Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Китайско-конфуцианская культура




Специфические основы духовной культуры Китая: рациональный характер, социально ориентированная этика, традиционализм, сакрализация политической власти, отсутствие установок на социальный прогесс и на покорение природы, церемониальность.

Религиозно-философские учения. Представления о Дао, Инь, Янь, материи и первоэлементах. Гармония мира. Эстетизация и поэтизация природы. Культ Неба и культ предков.

Конфуцианство и его значение для становления и развития культуры Китая. Проблема управления государством. Возврат к прошлому как способ решения социальных проблем. Ритуализированная этика конфуцианства: ритуал как условие человеческого общежития. Идеал совершенного человека. Нравственные принципы: гуманность, исполнение долга, сыновья почтительность. «Срединный путь» и значение нравственного примера.

Картина мироздания в даосизме. Учение о Дао и Дэ. Идея недеяния и мягкости как принцип отношения к миру.

Воздействие на китайскую культуру идей буддизма.

Отражение особенностей миросозерцания в китайской художественной культуре. Каллиграфия. Иероглиф в китайской художественной традиции. Пейзажная живопись и её символика. Литература. Архитектура. Театральное искусство и его особенности. Декоративно-прикладное искусство.

Китайская наука и технические изобретения (порох, бумага, фарфор, компас, шёлк). Культурные традиции Китая и современность.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить специфические основы духовной культуры Китая; религиозно философские учения (конфуцианство, даосизм, буддизм); искусство Древнего Китая; научные и технические достижения древних китайцев.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты китайско-конфуцианского типа культуры;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература: [15], [37], [71], [80].

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите некоторые особенности китайской духовной культуры.

2. Оценка Конфуция как мыслителя-гуманиста.

3. Сравните основополагающие принципы конфуцианства и легизма.

4. Интерес к каким проблемам характерен для даосизма.

5. Назовите наиболее значительные научные технические достижения китайской цивилизации.

Основные понятия к теме 8

Дао – в даосизме Путь Вселенной, вечной изменчивости мира. Мир подчинён естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию двух противоположных немал – ян и инь.

Идея недеяния – идея невмешательства в естественный ход вещей в даосизме. Человек должен следовать природе, нельзя нарушать естественные законы Вселенной, так как это ведёт к нарушению гармонии, наступлению хаоса и гибели. Эти представления способствовали формированию созерцательного отношения к миру.

Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма. В китайской культуре рассматривается как средство самовыражения личности, как способ постижения и выявления сущности мира.

Легизм – философско-политическая доктрина, в основу которой положена идея Закона, сила и авторитет которого должны держаться на системе круговой поруки, доносительстве и жестоких наказаниях.

Ритуал (ли-этикет) – канонизированные определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в обществе. В понимании Конфуция, ли – руководящий принцип, призванный устанавливать гармоничные отношения между людьми. Человек должен сдерживать себя с помощью ли, это предотвратит совершение неправильных поступков.

Сатори – в дзэн-буддизме неожиданное просветление, заключающееся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном сознании человека. Миг постижения истины и достижения совершенства.

 

ТЕМА 9. АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

Культура античности как исток европейской культуры. Полис и его влияние на культуру Средиземноморья. Полисная система ценностей. Становление и основные периоды развития античной культуры.

Агональный характер греческой культуры. Человек в античном мире. Культурный идеал античной Греции и его проявления в искусстве. Понятие «калокагатия» (прекрасное – доброе) и «гармония». Космоцентризм как характеристика мировоззрения. Антропологический и космологический характер мировосприятия. Основные категории: эйдос, тэхне, число, пропорция, симметрия, мера, канон, золотое сечение, красота, совершенство, мимесис, катарсис и другие. Древнегреческая религия. Античная мифология, и её влияние на последующее развитие европейской художественной культуры. Рождение театра. Возникновение и развитие философии.

Исторический путь Рима и особенности римской культуры. Идея мирового господства как доминанта культуры. Искусство Рима: заимствования и новаторство. Римская зрелищная эстетика. Достижения римской цивилизации. Кризис античного мировоззрения и возникновение христианства.

Завершение античного опыта образного освоения действительности, его значение для мировой культуры.

