Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характерные черты русской философии XIX - первой половины ХХ века




Русская философия XIX - первой половины XX века. Федоров Николай Федорович (1829-1903)


Характерные черты русской философии XIX - первой половины ХХ века

философия русский федоров

Философия в России начинается не в 6 в. и даже не в 18 в., а только в 19 столетии в полную силу - во второй его половине. «Но это было поистине великое начало, ибо связано оно с именами Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.Л. Соловьева. В их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» - уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную духовную полифонию человеческой цивилизации» [1].

Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и славянофилов. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.Благо для России - освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Работы западников в основном воспроизводят идеал крупных западноевропейских мыслителей: Гегеля, Фейербаха, французских материалистов. Центральной проблемой в идейных исканиях западничества была проблема личности.

Оригинальным русским философско-идеологическим течением являются славянофильство. Славянофилами стали называть тех, кто считал, что Россия обладает особой культурой и пойдет по пути, отличному от тех, которыми шли страны Западной Европы. По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский. Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже, исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизацией. По мнению А.С. Хомякова, именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме».

Западничество и славянофильство - две противоположные, но и вместе с тем взаимосвязанные тенденции в развитии русской философской мысли, наглядно показывающие самобытность и большой творческий потенциал русской философии 19 века.

Говоря об общих тенденциях развития отечественной философии первых двух десятилетий 20 века, нельзя не обратить внимание на ее преимущественно религиозный, а подчас религиозно-мистический, религиозно-символический характер. Это было связано с особенностями тогдашней исторической ситуации в России - с обострением общественных противоречий, с чрезвычайной пестротой сил и тенденций, представляющих духовную жизнь страны, с резким столкновением крайних идейных позиций.

Специфика русской философии - в ее тесной связи с отечественной культурой, прежде всего с литературой. Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека является безусловной доминантной в русской философии начала 20 века. Отсюда ее своеобразный антропоцентризм, персоноцентризм, который чаще всего предстает в виде «христоцентризма», т.е. в виде религиозной философии человека.

Другая, никак не менее влиятельная тенденция представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания - русского космизма.

Космизм - своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ-ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественнонаучные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.

Важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Ведь на русский космизм особое влияние оказало христианство с его надеждами на грядущее воскрешение. Среди ярчайших черт русского космизма - вера в человека и гуманизм. Гуманизм, который основан на знании и является следствием самой природной космической эволюции.

Родоначальником русского философско-теологического космизма считается Н.Ф. Федоров (1829-1903). Он не был профессиональным философом. При жизни его сочинения в виде статей публиковались мало. Однако идеи Н.Ф. Федорова восхищали еще при его жизни многих писателей и философов. Благожелательные отзывы о его философии оставили Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, а позже А.М. Горький.

В историю философии Федоров вошел своим сочинением «Философия общего дела» (опубликованном в 1906-1913), в котором попытался объединить два методологических подхода к человеку - антропологизм и космизм, синтезируя судьбы человека и вселенского бытия.

Уже после смерти философа в начале ХХ века вышло двухтомное собрание его избранных трудов, озаглавленное его учениками «Философия общего дела». Из-за мизерного тиража в несколько сот экземпляров труды Федорова сразу стали библиографической редкостью, но это не послужило препятствием для распространения идей мыслителя. «Философия общего дела» открывала перед человечеством невиданные дали, призывала к титаническим преобразованиям, как в мире, так и внутри каждого индивида. «В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и обязано стать общим», - писал Федоров.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...