правило, имеет крупное книгохранилище от 2-3 млн. единиц хранения. Выполняет роль «библиотеки-архива». Площади книгохранилища значительно больше площадей читальных залов и мест для посетителей.

    Выполняет диспетчерские функции во главе общегосударственной библиотечной сети. В составе офисной части библиотечного комплекса, как правило, выделяется административный блок управления общегосударственной сетью.

    Является узловой точкой в глобальной международной информационной системе. В состав административного блока входит крупный отдел по международным связям и глобальному информационному обмену. В составе библиотечного архива выделяется крупный блок литературы на иностранных языках.

    Предоставляет ограниченный доступ пользователей к материалам общего характера. Имеет пользовательские залы по всем разделам информации. В структуру пользовательских залов интегрированы специальные рабочие места, оборудованные компьютерами для электронного поиска информации. Выполняет диспетчерские функции для пользователей внутри государственной библиотечной сети.

    Обладает богатым арсеналом пропагандистских и коммуникативных инструментов. Как правило, обладает набором конференц-залов разного уровня и собственной типографией.

    Активно, на международном уровне, участвует в учебно-образовательной и выставочной деятельности. В комплекс зданий входят выставочные залы и музеи, как правило, выделяется отдельный блок лекториев и учебных классов.

 

2 тип — ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ (ПУБЛИЧНАЯ) БИБЛИОТЕКА

    Так же строится на основе индивидуального проекта.

    Возможно размещение библиотеки в структуре общественных зданий многоцелевого, общеобразовательного и культурного назначения.

    Выполняет аккумулятивные функции накопления и хранения информационных ресурсов крупного города. Так же имеет крупное книгохранилище до 2-3 млн. единиц хранения.

    Выполняет диспетчерские функции во главе районной библиотечной сети, является ядром районной сети, связанным с центральной государственной библиотекой. В составе офисной части библиотечного комплекса, как правило, выделяется административный блок управления районной сетью.

    Является рядовым участником в сети глобальной международной информационной системы. Читальные залы оснащаются рабочими местами, оборудованными компьютерами для электронного поиска информации.

    Благодаря развитой системе читальных залов с открытым доступом, предоставляет наиболее широкий доступ пользователей к информационным материалам различных категорий, включающих лингафонные кабинки для работы с аудио-визуальными материалами. В составе инфрастуктуры предусмотрены отделы дополнительных услуг для пользователей. Библиотека удовлетворяет запросы различных социальных групп.

    В состав библиотечного комплекса может быть включена типография, театр, конференц-холл, видео или кинозал.

     Как правило, участвует в учебно-образовательной и выставочной деятельности районного значения. В здании могут размещаться выставочные залы и учебные классы. Имеет наилучшие возможности дифферинцировано и гибко

        

реагировать на социальные изменения и потребности пользователей, благодаря возможности трансформации внутреннего пространства, совершенствованию технологической базы и перенаправления функциональных связей.

    У публичных библиотек есть пять основных характеристик: они обычно поддерживаются налогами; они управляются советом; они открыты для всех, и каждый член общества может получить доступ к книгам; они полностью добровольны для посещения, поскольку никто никогда не вынужден пользоваться предоставляемыми услугами; и они предоставляют основные услуги бесплатно.

    Публичные библиотеки существуют во многих странах мира и часто считаются неотъемлемой частью образования населения. Публичные библиотеки отличаются от исследовательских библиотек, школьных библиотек и других специализированных библиотек тем, что их цель состоит в том, чтобы обслуживать информационные потребности широкой публики, а не потребности конкретной школы, учреждения или исследовательской группы. Публичные библиотеки также предоставляют бесплатные услуги, такие как чтение рассказов дошкольникам (такое часто бывает в США). Публичные библиотеки обычно позволяют пользователям брать книги и другие справочные материалы; и они также могут предоставлять доступ к Интернету для постоянных клиентов.