Методические рекомендации по изучению темы

Освоение дано темы требует изучения вопросов: формирование греческой культуры; основные периоды культуры Древней Греции; основные ценности греческой культуры; мифология и религия Античности; формирование и этапы развития римской культуры и цивилизации; система ценностей римской культуры и цивилизации; кризис античного мировоззрения, возникновение христианства; искусство Античности; римское культурное наследие.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты античного типа культуры

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература: [5], [7], [13], [21], [28], [42], [46], [76]

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Основные периоды складывания античной культуры.

2. Расскажите о социально-государственном устройстве Греции Охарактеризуйте особенности античного полиса. Расскажите о формах правления – олигархии, тирании, демократии. Дайте определение понятиям «ареопаг», «архонт», «стратег».

3. Назовите элементы полисной системы ценностей, общие для древнегреческой и древнеримской культур.

4. Сопоставьте в культурном отношении два города-государства – Афины и Спарту.

5. Определите значение принципа состязательности для развития древнегреческой культуры.

6. Проявление в культуре Древней Греции идеала калокагатии.

7. Космоцентризм как характеристика мировоззрения

8. Объясните особую роль театра в культуре Древней Греции.

9. Расскажите о происхождении Олимпийских игр и их судьбе.

10. Истоки и начало римской культуры и цивилизации.

11. Подведите итоги. Назовите особенности и систему ценностей римской культуры и цивилизации.

Основные понятия к теме 9

Агон – состязание, соревнование. Отличительная черта греческой культуры – стремление к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни.

Античность – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

Дионисийское и апполонийское начала в художественной культуре – в соответствии с культурфилософией Ф. Ницше – две первичные стадии существования художественной культуры, постоянно противоборствующие и взаимодействующие.

Золотое сечение («правило золотого деления») – геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Формулируя правило золотого сечения в качестве непреложного закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти идеальную (абсолютную) геометрическую основу искусства.

Калокагатия – характерная для греческой античности идея о существовании в единстве как совершенного телесного сложения, так и благородного духовного склада человека. Наряду с красотой и силой калокагатия заключает в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Как идеал физического и нравственного совершенства калокагатия получила отражение в искусстве (скульптура, поэзия и литература), а также в принципах организации древнегреческой системы образования.

Катарсис – согласно воззрениям греков очищение души средствами искусства. Искусство освобождает душу человека от вредных страстей (гнев, вожделение, ревность и т.п.), восстанавливает разрушенную гармонию духовного мира человека. Под влиянием музыки, трагедийного действия человек испытывает сильное эмоциональное напряжение, пережив которое, испытывает чувство облегчения и очищения.

Космос – в античной культуре мир, понимаемый как организованное и упорядоченное целое. Косное – порядок вещей, высшее благо и совершенство; гармония космоса – это красота. Человек живет в соответствии с мерой и красотой, присутствующими в космосе.

Космополитизм – идеология т.н. мирового гражданства. В философии стоицизма (III в. до н.э. – II в. н. э.) все люди являются гражданами единого мирового государства – Космополиса. В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций – от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

Линейно-слоговое письмо – одна из ранних форм письменности, использовавшаяся на Крите и в Микенах.

Мимесис – принцип творческой деятельности художника в античной культуре, основанный на идее подражания (природе, животным, «гармонии небесных сфер» и т.п.). Цель мимесиса в искусстве – получение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познания предмета.

Пайдейя – в древнегреческой культуре понятие, обозначающее как непосредственно воспитание, обучение, так и, в более широком смыс­ле, образование. Греческое воспитание (пайдейя) являлось способом формирования не профессионала в определенной области, а самостоятельной личности, готовой к осуществлению гражданских обязанностей.

Полис – «город-государство», особая политическая структура, типичная для Древней Греции. Характерными признаками полиса являлись право земельной собственности и наличие гражданских прав у его жителей. Полисная организация способствовала формированию особой системы ценностей, которыми руководствовались все сограждане (сочетание индивидуального и коллективного интересов, идея верховной власти народа, уважение к полисным традициям и богам и т.п.).

Стоицизм – направление в древнегреческой этике, основанное Зеноном из Китиона около 300 г. до н.э.; устойчивая теоретическая и нормативная традиция; нравственный принцип. Согласно стоицизму, задача мудреца – освободиться от страстей и влечений. Высшая норма поведения – бесстрастие, апатия, повиновение разуму.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...