 

3 тип — УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

    Строится по индивидуальному проекту, обладающему уникальной архитектурной концепцией, разработанной c учетом специальных требований функционального наполнения и организации внутреннего пространства. Возможно размещение филиалов библиотеки в зданиях факультетов университетского комплекса.

     Участок застройки, как правило, размещен в центральной части университетского кампуса и связан с окружающими зданиями университетского комплекса переходами. Размещение здания библиотеки на участке, как правило, предусматривает организацию рекреационной территории:

   , площади или внутреннего двора. Выполняет аккумулятивные функции накопления и хранения информационных ресурсов в рамках университета и университетской информационной сети. Обладает развитым книгохранилищем от 2 до 5 млн. единиц хранения и мощным базами электронного хранения, как правило, компьютерное оборудование размещается в специальных закрытых блоках-серверных.

     Характер накапливаемой информации ограничен тематическими рамками образовательных программ университета. Приоритетные тематические отделы преобладают, имеют открытый доступ к материалам и занимают большую часть площадей хранения в здании.

    Выполняет диспетчерские функции внутри университетской информационной сети среди факультетов.

    Как правило, является рядовым участником в сети глобальной международной информационной системы.

    Предоставляет наиболее широкий доступ пользователей к материалам и расширенный спектр услуг по работе с пользователями строго определенных социальных групп. В структуру читальных залов интегрированы специальные рабочие места, оборудованные компьютерами для электронного поиска информации, а также работы с аудио и визуальными материалами, рабочие места для работы с картами и чертежами.

    Обладает набором специализированной, детализированной информации, отвечающей интересам определенных социальных групп.

    Как правило, принимает непосредственное участие в учебно-образовательной деятельности университета. В здании могут размещаться лектории и учебные классы.

    В составе библиотеки могут размещаться компактные типографии, конференц-залы, видео или кинозалы.

    Реализует функцию «форум идей» в рамках университета за счет развитой общественной части и полифункциональных залов.

 

    Помимо основных существует и ряд второстепенных дополнительных типов библиотечных зданий:

    — НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ – располагаются главным образом в высших учебных заведениях. Эти библиотеки обслуживают преподавателей и студентов и обеспечивают процесс обучения и научно-исследовательскую работу в университетах и колледжах. Они располагают далеко не одинаковыми фондами – от скромных книгохранилищ в небольших колледжах до колоссальных библиотек в крупнейших учебных и научных центрах вроде Гарварда и Оксфорда.  

    — СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БИБЛИОТЕКИ – обслуживают запросы специалистов или соответствующих организаций. В эту категорию входят медицинские и юридические библиотеки, библиотеки крупных корпораций и т. п. Специализированные библиотеки финансируются организациями-учредителями. Их сотрудниками обычно являются специалисты в конкретной области знаний, овладевшие навыками библиотечных работников.

    Среди прочих видов библиотек можно назвать «частные научные библиотеки» вроде Хантингтонской или Ньюберрийской, библиотеки для специальных групп читателей (к примеру, заключенных или инвалидов), библиотеки для военнослужащих, а также частные собрания редких и ценных книг, как правило, закрытые для посторонних.

     — ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА – финансируются отдельными школами или местными органами образования и обеспечивают учащихся и учителей необходимыми материалами по школьной программе.  

    —  МЕДИАТЕКА – media - «носитель» и teka - «место хранения». Медиатека в общем смысле – это целый фонд из разных учебных и методических пособий, книг, звукозаписей, фильмов, презентаций, а также это техническое обеспечение для просмотра и создания фонда. Это понятие определяется как современное наименование различных библиотек публичного типа, фонды, содержащие разные типы документации и книг: издания могут быть печатные, мультимедийные, электронные, а также есть все необходимое оборудование для воспроизведения, хранения всех изданий. Доступ к ним имеется и через компьютерные сети, в том числе и через интернет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...